Главная » Здоровье » Состояние здоровья младшего школьника зависит от режима дня
30
Dec

Состояние здоровья младшего школьника зависит от режима дня

Рубрика: Здоровье     Комментарии: Комментариев нет

Режим дня играет огромную роль для школьника. Благодаря распорядку малыш более ответственно относится к видам деятельности, он не путается, а четко знает, что и когда ему сделать.

Этап обучения в школе – это совершенно новый период в жизни ребенка. Только сейчас он всерьез должен почувствовать свою ответственность, привыкнуть к новой обстановке, влиться в учебный процесс. Если до поступления в школу ребенок ходил в детский сад и группу дошкольной подготовки – это, конечно же, имеет свой положительный эффект. Но все же, любому ребенку нужно время и благоприятные условия для адаптации к школе.

Ряд требований и сложная учебная нагрузка очень часто становится причиной ухудшения здоровья и эмоционального самочувствия детей. В результате, малыши болеют, пропускают учебу и отстают в усвоении знаний.

Для того чтобы процесс адаптации был для школьника минимально травматичен, нужно правильно организовать режим его дня. Этим вопросом, в первую очередь должны заняться родители. В то же время школа со своей стороны также должна позаботиться о том, чтобы учебный процесс был организован согласно критериям, которые необходимы для обучения детей младших классов.

Распорядок для школьника — это распределение времени суток на виды занятий, отдых и развлечения. Отведя правильно время, можно обеспечить хорошее самочувствие и высокую работоспособность ребенка на протяжении всего дня. Режим дня младшего школьника необходимо строить в соответствии с биологическим ритмом функционирования его организма. Таким образом, первая волна работоспособности увеличивается к 11 часам и продолжается до 13. Второй период интенсивной работы мозга начинается в 16 часов и длится до 18. Если учитывать эти и другие особенности, можно легко и правильно рассчитать время на занятия, выполнение домашних заданий и отдых.

Составляя режим дня школьника 1 класс, нужно обязательно учитывать то, что у детей 6-7 лет отмечается особенная предрасположенность к переутомлению и повышенная чувствительность к внешним факторам среды. Кроме того, в это время продолжает свое развитие нервная система, развиваются мышцы, происходит дальнейший рост и окостенение скелета и т. д. Созревающие процессы требуют полноценного питания, достаточного времени на отдых, физкультурных занятий, здорового сна и прогулок на свежем воздухе.

Режим дня должен составляться в соответствии с уровнем психического и социального развития, а также учитывая состояние здоровья младшего школьника.

Правильно спланированный режим со временем зафиксируется в подсознании ребенка. Все действия, которые он выполняет за день, станут определенной системой, в которой все элементы взаимосвязаны. А это значит, что организм будет готов к смене деятельности, и каждый вид работы станет неотъемлемой частью ежедневной жизни. Не будет никакого стресса, ведь ребенок знает, что и за чем ему делать, а каждое предыдущее задание становится сигналом о последующем. Проще сказать – вырабатывается привычка.

Стоит еще раз обратить внимание на всю важность составленного режима. Ведь он, скорее всего, станет одним из главных факторов дальнейшего полноценного развития ребенка во всех отраслях.

В ежедневной жизни нельзя переоценить роли физических упражнений. Без них просто невозможно уберечься от различных заболеваний, которые преследуют опорно-двигательный аппарат человека. Поэтому, утренняя зарядка должна стать неотъемлемым элементом режима младшего школьника. К тому же, зарядка значительно облегчает всю трудность перехода от сна к бодрствованию, и позволяет организму в течение минимального времени включиться в активную работу. Подбор упражнений также должен быть не случайным. В первую очередь необходимо задействовать разные группы мышц — туловища, рук, брюшного пресса, спины и ног. Особенную роль играют упражнения на гибкость позвоночника, а также подвижность тазобедренных суставов. Процесс утреней зарядки требует четкого и правильного построения всех действий. Примером, сначала нужно выполнить потягивания, так как во время сна мышцы находятся в неподвижном состоянии, их нужно привести в тонус, расправить и расшевелить. После потягивания следует размять круговыми движениями головы шею, затем посмотреть в разные стороны и вверх-вниз. Следующий этап – упражнения для рук и плечевых суставов. За этим можно приступить к разминке туловища и ног. Важно обратить внимание на растяжку и разминку стопы. Это необходимо для того, чтоб обезопасить ребенка от нежелательных вывихов по время неудачного шага или падения. В конце зарядки необходимо применить упражнения на восстановление дыхания. Время, которое школьник потратит на гимнастические упражнения, зависимости от возраста будет составлять от 8 до 20 минут. Говоря о младшем школьнике, оптимальное время 8-12 минут. Вряд ли за это время можно разработать абсолютно все группы мышц, поэтому комплекс упражнений рекомендуется менять каждые 7 дней, а после их чередовать. В теплое время года зарядку лучше всего проводить на улице, ведь во время выполнения упражнений очень важен приток свежего воздуха. Когда на улице холодно, зарядку можно проводить в проветренной комнате.

Вряд ли стоит говорить о том, насколько важно, чтобы ребенок с самого детства полюбил гигиенические процедуры и порядок. Поэтому, приводить свое тело и комнату в порядок – это то, что должен безоговорочно выполнять каждый школьник (конечно же, если он здоров) .

