Чтобы физкультминутки в начальной школе были максимально эффективными, они должны соответствовать трем обязательным условиям: состав упражнений соответствует уроку, дети должны выполнять их с эмоциями и учитель должен уметь быстро переключать детей на другую деятельность.
Для ребенка очень важно, чтобы движения его пальчиков развивались полноценно, и в этом ему обязательно помогут физкультминутки для начальной школы.
Преподаватель должен учитывать, что полноценное развитие мелкой моторики необходимо для мыслительной деятельности, ибо все это взаимосвязано, и нужно обязательно учесть это в работе с маленькими учениками. Когда пальцы ребенка выполняют самые разные упражнения, развивается мелкая моторика, благодаря этому ученик будет лучше говорить, а его руки приспособятся к овладению ручкой и карандашом. У пальцев появится нужная для мелкой работы гибкость, подвижность, движения не будут скованными, а именно это и лежит в основе овладения письмом и рисованием. Чтобы ребенок радовался, выполняя упражнения, он должен делать их с легкостью, если же ему трудно даются какие-то элементы, это вызовет лишь разочарование и досаду.
На протяжении урока через определенные промежутки учитель должен давать небольшой отдых детям, он им жизненно необходим для того, чтобы все застойные напряжения в спине, руках, ногах снять. Основной задачей педагога является процедура снятия психического напряжения у детей, благодаря физическим упражнениям добиться релаксации, чтобы у всех малышей появился интерес к проведению таких минуток. На физкультминутку обычно тратится пара минут, может быть, три, и начинают ее в тот момент, когда ребенок проявляет признаки усталости от занятия на уроке.
Когда проводится комплекс из специально подобранных упражнений, то каждое повторяется как минимум 4 раза, а всего должно быть не меньше 3 упражнений. Удобнее всего использовать тексты в стихах, именно под ритмичные слова наиболее эмоционально двигаются дети, и пользы от таких энергичных действий будет больше. Проводить занятия можно не только стоя, но и сидя за партой, делать упражнения можно после того, как их продемонстрирует учитель, а можно и вместе с ним. Обязательно нужно включать такие упражнения, как выпрямление туловища и ног, движение плечами, их разведение, поднимать, опускать голову, вращать ею, расслаблять напряженные кисти рук, выполнять упражнения для дыхания.
Очень полезен самомассаж пальцев, точнее, фаланг, при котором большой палец поочередно поглаживает другие пальцы на руке, выполнять это упражнение можно сразу двумя руками. Полезно играть пальцами, соединять подушечки от мизинцев до больших пальцев, но при этом ладони не должны соприкасаться, для этого лучше придать рукам горизонтальное, или почти такое, положение. Очень эффективно следующее упражнение: пальцами скрести по неровной поверхности, представляя, что они грабельки, при этом можно проговаривать что-то, связанное с уборкой мусора с земли. А еще можно представить слоненка, изображая его с помощью пальчиков, поставить все пальцы на стол, затем поднять средний, далее в таком положении «идти» рукой по столу.
Неплохо помогает расслабить от письма мышцы и «зайка с барабаном», когда рука сжимается в кулак, после чего указательный со средним пальцами поднимаются вверх, а безымянный с мизинцем ударяют по большому пальцу, однако, это сделать достаточно тяжело.
Необходимо обязательно уделять внимание упражнениям для глаз, они служат для профилактики развития близорукости и расслабляют глазные мышцы, которые тоже устают от постоянного напряжения. Упражнения против близорукости можно успешно совмещать на занятиях с общеразвивающими, например, движения рук можно делать вместе с движениями глаз, таким образом, чтобы взгляд ребенка был зафиксирован на кисти одной из рук. А еще интересно будет детям, если упражнения на физкультминутке будут совмещены с темой, которую в данный момент изучают, например, на русском языке или чтении, связать упражнения с произведением, которое проходят. Например, учитель предлагает задействовать изучаемую тему таким образом: читает слова, а дети должны на слух понять, есть ли в слове суффикс, его можно заменить приставкой. Если есть, дети приседают, если нет – хлопают в ладоши.
Упражнения для глаз должны создавать оздоровительный эффект в процессе занятий ими, чтобы не развивалось ни зрительно-вегетативное, ни зрительно-психогенное утомление. Необходимо для начала просто поморгать глазами, потом сфокусировать взгляд на правой стороне, далее – на левой, после чего посмотреть вверх, далее – вниз, положить на глаза ладони, очертить взглядом дугу наподобие радуги, снова посмотреть вниз, зажмуриться, после чего открыть глаза и поморгать. Очередное упражнение удобно назвать «Бабочкой», так удобно представить спящий цветок и закрыть глаза, после расслабить все тело, руки поднять, сделать легкие массирующие движения на веках.
