Главная » Школьникам - подросткам » Основные виды коррекционных упражнений для подростков
09
Jul

Основные виды коррекционных упражнений для подростков

Рубрика: Школьникам - подросткам     Комментарии: Комментариев нет

В жизни каждого человека подростковый возраст выступает наиболее тяжелым, потому что в этот момент в организме происходит половое созревание. Время наступления подросткового возраста разное для каждого ребенка.

Как показывает практика, подростковый кризис может наступить как в 11, так и в 13 лет. Это время тяжело переживает и сам подросток, и окружающие его люди – семья и друзья. Когда наступает этот момент, то стремительно изменяется рост и вес ребенка, происходят эндокринные процессы в организме, зачастую изменяются пропорции тела, поэтому многие подростки чувствуют себя неловко, не комфортно.

Внешние признаки полового созревания проявляются внешне, как у мальчиков, так и у девочек. К примеру, у парней изменяется голос, снижается тембр голоса, а у девочек на лице могут появиться фурункулы. Перепады в организме вызывают смену эмоционального состояния подростка. Поэтому настроение может меняться моментально, бодрость и радужные планы на будущее могут молниеносно смениться нервозностью, раздражительностью и полной апатией.

Кроме того, у многих начинается формироваться образ своего индивидуального «Я». Это говорит о том, что с мнением и рекомендациями взрослых подростки не соглашаются, на этом фоне возникают конфликты, сбегания из дому и так далее. Даже самые спокойные личности имеют превышенную возбудимость.

Для того чтобы не дать ребенку в подростковом возрасте замкнуться в себе, специалисты рекомендуют проводить специальные коррекционные упражнения. Они нужны, в первую очередь, для того чтобы повысить самооценку ребенка, вырасти в собственных же глазах.

Если психологам школы и учителям удастся поднять самооценку ребенка, то можно не сомневаться в его успешной деятельности, хорошей социальной адаптации и позитивной оценке своего социального статуса в обществе.

Если же ничего не предпринимать в данной ситуации, то подросток в классе станет социально отторгнутым, и этот статус он может нести долго. Поэтому коррекционные упражнения для подростков нужны, главное, правильно их подобрать.

Перед тем как приступить к рассмотрению различных видов тренингов, нужно разобраться, какие этапы коррекционной работы следует обязательно выделить:

— снизить уровень тревожности подростка;

— снизить его страх от различных социальных контактов;

— сформировать у ребенка контроль над его же эмоциями, а также умение сдерживать негативные эмоции вовремя;

— приобрести умения найти выход из любого положения, даже самого сложного;

— научить подростка отстаивать свою жизненную позицию, какой бы она ни была.

Для того чтобы провести между детьми коррекционные игры и упражнения, нужно сначала организовать в классе соответствующую хорошую атмосферу и доверительную обстановку. Нужно предупредить участников о том, что каждый имеет право высказывать свои мысли, задавать вопросы психологу или друг другу, а также уточнять интересующую информацию.

Нужно сказать ребятам также то, что все, о чем будет говориться в стенах помещения, не должно выходить за его пределы, это не стоит обсуждать с посторонними. Следует помнить, что в лексиконе подростков должны обязательно исключаться оскорбления или слова, которые будут унижать сверстников.

Когда вводная лекция проведена, нужно ознакомиться с участниками, чтобы они стали относится к взрослому как к другу, чтобы они не проявляли к нему негатива и не сопротивлялись. Важно помнить то, что сначала дети могут вести себя беспокойно и неуверенно, это нормальное состояние.

Чтобы снять напряжение в группе, можно провести первую игру «Клубок». Ее правила заключаются в том, что все садятся в круг, а ведущий бросает клубок ниток любому участнику. Тот, кто поймает клубок, должен назвать свое имя и рассказать о себе в двух словах. Этот игрок кидает следующему участнику, и тот должен назвать то, что только что произнес его сверстник и рассказать так же о себе. Кто будет забывать, все будут подсказывать. Поэтому эта игра будет очень увлекательной, так как подростки узнают на ней многое о друг друге.

