Психическое развитие детей дошкольного возраста — это очень интересный процесс. Первые годы жизни ребенок, как губка впитывает большое количество информации и только учится смотреть на мир глазами взрослого – делать выводы, мечтать и придумывать что-то кардинально новое. Как развивается психика ребенка, и чем его мышление отличается от взрослого?
Ребенок появляется на свет абсолютно беспомощным, в первые годы своей жизни он познает окружающий мир с помощью всех имеющихся у него средств и органов чувств. Восприятие окружающей действительности во многом влияет на формирование личности и характера маленького исследователя. Любопытно, что даже при сравнении двух детей с разницей в возрасте в 2-3 года можно заметить, насколько кардинально отличается их мышление. Как происходит психическое развитие детей дошкольного возраста?
С первых лет жизни и до самой школы большинство детей не умеет мыслить абстрактно. Обучение в этом возрасте должно проходить с использованием конкретных примеров, ассоциаций, визуальных образов. Необходимо помимо этого деление на низшие малые категории. Воспринимать информацию в виде обобщенных понятий дети учатся только в начальной школе. Любопытен тот факт, что у дошкольников мышление плотно связано с речью. Соответственно, любые отклонения в развитии речи могут свидетельствовать о серьезных нарушениях психологического развития.
Какие факторы имеют значительное влияние на развитие психики детей дошкольного возраста? Многие родители замечают, что дети значительно лучше обучаются чему-то самостоятельно, нежели во время целенаправленных занятий. Подражать окружающим свойственно всем малышам. Общение с окружающими взрослыми и сверстниками так же немаловажный фактор.
Коллективные игры – «в семью», «в профессию», и другое имитирование деятельности взрослых, регулярное звукоподражание для самых маленьких и разговоры для детей постарше – все это необходимые занятия для своевременного психического развития. Яркий пример, доказывающий значимость подобных занятий – «дети-маугли», социально-неадаптированные личности, выросшие без общения со сверстниками и взрослыми.
Нужна ли стимуляция психическому развитию детей дошкольного возраста? Развивать речевые навыки и знакомить малыша с родным языком просто необходимо. Разумеется, все «уроки» должны проходить в игровой форме и приносить радость, а не быть очередной повинностью. Пополнение словарного запаса, знакомство с фонетикой и грамматикой помогает усовершенствованию нервной деятельности. Хорошее знание языка необходимо для получения навыков и знаний практически во всех сферах. Ведь совсем скоро малышу придется воспринимать информацию из продолжительных рассказов и объяснений. А так же выполнять множество действий исключительно по словесным инструкциям. Нормальное развитие психики детей дошкольного возраста предполагает умение оперировать понятиями времени и пространства, выражать словами чувства и эмоции, другие нематериальные вещи и события.
Независимо от своего возраста – ребенок не пассивный зритель, а часть общества. Родители должны суметь развить коммуникативные навыки, и помочь осознать себя как члена семьи или группы в детском саду. При комфортном психологическом климате в семье, быть отзывчивыми, внимательными к окружающим и вежливыми дети учатся естественным путем, подражая окружающим. Разумеется, немаловажно привить ребенку и различные поведенческие нормы. Но при этом важно не только аргументировать правилами приличия или этикета, но и затрагивать чувства ребенка. Например – объяснить, что обижать другого малыша нельзя не только потому что это «не хорошо», но и из-за того что это неприятно или больно.
Психическое развитие детей дошкольного возраста включает в себя появление воображения и логики. Нередко плоды воображения сильно тревожат уже родителей трехлетних малышей. Ребенок может фантазировать и рассказывать нереальные истории, способные не только удивить, но и огорчить родителей – зачем ребенок врет нам? На самом деле ругать за фантазии ребенка ни в коем случае нельзя, ведь именно благодаря воображению появляются новые идеи и нестандартные решения.
Стимулировать воображение можно, побуждая ребенка что-то придумывать и фантазировать. Логическое мышление же требует специального развития. Это упражнения, предполагающие объединение каких-то предметов или символов в группы, объяснение целесообразности тех или иных поступков и прочее.
Очень важную проблему затронули. Психика малышей хрупкая супстанция. К сожалению многие родители этого не понимают…
Очень важно не покалечить ребенка в детстве. Неправильное психическое развитие ребенка накладывает отпечаток на всю его дальнейшую жизнь и поступки.
Психическое развитие дошкольников это очень важная тема, требующая деликатного подхода и особого внимания. Спасибо, что говорите об этом.
Как не искалечить психику – вот главный вопрос. Психическое развитие дошкольников должно происходить в благоприятной обстановке.
Психическое развитие дошкольников часто идет в неправильном направлении из-за ограниченности и эгоизма родителей