Несколько упражнений для улучшения слуха тоже будут очень полезны, они не сложные, дети с удовольствием их выполнят, например: верхнюю часть ушной раковины пригнуть вниз, разогнуть, повторить, как бы скатывая ухо трубочкой, пока не станет теплым. Около козелка найти ямочку и нажать на нее, отпустить, снова нажать, поиграть, как будто с кнопочкой, причем делается это на обоих ушках одновременно. Взять мочки ушей пальчиками, помассировать, отпустить, и так несколько раз; затем помассировать ухо полностью круговыми движениями, сначала по часовой стрелке, потом – против, делать сразу на обоих ушах. Самим себя за ушки подергать, нужно выполнить 20 таких движений вниз, после чего взять ухо посередине и тоже 20 раз подергать, только сильные рывки делать не нужно! После подергиваний снова взять пальцами мочки и помассировать их, затем 20 раз потянуть уши в разные стороны, закончить упражнения с ушами выгибанием ушной раковины вперед, тоже 20 раз.
Очень полезна для маленьких школьников дыхательная гимнастика, несколько упражнений можно сделать на одной из физкультминуток, учителю необходимо следить, чтобы дети дышали носом. Делать вдох нужно только вместе с каким-то движением, должен соблюдаться ритм строевого шага, это от 55 до 60 движений – вдохов каждую минуту. Делать эту гимнастику нужно со счетом, но не вслух, «и» — вдохнуть, «цифра» — выдохнуть. Делая упражнение «Ладошки» дети встают прямо, разгибают в локтях руки, отводят от себя ладони, и, сжимая пальцы в кулак, делают короткие вдохи через нос, все движения ритмичны. Выдохи должны быть плавными, воздух из груди выталкивать не следует, так выполняются 4 вдоха, затем идет пауза секунды на 3-4, и в норме более 24 вдохов подряд делать не нужно, так как есть опасность того, что от большого притока воздуха может закружиться голова.
Для формирования и поддержания правильной осанки можно делать такие упражнения: сложив руки за спиной, ходить на месте, после чего наклониться вперед, далее назад и выпрямиться. Сделать несколько раз повороты туловищем в одну сторону, затем в другую поочередно, наклониться вперед, выпрямиться, снова сделать несколько поворотов туловищем вправо – влево. Сложив руки за спину, снова выполнить ходьбу на месте, поклониться, выпрямиться, присесть, наклониться вперед, и снова выполнить повороты туловищем влево – вправо, после них наклониться вперед и выпрямиться, а закончить поворотами туловища.
Упражнения на мелкую моторику ученикам младших классов необходимы, и делают они их с удовольствием, например, катают между ладонями грецкий орех. В следующем упражнении нужно взять тетрадь и расчертить в ней клетки размером 2 на 2 сантиметра, а ребенка попросить походить двумя пальцами, указательным и средним, по клеткам, делая вид, будто пальчики – это ножки. Рассыпать по столу спички, чтобы ребенок их собирал, например, подушечками указательных пальцев, потом средних. Можно взять сухой круглый горох (только не дробленый!), и насыпать его в кружку, а рядом поставить еще одну емкость, только пустую, и дать ребенку задание перекладывать горошины из
полной в пустую.
Хорошо разминает пальчики слабенькая бельевая прищепка, но ни в коем случае не тугая, с ее помощью нужно «прикусывать» ногтевые фаланги, начиная с указательного пальца двигаться к мизинцу, потом те же движения сделать в обратном направлении и поменять руку. Для следующего задания можно воспользоваться имеющимся горохом, можно заменить его крупой, причем любой, дать задание малышу взять указательным и большим пальчиками крупицу и удерживать ее уже другими пальцами руки, набирая горсть. Попросить делать это максимально осторожно, представить, будто собирают землянику, причем сразу двумя руками, и стараться набрать как можно больше, не «раздавив» ягоды. Пару пробок от бутылок с водой положить на стол вверх резьбой, представить, что это лыжи, поставить в них указательный и средний пальцы и делать шагающие движения. Дать ребенку прямоугольный лист, например, бумаги, ткани, полиэтилена, и попросить скомкать его так, чтобы помести в кулак полностью.
С помощью физкультминуток можно снять накопившееся у детей не только физическое напряжение, но и эмоциональное, потому что меняется вид деятельности, а это помогает развивать память, внимание, речь, да и дети очень любят подвижные занятия.
К записи "Физкультминутки — это полезно и весело! Упражнения для физкультминутки для учеников начальной школы" оставлено 0 коммент.