Регулярно находясь в школьных стенах, ребенок не только получает знания, но еще и рискует собственным здоровьем, ведь далеко не всегда учителя заботятся о физическом состоянии своих подопечных. Какие же здоровьесберегающие технологии в школе внедряются особенно активно, и можно ли их назвать эффективными?
Использование здоровьесберегающих технологий в школе — частая практика, к которой прибегают опытные преподаватели. Под такие технологиями подразумевают все методики педагогической работы, которые могут положительно сказаться на состоянии здоровья школьников. Используются такие методики не только учителями, но и завучами, а также дирекций учебного заведения. Так, например, постоянно сидя за партой, ребенок может столкнуться с нарушениями правильной осанки, с бактериальными заболеваниями и проблемами со зрением. С этими распространенными проблемами и борются так называемые здоровьесберегающие технологии, используемые в современных учебных заведениях все чаще и чаще.
Хороший учитель прекрасно понимает, что его задача — не только дать определенные знания детишкам, но и сохранить их идеальное здоровье. Именно поэтому в школах проводится плановая вакцинация, устраивается проветривание помещений, устанавливаются обогреватели, а иногда и кондиционеры.
Одна из важнейших здоровьесберегающих технологий — это работа над увеличением двигательной активности ребенка. Современные школьники слишком много времени проводят около телевизора и компьютера, иногда целыми днями не выходя из дома. В школе детишки также все время сидят за партой, что повышает их напряженность, ухудшает циркуляцию крови и работу всего организма в целом. Именно поэтому многие педагог практикуют дыхательную гимнастику и разнообразные упражнения на мелкую моторику пальцев. Особенно популярны такие минутки гимнастики в начальных классах. Чтобы детишки не уставали все время слушать преподавателя в одной позе, в середине урока можно поднять своих подопечных, сделать с ними несколько упражнений для шеи и рук.
Увеличение двигательной активности может происходить и за счет внедрения игровых методик преподавания. Некоторые педагоги устраивают настоящие квесты на уроках истории и литературы, которые помогают детям в активной форме познавать учебный материал. Также можно устраивать творческие уроки, внеклассные занятия с играми — все это только положительно повлияет на увеличение двигательной активности детишек.
Еще одна важная технология, напрямую влияющая на здоровье ребенка — психофизиологическая. Данная методика подразумевает создание положительной психологической атмосферы в классе, которая в будущем не позволит ребенку испытывать дискомфорт в процессе обучения. Приверженцы этой технологии уверены, что психическое состояние ребенка напрямую влияет на его успеваемость и здоровье. Иногда неуверенные и закомплексованные детишки оказываются более подверженными разнообразным заболеваниям, и поэтому так важно работать над созданием хорошей атмосферы в классе. Почувствовать себя более комфортно в школе дети смогут лишь в том случае, если учитель будет проводить психологические игры, прибегать к музотерапии.
Еще один важный момент, обеспечивающий нормальное физиологическое здоровье детишек — это индивидуальный подход к их особенностям и потребностям. Перед тем, как рассадить детишек за парты, учитель должен узнать, у кого из малышей имеются проблемы со зрением. Таких детишек нужно посадить на первые парты, собственно, как и малышей с проблемной осанкой. Многие школы сейчас переходят на использование разных парт и стульев. Все дело в том, что детишки обладают совершенно разной комплекцией, и поэтому многим из них просто неудобно сидеть за стандартными партами. В результате, школьнику приходится принимать не естественные позы во время урока. Разные парты позволят и высокому, и полному школьнику занять наиболее комфортное для него место.
Многие школы в преддверии сезона гриппа внедряют ароматерапию и практику регулярного приема витаминов. В классе могут быть установлены небольшие блюдца с ароматическими свечами с добавлением пихтового масла. Считается, что пихтовое масло эффективно борется с разнообразными микробами, а значит, и риск распространения гриппа будет стремиться к нулю.
В задачи педагога входит и обеспечение оптимальной безопасности для своих подопечных. Так, например, в классе не должно быть слишком холодно или жарко, из стен или пола не должны торчать оголенные провода. На время проведения урока учитель полностью отвечает за своих подопечных, и поэтому ему стоит удостовериться, что их здоровью ничего не угрожает.