Еще одно обязательное звено распорядка – полноценный завтрак. Очень часто родители не обращают на этот пункт должного внимания и, давая ребенку бутерброд с чаем, думают, что поступают правильно. На самом же деле такая еда приносит скорее вред, чем пользу. Прочитать реальную оценку таких продуктов можно в любой статье по правильному питанию. Но в данном случае важно узнать, чем же накормить ребенка, чтобы еда максимально способствовала его работоспособности и подарила насыщенность на долгое время. Такой едой поистине является каша, овсяная или гречневая. Каши содержат в себе целый комплекс витаминов и других необходимых веществ. К тому же, уни улучшают самочувствие, надолго насыщают и способствуют восприимчивости к учебной информации. За несколько минут до еды ребенок может съесть фрукт, который очень быстро усвоится и пойдет на пользу.

Так как следующий элемент режима – это посещение школьных занятий, следует обязательно напомнить о том, что родители должны побеспокоиться о полноценном питании ребенка в школьной столовой. Здесь не может быть никаких перекусов. Ведь хорошая еда – это залог отменной работы мозга, в то время как полуфабрикаты и фаст фуды способствуют лишь ожирению и ухудшению самочувствия. Этот вопрос стоит особенно остро, если речь идет об ученике младших классов. К счастью, государственная программа предусматривает бесплатное питание младшим школьникам. В дальнейшем же, для тех, кому трудно оплатить всю стоимость обедов предоставляется возможность льготного питания.

После возвращения со школы ребенок должен получить свой полдник. Это могут быть кисломолочные продукты, фрукты или овощи. После трапезы необходимо отвести время на полноценный отдых. В это время малыш может поспать или заняться любимыми делами. Но через час-полтора, он должен приступить к выполнению домашних заданий. Период приготовления уроков припадает, примерно время с 15: 40 до 16: 20. Такой распорядок отлично сочетается с физиологическим ритмом и способствует усвоению информации. Стоит учесть, что выполнять домашние задания нужно начиная с более легких предметов и заканчивая сложными. В 1 классе ученикам еще не задают конкретных заданий для выполнения, но родители должны помочь ребенку и организовать это время задаваясь целью закрепить школьные знания. После 40 минутных занятий нужно уделить несколько минут на физические упражнения. Зарядка поможет ребенку расслабиться и отдохнуть от умственной нагрузки, а также прекрасно расшевелит мышцы.

Особенное внимание следует уделить вопросу организации рабочего места для школьника. Ребенок ни в коем случае не должен учить уроки на диване, на полу, лежа или на коленках. Для занятий у него обязательно должен быть индивидуальный стол и стул, параметры которых нужно подобрать с учетом возрастной категории школьника. Правильная организация рабочего места является одним из главных факторов физического здоровья. Кроме того, рабочее место ребенка должно хорошо и правильно освещаться, а во время учения уроков его ничто не должно отвлекать.

Время после выполнения домашних заданий лучше всего провести на улице. Свежий воздух ежедневно необходим ребенку для повышения иммунитета, хорошей работы легких, улучшения самочувствия. В этот период (с 16: 30 до 18: 00) школьник также может посетить кружки, поиграть с друзьями или прогуляться с родителями. Говоря о кружках, стоит помнить, что психологи не рекомендуют выбирать их более двух видов.

С 18: 00 до 19: 00 ребенок должен поужинать. Последняя трапеза может состоять из овощей или молочных продуктов. Оставшееся до сна время малыш может поиграть с родителями или заняться своими делами. Ребенку можно разрешить посмотреть мультфильмы или познавательную передачу по телевизору. Главное, чтобы период экранного просмотра не превышал 40-50 минут в день. Для младшего школьника этого времени вполне достаточно, а вот превышенная норма может негативно сказаться на здоровье глаз, да и не только. Во время досуга ребенок может заняться каким-нибудь полезным делом. Отличный вариант, если для него предусмотрена индивидуальная обязанность. Такой элемент режима приучит школьника к ответственности и трудолюбию. Ученик младших классов вполне может справиться с постоянным заданием поливать цветы, протирать пыль или мыть посуду. Хорошо, если дома есть питомец, тогда школьник сможет ухаживать за ним, кормить и играться.

Примерно в 20: 40 должна начаться подготовка ко сну. В это время стоит выполнить гигиенические процедуры. В девять часов вечера режим младшего школьника предусматривает отхождение ко сну. Выбор времени обусловлен тем, что именно в первую часть ночи ребенок растет, восстанавливаются его силы. Здоровый сон должен продолжаться не менее 9 -10 часов. Во время сна снижают свою деятельность все физиологические системы организма. Мозг в это время сохраняет и перерабатывает полученную за день информацию.

Режим дня школьника 2 класса можно составить на основе 1-го, при этом несколько увеличить время на выполнение уроков и других занятий.

Если изначально родители не помогли составить ребенку режим дня, его все равно нужно постараться ввести на любом этапе. Адаптировать школьника к режиму нужно постепенно, аргументируя пользу от каждого элемента.

И еще один момент, наверняка, один из самых главных. Семья ребенка должна создать для малыша атмосферу спокойствия и уюта. Он должен быть уверен в том, что его любят, в него верят и ему всегда помогут. Зная это, малыш не опасаясь будет познавать новое, делать успехи и учиться на своих ошибках. Чувствуя поддержку, он будет более уверен в себе, найдет силы, чтоб достичь поставленной цели. Если ребенок растет в полноценной семье, где нет ссор и непониманий, у него нет комплексов, он положительно оценивает все вокруг и видит в каждом человеке доброе начало. Если все наоборот, появляется куча комплексов, непринятие себя, фобии и опасение всех окружающих. Поэтому, все молодые люди, которые решились заводить семью должны трезво понимать всю ответственность, которая лежит на них друг за друга, а особенно за детей.

Если режим дня стал привычным делом для школьника, он и в дальнейшем, после школы, сможет рационально распределять свое время, а значит быть собранным, целеустремленным и успешным.

Автор:    

К записи "Состояние здоровья младшего школьника зависит от режима дня" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)