Есть еще одна игра на знакомство с членами группы, она имеет название «Визитка». Для этой игры нужно заранее подготовить небольшие листочки с бумаги, а также цветные карандаши. Нужно раздать листики каждому и сказать, что игроки должны оформить визитку, написав на ней то имя, которым бы хотелось, чтобы называли. Кроме того, оформление должно отражать внутренний мир подростка.

Следующий цикл упражнений направлен на повышение самооценки подростка:

— Игра «Автопортрет». Ее смысл состоит в том, чтобы ребенок смог осознать себя. Для ее проведения заранее нужно подготовить для каждого листочек и ручку. На этом листе бумаги каждый должен вкратце написать о том, какой у него характер, какие имеет вкусы и увлечения. Эти признаки должны быть точные, чтобы по ним можно потом было узнать, о ком идет речь.

— Упражнение «Комплимент» состоит в том, что на нем усиливается внимание друг к другу, повышается самооценка и принимаются собственные положительные качества. Для его проведения все участники становятся в круг, в центре ставится стул, и каждый по очереди садится на него, а остальные участники говорят ему комплименты, но только правдивые.

Следующий цикл упражнений на снижение уровня страха социального общения между собой:

— Игра «Все у кого…». Данная игра направлена на развитие доброжелательного отношения друг к другу. Игроки садятся в круг, и каждый предлагает выполнить определенное задание тем, у кого есть что-то подобное. Ход игры сначала показывает ведущий, чтобы дети поняли суть игры.

К примеру, он спрашивает, пусть постоят на левой ноге те, кто проснулся сегодня с хорошим настроением, или, пусть поаплодируют те, у кого голубые глаза, и так далее.

— Следующая игра «Путаница» снимет возможное эмоциональное напряжение подростков, а также поднимет их уровень самооценки. Первый участник берет за руки двоих разных игроков, которые не стоят рядом, а те два игрока – еще двоих, и так далее. После этого участники должны, не отпуская рук товарищей, распутаться таким образом, чтобы получился новый круг. Перед тем как начать игру, стоит предупредить участников о том, что они должны бережно друг к другу относиться.

— Упражнение «Слепой и поводырь» поможет развить у подростков доверие к окружающим, а также чувство ответственности. Для его проведения первый игрок берет за руку другого, у которого закрыты глаза, и ведет его в другой конец помещения. Он по дороге объясняет ему, как нужно преодолеть встречающиеся преграды на пути в устном порядке.

— Игра «Пантомима» поможет снять страх выступлений перед окружающими, а также подросток сможет победить существующий страх перед социальными контактами. Для ее проведения нужно заранее подготовить небольшие листочки, на которых написаны названия разных предметов.

Первый участник вытаскивает понравившийся листик, и изображает без звуков тот предмет, который в нем указан. Стоит отметить, что предмет может быть как живым, так и неживым. Остальные должны угадать, что показывает их сверстник.

Следующая группа коррекционных игр и упражнений направлена на осознание собственных эмоций и ощущений других людей:

— Игра «Ассоциации». Для ее проведения понадобится небольшой мяч. Участники образуют круг и начинают перебрасывать мяч друг другу. У кого окажется мяч, тот говорит любое слово. Когда он бросает мяч другому участнику, тот говорит ассоциацию к этому слову. Что касается темы ассоциаций, то она может быть самой разнообразной – чувства, поведения или же эмоции.

— Игра «Выражение чувств». Данная игра ознакомит с эмоциями людей, покажет, как выглядит вербальное и невербальное общение. Для того чтобы ее провести, нужно заранее подготовить небольшие карточки, на каких должны быть изображены различные чувства – любовь, страх, радость, гнев, печаль, стыд, злость и так далее.

