Главная » Школьникам - подросткам » Агрессия в подростковом возрасте и ее коррекция
21
Oct

Агрессия в подростковом возрасте и ее коррекция

Рубрика: Школьникам - подросткам     Комментарии: Комментариев нет

Агрессия в подростковом возрасте — явление весьма распространенное. Считают, что его причины кроются в методах воспитания, которые родители применяли по отношению к детям начиная с самого раннего детства до переходного возраста.

Благодатной почвой для развития и роста агрессии являются и социальное научение и возникающая по причине недостатка или отсутствия любви со стороны родителей фрустрация. Большую роль играют и постоянно практикуемые родителями наказания

Чтобы предупредить агрессивное поведение ребенка, а в случае его проявления искоренить, можно воспользоваться двумя способами: не подкреплять его или наказывать.

Если ребенок совершает как позитивные, так и достойные осуждения действия и при этом положительные подкрепляются и награждаются со стороны взрослых, а отрицательные игнорируются, то со временем они могут угаснуть.

Однако в случае подростковой агрессии подобная тактика может не сработать и даже быть опасна: порой игнорирование приводит к дальнейшему развитию данного качества и его превращению в привычную модель поведения. Когда игнорируется неправильное поведение маленького ребенка, то оно, как правило, остается неподкрепленным, поскольку его общение ограничено кругом семьи. Когда же речь идет о подростке, то он найдет подкрепление правильности своих поступков в поведении сверстников или незнакомых людей. Более того, друзья могут поощрять его протест против родителей. К тому же подросткам свойственно посредством испытания на прочность принятых в социуме норм намечать рамки с допустимого. В этом случае пассивная позиция взрослых может стать подтверждением корректности поведения.

Наказание может применяться в качестве реакции на агрессию, но не является гарантией ее искоренения. Подавленная подобным образом, агрессия у подростков может проявляться в тех ситуациях, в которых есть возможность избежать “кнута”.

Согласно теории Миллера о смещенной агрессии, она может переноситься на объект, не являющийся ее источником, но более безопасный с точки зрения вероятного наказания за подобное поведение. При этом выбор потенциальной жертвы во многом обуславливается сходством объекта с фрустрировавшим агентом, силой агрессии и степенью торможения. Эксперименты указывают на прямую зависимость строгости наказания и уровня агрессии, причем она наблюдается в 100% случаев , когда наказание применяется в качестве меры воспитания и способа формирования правильного поведения. Многочисленные исследования показали, что малыши, по отношению к которым применялась система строгих мер, становясь взрослыми, проявляли наибольшую силу агрессии. При использовании более либеральной модели поведения со стороны родителей дети росли менее агрессивными. В вопросе воспитания золотая середина ( в данном случае применение умеренных степеней наказания и одновременно системы поощрений) оказалась оптимальным решением.

Уровень агрессии подростков зависит от многих обстоятельств, одним из важнейших среди которых является самоценка. Замечено, что при высокой степени самооценки подростки склонны проявлять с большую агрессивность в отношениях с окружающими. Связь наиболее очевидна в отношении физической агрессии. Высокая парциальная самооценка (оценка своих физических качеств и лидерских способностей) проявляется в негативизме. Оппозиционная модель поведения направлена против признанных в обществе авторитетов и правил. Такое поведение свойственно подросткам, склонным высоко оценивать свои лидерские качества и физическую привлекательность. Особо сильные проявления негативизма наблюдаются при сочетании этих двух показателей в рамках одной личности. Вербальная агрессия чаще проявляется у детей с задатками лидера. Кроме того, она тесно связана с завышенной оценкой таких своих качеств, как самостоятельность, автономность и интеллект. Однако значение имеет также соотношение внешней и внутренней оценки личности. При несходстве отношения к самому себе с мнениями учителей, родителей, других взрослых, сверстников (которые в ряде случаев не так высоко оценивают личностные и физические качества подростка) , агрессивность может значительно возрастать. При этом фрустрация касается одной из основных потребностей личности – потребности в уважении и любви окружающих.

