Психологи уже давненько вывели основные правила успешного общения в коллективе и семье, а именно, что делать чтобы иметь много друзей. Без друзей жизнь стает серой и скучной, человек замыкается в себе.
Чтобы ребенок вырос успешным и коммуникабельным человеком, уже с детства пора прививать ему правила общения со сверстниками и старшими людьми, это своеобразное учение азов этикета в весьма раннем возрасте. Например, еще в песочнице, мамы учат своих чад, что нельзя бить других детей, бросаться песком, насильно отбирать чужие игрушки. Это уже первые шаги к социализации ребенка, становления его как личности и друга в группе детей.
Некоторые дети от природы общительные и вокруг них всегда полно друзей, возможно, даже слишком много, как считают некоторые мамочки. Другим же не так повезло, они более замкнуты, то ли по причине генетической склонности, то ли они из спокойной флегматичной семьи, которая живет своим ладом и никого чужого в свою жизнь не пускает.
В любом случае, как ему жить, открытым для общества и новых знакомств, или только в своем тесном мире — решать человеку лишь тогда, когда он достигнет зрелого возраста, это должен быть его собственный выбор, а не навязанная родителями идея, что все люди против него и все друзья предают.
Пускай малыш и набьет несколько шишек при общении с не совсем искренними и хорошими друзьями, но это будут его ошибки и только его жизненный опыт. Нужно позволить ребенку избрать свой жизненный путь и самостоятельно сформировать собственные убеждения относительно дружбы и доверия чужим людям. Чтобы дитя не росло в обществе как невоспитанный волчонок, от которого шарахаются взрослые и дети, нужно лишь немногое — научить его элементарным правилам дружбы и общения с людьми. У ребенка должны быть привиты определенные моральные качества, или хотя бы их минимум, чтобы знать как вести себя в обществе и как иметь больше друзей.
Психологи выделяют несколько важных принципов создания и поддержания дружеских отношений между детьми. Они схожие к тем, которые применяют в ситуации с взрослыми людьми.
Первым правилом, которое должны соблюдать дети — это помощь своему другу. Нужно объяснить ребенку, что дружба подразумевает выручку и взаимную поддержку в сложных ситуациях. Например, если в школе ребенок видит что у друга что-то не получается, то он должен подойти к нему и предложить свою помощь. Нужно объяснить ребенку, что некрасиво смеяться над слабыми или нездоровыми детьми, это низко и не достойно маленького джентльмена или леди.
Когда в детском саду ребенок видит что его сверстник скучает, то он должен подойти к нему и предложить поиграть вместе, поделиться с ним игрушками, развеселить.
Ребенок не должен обижать своих друзей, давать им гадкие прозвища или смеяться над их неудачами, нужно объяснить малышу, что это обидно и некрасиво со стороны. Маленький человечек должен так поступать с окружающими, как он хочет, чтобы обращались с ним.
Если ребенок заметил, что его товарищ делает что-то недозволенное и плохое, то он должен остановить сорванца, либо объяснить ему, почему он неправ и какое может последовать наказание за те или иные плохие действия.
Когда ребенку делает замечание его друг или кто-то из старших, то он должен вначале все внимательно выслушать до конца и постараться понять, почему и зачем ему это говорят, а не кричать и перебивать, доказывая свою правоту.
Нужно объяснять своему чаду, что каждый человек — это индивидуальность, поэтому даже у самых закадычных друзей бывают разногласия. Дети не должны ссорится по пустякам и долго обижаться друг на друга. Очень плохо зазнаваться, если у ребенка что-то лучше получается лучше чем у товарища. Друг может обидеться и уйти.
С малых лет нужно учить ребенка как можно менее болезненно воспринимать собственные поражения в игре с одногодками, ведь жизнь длинная и каждого из нас много раз ожидают как взлеты, так и падения. Нужно объяснить маленькому лидеру, что всегда выигрывать невозможно и проигрыши нужны для того, чтобы он был более старательным.
В детском коллективе очень не любят ябедничества. Не стоит чтобы ребенок по любому поводу бежал к воспитателю и жаловался на других детей. Докладывать можно только о весьма серьезных проступках.
Очень плохо, когда ребенок растет завистливым, это заметно в группе детей и такие юные личности только отталкивают от себя друзей. Нужно чтобы маленький человечек учился радоваться успехам друзей, и помогал им, если у них не получается что-то сделать.
Будет просто здорово, если научить ребенка здороваться со всеми своими товарищами как с мальчиками, так и с девочками. Дружить можно не только с одногодками, но и с малышами или старшими детьми.
Во время игр ребенок не должен толкаться, чтобы занимать более удобную позицию в игре. Это может обидеть его друзей и с ним больше не захотят играть.