Участники по очереди должны вытаскивать карточки и не показывать надписи никому. После того как все получили карточки, каждый по очереди садится на стул и изображает то чувство или эмоцию, которая ему досталась. Остальные должны угадать данное чувство.

Как было указано выше, подростки часто не могут контролировать себя, свои эмоции и нередко выражают только негатив, отрицательно относятся ко всем рекомендациям и всю помощь воспринимают в штыки. Поэтому нижеуказанные коррекционные игры направлены на то, чтобы развить внутренний самоконтроль и умения сдерживать себя в любой ситуации.

— Игра «Бабочка-ледышка» направлена на то, чтобы развить умение контролировать себя, обратить внимание на тактильные ощущения. Участники становятся в круг и передают друг другу мячик, который становится то «горячей картошкой», то «ледышкой», то «нежной бабочкой».

— Игра «Прекрасно – испорченный рисунок». Каждый участник получает по листу бумаги и фломастеры. Первый участник рисует на нем прекрасную картину, которая находится в его воображении. Когда работа закончена, он передает рисунок второму игроку, который в течении 30 секунд должен изобразить на нем «ужасную картину». Следующий участник должен из ужасной картины сделать хороший рисунок, и так далее. В конце игры рисунок возвращается своему хозяину.

— Упражнение «Мозговой штурм» направлено на то, чтобы была решена та ли иная проблема. Из материалов понадобится ватман и разноцветные маркеры. Далее учитель с детьми решает, какую проблему они будут обсуждать. Когда проблема есть, она обсуждается, и каждый высказывает методы решения по четко указанным правилам. Важно помнить то, чтобы каждый учитывал мнение другого, и помнил о демократии.

— Игра «Мое жизненное везение» поможет поднять настроение подростков, создаст хороший настрой на работу. Ребята разбиваются по парам и делятся друг с другом тем, в чем каждому повезло в жизни. Каждая пара высказывается по очереди. Стоит помнить, что негативных моментов ни в коем случае касаться нельзя. Надо рассказать, в чем повезло собеседнику.

Когда будет проведен весь курс вышеуказанных игр и упражнений, нужно подвести итоги тренинга и сделать определенные выводы, указав, какие успехи сделали подростки и какие проблемы все равно остались нерешенными.

Чтобы избавиться от важных для каждого подростка проблем, нужно провести довольно распространенное среди психологов занятие «Мои проблемы». Перед тем как его провести, нужно рассказать детям о том, что на каждую проблему все привыкли смотреть как на несчастье, которое приносит большое горе. Но не стоит смотреть на нее, как на самого заядлого врага, потому что проблемы могут приносить пользу. Она состоит в том, что преодолев проблему, человек станет мудрее и умнее, будет радоваться от того, что нашел выход из нее.

Чтобы легче было справиться с проблемой, нужно воспользоваться несколькими способами:

— Упражнение «Перечень проблем». Каждому участнику дается лист бумаги, где нужно написать список его проблем. Кроме проблем, учитель должен попросить участников, чтобы они написали ответы на такие вопросы:

— Какую проблему хочется решить в первую очередь?

— Что хочется добиться в результате решения проблемы?

После того как эти вопросы решены, ведущий просит каждого ученика написать собственный план решения каждой проблемы. Психологи считают, что таким способом можно быстрее найти выход в сложной ситуации и обрести определенный опыт, который понадобится в будущем. Также можно попросить вспомнить ребят, какие проблемы были недавно разрешены в их жизни и что они сделали для того, чтобы их разрешить, а не просто уйти от них.

Кроме различных игр, нужно разъяснить подросткам, как нужно бороться со стрессовыми ситуациями.

В заключение стоит добавить, что все виды коррекционных игр и упражнений нужно подбирать так, чтобы были учтены интересы детей и их межличностные отношения. Также стоит найти индивидуальный подход к каждому подростку.

Автор:    

К записи "Основные виды коррекционных упражнений для подростков" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)