Многие психологи считают, что любая личность должна обладать умеренным уровнем агрессии. Ее отсутствие становится причиной проявления конформизма, пассивности, ведомости, а излишек – приводить к неспособности устанавливать нормальные взаимоотношения а окружающими, конфликтности. В результате некоторых исследований также выяснилось, что 38% детей в подростковом возрасте имеют средний уровень агрессии, такой же процент – повышенный, а 24% — низкий показатель агрессивности. Одним словом, большая часть тинейджеров в стой или иной степени нуждаются в помощи психолога в вопросе исправления некоторых черт характера и регулирования поведения. Мальчики при этом проявляют большую конфликтность и меньшую готовность к сотрудничеству в различных жизненных ситуациях, а девочки склонны к кооперации не только со сверстниками, но и со взрослыми и не стремятся к созданию или поддержанию конфликтных ситуаций. Их поведение отличается большей комфортностью и пассивностью.

Что касается тинейджеров с повышенным уровнем агрессии, то следует отметить, что их поведение характеризуется не враждебностью, а именно агрессивностью, при этом проявления данной черты одинаковы у детей обоих полов. Разница между ними заключается в том, что девочки раздражительны, обидчивы, недоверчивы, чаще испытывают одиночество, проблемы с общением со сверстниками, низкой оценкой своих качеств проявляют беспокойство в вопросах успеваемости, но при этом показывают высокие результаты в учебе. Поэтому коррекция агрессии подростков женского пола должна быть направлена на снижение уровня тревожности

Любой ребенок переходного возраста, который склонен к проявлению агрессии, страдает от скрытого внутреннего конфликта.

Прямыми психологическими коррелятами агрессивного поведения являются раздражительность и вербальная агрессия, а косвенными – тревожность в вопросах успеваемости и взаимоотношений с окружающими, которая тоже коррелирует с раздражением. Из этого можно сделать вывод, что тревожность и агрессия находятся в прямо пропорциональной зависимости друг от друга. Враждебность у подростков как женского, так и мужского пола, как правило, находится на низком уровне, но девочки отличаются повышенной подозрительностью, а мальчики склонны проявлять физическое насилие. Тревожность в вопросах межличностного общения свойственна и тем, и другим в равной степени.

Для коррекции поведения подростков со средним уровнем агрессии разработаны особые упражнения, дающие возможность выразить агрессию в вербальной форме. Уровень враждебности детей мужского пола регулируется посредством мер, направленных на снижение физической, вербальной подозрительности и их проявлений, а девочек – устранением таких черт характера, как обидчивость, подозрительность, низкая самооценка, чувство вины.

При пониженном уровне агрессивности поведение подростков почти лишено враждебности, при этом в подавляющем большинстве случаев мальчики выражают агрессию в физической форме. Средний уровень тревожности у обоих полов данной категории примерно одинаковый. При этом мальчики с низким уровнем агрессивности склонны больше беспокоиться об успеваемости. В отношениях с ровесниками и воросах самооценки эти дети проявляют тревожность примерно в одинаковой мере.

В этой категории средняя тревожность и девочек и мальчиков приблизительно одинакова. Мальчики проявляют данное качество в учебных ситуациях больше, чем девочки, но самооценочная и социальная тревожность у них на одном уровне.

Коррекция агрессии подростков с его низким уровнем проводится посредством снижения вербальной и физической агрессивности, обидчивости, раздражительности. Что касается враждебности, то для снижения ее проявлений необходимо проводить коррекцию негативного отношения к окружающим и себе самому, подозрительности, степени агрессивности.

В работе с агрессивными подростками следует избегать политики осуждения и бездумных мер наказания. Преподавателям, родителям необходимо прежде всего выяснить причины развития данного качества и постараться их устранить.

Автор:    

К записи "Агрессия в подростковом возрасте и ее коррекция" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)