Главная » Школьникам - подросткам » Психологические тренинги для подростков в школе: составляем программу
31
Jul

Психологические тренинги для подростков в школе: составляем программу

Рубрика: Школьникам - подросткам     Комментарии: Комментариев нет

Психологические тренинги для подростков приносят хорошие результаты в их развитии. Они просто необходимы, особенно в тот момент, когда у подростка начинается и длится переходный период.

Подростковый возраст (12-17 лет) – это трудный период, как для родителей, так и для детей. В это время родители, при неправильной реакции на подростковый кризис ребенка, могут потерять контакт со своими детьми. Подростку же хочется доказать, что он может все сам, возражает против навязывания чего-либо, борется за свободу действий, стремясь стать взрослым.

Главные особенности этого возраста – резкие изменения, которые затрагивают все аспекты жизни ребенка. У каждого подростка такие изменения происходят в разное время – у кого-то раньше, у кого-то позже, так как дети развиваются по-разному. У одного ребенка развиваются определенные качества раньше, другие дети опережают своих сверстников в иных направлениях. В этот период у подростков развивается самостоятельное мышление, что приводит их к индивидуальным различиям творческой деятельности.

Кризис подросткового возраста может проходить в двух фазах:

— Кризис независимости, выражающийся через упрямство, своеволие, отделение собственного мира от окружающих, ревность, снижение авторитета взрослых.

— Кризис зависимости. Эта форма проявляется в излишней послушности, проявлении интереса к старым привычкам и большая зависимость от взрослых.

Наряду с активным стремлением к независимости подросток неосознанно ждет от близких помощи. А так как этот период является более благоприятным для полного развития личности ребенка, то помощь родителей и педагогов необходима.

Педагогика нацеливается на саморазвитие личности ребенка, его способности и интересы. Поэтому одной из главных целей воспитания – это поддержание психологических условий для саморазвития каждого ученика.

Существует несколько направлений работы с подростками:

— Закрепление чувства взрослости.

— Мотивация к получению знаний.

— Развитие интересов, воображения, общения, воли.

— Снижение тревожности, неуверенности и чувства грозящей опасности.

На сегодняшний день все более становится популярной такая работа с трудными подростками, как психологический тренинг. Что же это такое? Психологический тренинг подразумевает практику различных психологических воздействий, которая основана на методах только групповой работы, с использованием специфичных форм развития и коррекции умений, знаний и навыков подростка, а также обучению общению.

Цели тренинговых работ с учениками разнообразны, но можно выделить несколько основных, объединяющих их по содержанию и направленности:

— Изучение психологических проблем подростков и нахождение верных путей их решения.

— Укрепление психического здоровья.

— Наблюдение за межличностным общением в группе и создание более гармоничного общения.

— Развитие самоисследования и самосознания у подростков.

— Реализация творческого потенциала и ощущения успеха.

В частности психологические тренинги ставят перед собой задачу развития коммуникативных навыков и приемов подростков, чувства общности с коллективом и умению в нем работать.

Необходимо следовать следующим принципам организации психологического тренинга для подростков:

— Все дети должны только добровольно участвовать в тренинге.

— Материал должен быть целостным и подобран с учетом возрастных и психологических особенностей каждого учащегося.

— Состав группы должен быть постоянным.

— Гармонизация эмоционального и интеллектуального аспектов.

— Самодиагностика и обратная связь.

Группа комплектуется только на основе полной добровольности, чтобы создать открытую атмосферу, ощущения неожиданности и спонтанности. Здесь каждый участник может задать вопрос или делится своим опытом без стеснения или боязни. Поэтому для ощущения сплоченности ребят группа не меняется и сохраняет свой состав до окончания тренинга.

Существует много программ психологических тренингов для развития детей и подростков, быстро и эффективно устраняющих проблемы, которые невозможно решить во время учебно-воспитательного процесса.

Например, :

— тренинги с подростками с целью снижения тревожности подростков, который ставит перед собой цели:

— повышение самооценки подростка;

— развитие коммуникативных качеств;

— обучение осознания эмоций и умения правильно на них реагировать.

Что же такое тревожность ребенка и стоит ли она такого пристального внимания? Тревожность – это склонность к излишней беспокойности в самых различных ситуациях, появлению которой могут способствовать следующие факторы: учебные перегрузки, трудность в освоении программы, высокая требовательность со стороны родителей, конфликтные отношение с педагогом или в коллективе учащихся, смена школьного коллектива или регулярные работы, оценивающие знания.

Как выявить симптомы тревожности у ребенка? Существуют несколько принципов определения тревожности у ребенка:

— постоянное беспокойство;

— нарушение сна и режима;

— раздражительность постоянного характера;

— мышечное напряжение;

— невозможность сконцентрироваться.

В рамках данного тренинга подростками выполняются задания, в ходе которых он получает возможность перенять опыт взрослого, проявить свои качества, исследовать себя, научиться выражать свои реакции на различные ситуации. Это поможет детям стать более успешными.

В группах обычно участвуют до 12 человек желательно с небольшой разницей в возрасте. Здесь чаще всего используются развивающие и ролевые игры по ситуациям и групповое обсуждение.

— Психологические тренинги для подростков 12-16 лет «Я и окружающие меня люди», рассматриваются грани отношений с взрослыми, родителями, сверстниками и друзьями, ставит для себя цель – научить понимать и принимать себя, а также научиться взаимодействовать с окружающими людьми.

Тренинг общения для подростков может содержать следующие темы:

— Кто я такой. Каков я на самом деле.

— Как найти в себе положительные стороны и полюбить себя.

— Чувство собственного достоинства.

— Что такое дружба.

