Споры, разгоревшиеся не на шутку с 2012 года о введении обязательной школьной формы, никак не утихают и не могут прийти к логическому завершению. Те взрослые, кто учился в советскую пору, в основном поддерживают ее введение.
Статистика гласит, что в большинстве своем это женщины. Молодежь же до 24 лет, которая получала среднее образование в 90- е годы и не ведала, как носить школьную форму, выступает противником такого нововведения. И все-таки 64 % опрошенных голосуют за школьную форму.
Да и трудно не заметить, что даже несведущие в этом девушки – выпускницы непременно находят способ облачиться в коричневые платьица и белые фартучки на празднике последнего звонка. Значит, необходимость почувствовать себя частью ученичества, пусть даже в последний школьный день, вовсе не чужда молодому поколению, отождествляющему себя с джинсами, футболками, бриджами и прочими элементами молодежной современной моды.
Может показаться, что с отменой школьной формы, молодое поколение потеряло в своем развитии что-то очень важное и ценное. Однако это мнение развеивается в один момент после ознакомления с историческими фактами, свидетельствующими о периодическом изменении общественного мнения относительно школьного обмундирования.
Так, в дореволюционной России форма наглядно демонстрировала достаток сословия, позволяющего ребенку получать образование. После свершения Октябрьской революции, когда дети крестьян и рабочих тоже получили право обучаться, форму отменили за ненадобностью, потому как ношение школьной формы было многим не по карману.
Пожалуй, необходимость введения школьной формы сегодня продиктована обратным, когда многим семьям не по карману обеспечить своему чаду такое количество модных нарядов, чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем в подростковом коллективе. Государственные мужи объясняют актуальность введения школьной формы тем, что таким образом удастся повысить патриотизм молодого поколения, мотивацию к получению знаний и сгладить социальное неравенство. Только благородные цели встречают на своем пути множество преград и непонимание. Весьма сомнительно, что школьная форма способна укрепить дисциплину, поскольку в условиях всеобщего обязательного 9- летнего образования, учитель будет рад присутствию ученика на уроке в любом виде. А тот в свою очередь с радостью не оденет форму, зная, что его не допустят к занятиям за это нарушение. Поэтому администрации школ остается действовать только методами убеждения, как самих учеников, так и их родителей.
Традиция ношения школьной формы была утрачена еще в начале 90- х, когда очередной «Закон об Образовании» от 1992 года никак не обозначил требования к внешнему виду учащихся. Теперь же многократные попытки вернуть былые порядки ношения типовой школьной одежды очень не просто. Правительство рассчитывало, ввести обязательную форму еще с сентября 2013 года, вместе с новым «Законом об Образовании», но на практике это сделать не удалось. Да и мнение депутатов разделились по поводу того, должен ли федеральный орган государственной власти утверждать жесткие требования к комплектованию школьной формы и ее внешнему виду, либо отдать это в ведение регионов.
Сегодня во многих школах основные требования к школьной форме формулируются Советом школы, в состав которого входят представители администрации, учительства, учащихся и родителей. Более или менее положительных результатов удается достигнуть в начальной школе, где форменные комплекты еще не такие дорогие, как для старшеклассниц, да и сами дети еще более податливы к мнению взрослых. Уже в среднем звене начинаются проблемы, потому как мальчикам больше нравится вместо классического костюма носить джинсы и толстовки, да и для современных девочек джинсы являются самой удобной каждодневной одеждой.
Именно по этой причине непонимание вызывают разработанные видными дизайнерами комплекты для девочек, состоящие из блузки, юбки или сарафана.
Понимая сложность создавшейся ситуации, правительство склонно все-таки выработать общие требования к школьной форме рекомендательного характера, дав возможность закрепить их в регионах и проявить творческую фантазию в школах, утвердив свои отличительные знаки или другие элементы костюмов.
Рекомендации Министерства образования и науки звучат таким образом:
Общеобразовательная организация устанавливает повседневную одежду, парадную и спортивную; парадная одежда ля мальчиков отличается лишь светлой рубашкой или каким-нибудь аксессуаром; для девочек парадная одежда дополняется белой блузкой или каким-нибудь аксессуаром; спортивная одежда используется только для занятий на уроках физкультуры.
Помимо этого допускаются различные необязательные дополнения, разработанные непосредственно в школе:
· галстук;
· нашивка;
· эмблема.
Одним словом все, что может отличать учебное заведение, параллели классов или отдельный класс. Обязательными являются деловой стиль и светский характер одежды, не допускающий национальных традиционных элементов одежды.
Из этого следует, что никаких жестких требований относительно цвета и комплектации нет, и если родители приобретут для своего сына классические брюки, а вместо пиджака предпочтут жилет или джемпер скромной расцветки, из-под которого будет виден ворот однотонной рубашки, то это уже будет соответствовать деловому стилю.
Такой подход к школьной форме можно считать вполне разумным и обоснованным, тем более, когда каждый регион вправе оценить ситуацию, опираясь на достоверные данные уровня обеспеченности населения. Опрос показал, что купить готовый форменный комплект, состоящий из рубашки, брюк, жилета и пиджака, сможет всего 12 % семей. Ведь такой набор стоит 4-5 тысяч рублей. Для девочек разработаны комплекты, включающие в себя юбку или сарафан, блузку, пиджак. Иногда этот перечень дополняется еще и брюками.
Беспокойство родителей вызывает еще и данное учебным заведениям право на разработку собственных требований к комплектации формы и ее цвету. Ведь если это получит широкое распространение, то в связи с переездом из одного района города в другой, не говоря уже о переезде из региона в регион, придется менять форму. Хорошо, если в семье только один ученик, а когда их несколько, родителям будет весьма накладно.
Правда Министерство образования и науки предлагает установить в школах 3-4 разновидности комплектов, чтобы семьи и ученики могли иметь право выбора наиболее бюджетного варианта. Государство гарантирует поддержку малообеспеченным семьям в плане приобретения форменной одежды. Поэтому, надо полагать, индивидуальный подход к внешнему виду будет осуществлен.
Если все так и будет, то введение школьной формы можно считать вполне разумной мерой. Действительно, школа в последнее время превратилась в модный подиум с демонстрацией всевозможных украшений и голого тела, поскольку «новоиспеченные» модницы склонны носить на занятия короткие майки на тонких бретелях с джинсами, посаженными на бедра.
Информация, полученная из статистических опросов свидетельствует о том, что именно хорошо обеспеченные родители зачастую являются противниками нововведения, полагая, что школьная форма нисколько не экономит деньги родителей, подавляя при этом внутренние потребности детей. И все-таки, главная причина отрицания – банальное нежелание детей носить ее. Есть высказывания по поводу материала низкого качества, используемого в пошиве форменной одежды, и сам пошив желает лучшего. Ведь если форма будет добротной, то многодетные семьи смогут использовать ее несколько лет, передавая эстафету от одного ребенка другому.
Преимущества школьной формы очевидны. Деловой стиль создает такую же атмосферу на занятиях, а если еще и понравится ребенку сама одежда, он с удовольствием будет ее носить, не мучаясь каждодневным вопросом, что надеть сегодня в школу.
К записи "Какие требования к школьной форме можно считать разумными?" оставлено 0 коммент.