Если ребенок попросил у своего друга игрушку на время, чтобы поиграть, то он должен обращаться с нею бережно, не сломать и вернуть ее владельцу в оговоренный срок.
Существуют также негласные правила дружбы для детей из одной семьи. Часто, в многодетных семьях разница между детьми небольшая, иногда 2—3 года, поэтому родителям нужно знать, в каких рамках нужно проводить воспитание детей, чтобы они жили дружно и не доставляли хлопот ссорами и выяснениями отношений из-за пустяков. Перво-наперво, не нужно выделять кого-то из детей, делать его своим любимчиком, ведь остальные приревнуют родителей и будут плохо к нему относиться.
В ситуации, когда дети не могут поделить игрушку и дерутся за нее, то стоит такое яблоко раздора попросту от них отобрать и спрятать в надежном месте. Некоторое время не возвращать им игрушку, даже если они будут реветь и умолять. Через пару дней отдать им игрушку. При повторении спорной ситуации дети будут пытаться договориться между собой, чтобы не втягивать в свой спор упрямую маму, которая лишит их любимой игрушки и тогда никакие мольбы не помогут. Они надолго усвоят такой урок и у мамы будет меньше хлопот с маленькими хулиганами.
Если атмосфера в доме накалилась, и один из детей сильно обидел другого, то не стоит наказывать только одного виновника, ведь пострадавший ребенок будет над ним злорадствовать и смеяться. Нужно наказывать детей синхронно. Одного — за проступок, второго — за то, что наябедничал. К примеру, их можно посадить на разные стула и заставить сидеть, пока они оба полностью не осознают свою вину и не помирятся. Для ребенка нет худшего наказания, чем долго сидеть в одной позиции на стуле, ничего не делая.
Во время конфликтной ситуации, когда дети кричат так, что не слышат голос мамы, то не стоит их перекрикивать и срывать себе голосовые связки. Нужно громко хлопнуть, свистнуть, позвонить в колокольчик, либо стукнуть ногой, чтобы прозвучал любой другой громкий звук, помимо человеческого голоса. Только тогда дети обратят внимание на маму и она сможет к ним достучаться. Потом дети могут высказать родителям, в чем причина крика и ссоры, далее должно последовать наказание обеих синхронно, а не кого-то одного. К примеру, можно поручить им уборку комнаты, а совместный труд, как уже всем известно — объединяет. Во время работы, они будут помогать друг другу, разговорятся и скоро помирятся.
Вообще, правила устанавливать нужно хотя бы для того, чтобы малыши не росли без каких-либо рамок, потому что такие, необузданные с детства личности в зрелом возрасте часто становятся на скользкий путь: наркомания, алкоголизм, воровство.
Дети также любят копировать поведение родителей, поэтому нужно тщательно следить за своей речью и поступками. Ведь нельзя многого требовать от ребенка, когда он каждый день дома видит плохой пример для подражания. Если родители поменяют свое отношение к окружающим, то сразу, как по волшебству, начнет меняться и их чадо.
Когда школьникам поручили составить правила дружбы, то они все, как они выделили таких шесть пунктов:
Помогай своему товарищу, если умеешь что-то делать — научи его.
Не ссорься с друзьями, старайся играть с ними на позитиве и дружно.
Делись с товарищами, если у тебя есть хорошие, интересные книги или игрушки.
Не зазнавайся.
Останови товарища, если он делает что-то плохое.
Умей спокойно принять помощь, полезные советы и замечания от других ребят.
Ребята полностью правы в том, каким должен быть идеальный друг. Конечно, такие люди — весьма редкое явление в наши дни, но если мы все будем стремиться к идеалу, то и мир станет добрее, и люди к нам потянутся, количество друзей и приятных знакомых возрастет на несколько порядков.
По мере того как будет расти ребенок, у него будут меняться интересы и друзья. Важно научить его расставаться с друзьями, если они действительно по-разному смотрят на мир. Нужно научить его как можно менее болезненно переживать расставания и ссоры.
Если родители заметили, что один из друзей ребенка плохо на него влияет, то нужно срочно вмешаться, ведь в юном возрасте ребенок еще не всегда способен отличить хороших людей от плохих. Нужно попытаться оградить свое чадо от сомнительных компаний и личностей, но непросто запретить ему с ними видеться, а сесть и поговорить с маленьким человечком, как с взрослым и объяснить ему свою точку зрения. Скорее всего, что удастся уладить этот вопрос мирным путем.
Воспитание ребенка долгий и трудоемкий процесс, во время которого важно не забывать прививать ему основы этики поведения с одногодками, чтобы у маленького человечка были свои друзья и веселая компания для игр.
К записи "Как иметь больше друзей: правила дружбы для детей" оставлено 0 коммент.