— Помощь другу.

— Я в своих глазах и глазах моих друзей.

— Как правильно общаться.

— Как развиваются отношения и почему.

— Как объяснить родителям, что ты уже взрослый.

— Что такое взрослое поведение.

— Взрослое поведение в конфликтной ситуации.

— Как сотрудничать с взрослыми.

— Мои права и права других людей.

— Просьба.

— Чувства. Эмоции. Обида.

— Быть собой, но в лучшем виде.

— Жить по собственному выбору.

Эти занятия помогут освоить приемы успешного общения с другими людьми, научиться их понимать, научиться выражать свои чувства и понимать других, узнать больше о своих сильных и слабых сторонах, изучить навыки поведения в конфликтных ситуациях, а также приобрести новых друзей.

Такие занятия обычно проводятся в форме разыгрывания определенных ситуаций, общении, дискуссиях, обмена мнениями, и в упражнениях на познании себя и в группах или парах. В таких группах обычно участвуют от 8 до 14 человек в определенное время.

— Психологический тренинг «Я и мой рост личности» предлагает занятия с учащимися 15-16 лет.

Примерные темы занятий:

— Изучение моего характера. Как меня видят другие.

— Причины разногласий между людьми и способы их устранения.

— Какова моя психологическая защита.

— Развитие самоконтроля.

— Рефлексия.

— Смысл жизни.

В такой работе используется огромное количество приемов: разыгрывание сценок, опросы, обсуждения и дискуссии, анализ и самоанализ, психогимнастика, игровая терапия и использование расслабляющей музыки.

Этот тренинг стремится к достижению следующих целей: развитие положительного отношения и доверия подростков к самому себе и окружающему миру, формирование ценности своей личности, предупреждение негативных эмоций путем изменений в поведении.

Итак, тренинг начинается всегда с вводного занятия, где участники знакомятся друг с другом. Дети по очереди представляются и рассказывают о своих интересах и предпочтениях. Следующий участник повторяет все за предыдущим и рассказывает о себе. Используют такой прием, как таблички с именами. Участники пишут на листах бумаги вое имя и рисуют эмблему. Во время представления ребята объясняют, почему была выбрана та или иная эмблема.

Также возможна игра «Что значит мое имя? ». Участники называют свое имя и рассказывают о нем. Предлагается еще вариант вопросов в помощь детям:

— Кто выбрал мое имя?

— Нравится ли оно мне и почему?

— Влияет ли имя на отношение к человеку?

Затем предлагается заполнить анкету, в которой дети рассказывают о своей индивидуальности. Так им будет проще рассказать о себе как можно больше правдивой информации. Если же начать опрашивать детей в ходе беседы, то они могут и утаить некоторые моменты.

Занятия, воспитывающие доверие к самому себе и окружающим, такие как «Паровозики», «Слепой поводырь» и многие другие.

В первом упражнении ребята разбиваются на тройки, представляя собой поезд. Первый и второй (составы) идут с завязанными глазами, а последний – машинист ведет группу между преградами. После этого проводится обсуждение ощущений ребят в роли паровоза и машиниста и о доверии к ним.

Во втором один участник становится в круг. Он должен падать в разные стороны, а оставшиеся ребята должны его удержать. Здесь также проводится беседа о том как чувствовал себя участник, насколько он доверял своим друзьям, какие трудности приходилось преодолевать.

Также используются занятия и упражнения для снятия напряжения и внутренних зажимов , создания атмосферы понимания и принятия друг друга, самораскрытия и работа над собой, изучения явлений и поступков с разных точек зрения, развития тактильных ощущений, развитие умения благодарить, стремления к сопереживанию и взаимопомощи, формирования чувства сплоченности, преодоления страхов и т. п.

— Тренинг для родителей.

На таких тренингах родителей учат находить решение выхода из конфликтной ситуации без вреда ребенку, дают ответы на животрепещущие и непростые вопросы.

Психологический тренинг для родителей чаще всего посещают родители, желающие наладить отношения со своим ребенком. Часто такие тренинги посещают родители, когда в семье дети разного возраста. Для них будет также полезно обсудить тему, в последствии они меняют свое отношение ко многим моментам в жизни, причем в лучшую сторону.

Родители разбирают такие темы как:

— Что такое семейные правила и когда они нужны?

— Наказание ребенка: стоит ли наказывать и как сделать это правильно.

— Как стать для ребенка примером для подражания.

— Как сформировать у ребенка полезные привычки?

— Как сделать домашние занятия интересными для своего ребенка?

— Хобби ребенка. Правильный выбор и поддержка родителей.

— Какие отношения у родителей с бабушками и дедушками? Как это влияет на развитие ребенка?

— Есть ли взаимопонимание между мужем и женой?

— Тренинг для учителей, который помогает ответить на ряд вопросов, возникающих в работе с трудными подростками. Узнать, в чем же состоят их запросы на психологическую помощь и как эффективно и быстро их удовлетворить.

Психологические тренинги – это одна из самых эффективных работ школьного психолога, которая направлена на улучшение психологического состояния подростков и стремлению к саморазвитию. На тренингах дети учатся преодолевать трудности, учатся межличностному общению и адаптироваться к новым вещам. Также это работа с родителями подростков и огромная помощь семье в преодолении ребенка подросткового периода без негативных последствий.

Если проводить мероприятия в комплексе, то отдача от такой работы будет максимальной.

Грамотно составленная программа тренинга для подростков станет отличным инструментом для развития личностных качеств, поможет избежать возможных негативных проблем и окажет огромную помощь семье в целом.

Автор:    

К записи "Психологические тренинги для подростков в школе: составляем программу" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)