Реализация здоровьсберегающих технологий в школе — ответственная задача, которая ложится на плечи не только классным руководителям, но и администрации школы. Так, например, одной из важнейших здоровьесберегающих технологий считается внедрение сбалансированной системы питания в учебном заведении, а за это может отвечать исключительно дирекция.
Огромную роль играют и воспитательные методики работы, которые получили название здоровьеформирующие. Их суть заключается в том, что у школьников с раннего возраста формируется правильное отношение к своему здоровью. Так, например, опытные педагоги регулярно проводят внеклассные занятия, посвященные вредным привычкам и их влиянию на детский организм. Сами школьники могут подготавливать специальные доклады, посвященные негативному влиянию вредных привычек на здоровье человека. В игровой форме следует рассказывать и про важность здорового образа жизни. Также педагоги могут рассказывать детям про нюансы зарождения тех или иных заболеваний.
Некоторые нормы здоровьесберегающего поведения должны закладываться в семье. Так, например, родители должны объяснить ребенку, почему ему нужно ходить в шапке и куртке зимой, отчего так важно носить только теплую, сухую обувь. В результате таких бесед вырабатывается уважительное отношение к собственному здоровью, которое в будущем положительно скажется на продолжительности жизни повзрослевшего человека.
Многие школы в рамках внедрения здоровьесберегающих технологий проводят разнообразные соревнования и Олимпиады между детьми разных возрастов. Участие в таких спортивных мероприятиях не только повысит двигательную активность ребенка, но и расширит круг его потенциальных интересов.
Еще одна важная технология — это внедрение специальных предметов и курсов, обучающих здоровью. Так, например, во многих школах практикуется предмет ОБЖ, то есть Основы Безопасной Жизнедеятельности. На таких уроках детям рассказывают, как вести себя в опасных для жизни ситуациях, как следить за своим здоровьем и оказывать первую медицинскую помощь. Обычно педагоги дают детям не только теоретические, но и важные практические знания, которые могут им помочь в будущем улучшить свое самочувствие.
Очень активно можно внедрять технологии здоровьеобспечения в рамках уроков физической культуры. Так, педагог может разработать комплекс мероприятий по закаливанию организма или тренировки, положительно влияющие на состояние спины и позвоночника. Зачастую за счет проведения таких мероприятий дети начинают чувствовать себя лучше, а болеть гораздо меньше. Многие преподаватели физической культуры практикуют занятия на свежем воздухе, зимнее катание на лыжах и летние пробежки. Все эти нормы помогают детям улучшить свое самочувствие, находясь при этом в школе.
Если речь идет о специализированном учебном заведении для особенных детишек, то здоровьесберегающие технологии применяются еще активнее. Так, например, во многих школах для детей-инвалидов имеются специальные массажные кабинеты, где опытные профессионалы могут помочь размять не использующиеся ребенком мышцы. В таких школах огромное внимание уделяют методикам обучения и их положительному влиянию на состояние здоровья малышей. Так, например, для слабослышащих детишек часто проводятся занятия по музотерапии, тестируются новые методики преподавания, положительно влияющие на улучшение слуха школьников.
Очень важно, чтобы каждый родитель внимательно отслеживал степень использования педагогами здоровьесберегающих технологий. Встречаются учителя, которые полностью игнорируют такие методики работы, в результате чего, детишки начинают часто болеть, испытывая физиологические и психологические трудности из-за посещения школы. В таких ситуациях родителям необходимо серьезно поговорить с преподавателем о внедрении здоровьесберегающих технологий в учебном заведении. В противном случае, можно смело переводить свое чадо в другую школу, где к самочувствию детишек относятся куда более серьезно.
Игнорировать здоровьесберегающие технологии не может себе позволить ни один хороший учитель, ведь от внедрения данных методик зависит самочувствие подопечных. Однако, если преподаватели никак не заботятся о здоровье детишек в рамках учебного заведения, родителям необходимо бить тревогу, дабы не допустить возникновения серьезных физиологических проблем у собственного чада.
К записи "Здоровьесберегающие технологии в школе по стандартам. Обязательные здоровьесберегающие технологии в школе" оставлено 0 коммент.