Употребление наркотических и психоактивных веществ (ПАВ) , ведущих к зависимости, – эти проблемы на сегодняшний день актуальны, и в числе лиц, страдающих зависимостью, более половины это подростки.
Современное предложение богато разнообразными «легкими» веществами, информация о которых вводит в заблуждение малоосведомленных подростков, утверждая, что зависимости от такого не возникнет, а последствия употребления нестрашны. Реальность же заключается в том, что употребления «легких» наркотиков со временем становится недостаточно для достижения желаемого эффекта и наркоман переходит к более тяжелым вариантам.
В борьбе с наркотической зависимостью единственно вредный способ – предупредить ее появление. Родители и педагоги должны осознавать важность того, что ребенка вообще не должна интересовать возможность попробовать какое-то наркотическое вещество.
Несколько пассивным, но не менее важным способом профилактики может стать банальное родительское внимание. Зачастую подростки, употребляющие ПАВ, склоняются к такому образу жизни из-за непонимания в семье, нездорового эмоционального климата в доме и т. д.
Чтобы у ребенка не возникло желания проводить время в сомнительных компаниях и пробовать различные вещества, он непременно должен быть занят. Занятия спортом, искусством, дополнительные образовательные курсы – это то, что может заинтересовать ребенка. Если его энергия будет направлена в положительное русло, на достижение определенных целей и успехов в избранном виде деятельности, риски, связанные с наркотиками, будут значительно снижены, практически сведены к нулю.
Важно понимать, что любая информация должна подаваться детям и подросткам в подходящей форме. Наиболее эффективный вариант – игра. Дети младших школьных групп лучше воспринимают информацию играючи в силу своего юного возраста. Подростки, старшеклассники, как ни странно, также будут более восприимчивы к игровой подаче материала. Это обусловлено тем, что в переходном периоде у них обострен внутренний протест, и банальное зачитывание лекций может приняться как насаждение чужого мнения.
Занятие по профилактике наркомании должно быть интерактивным, с регулярной сменой формы подачи материала. Важно давать возможность участникам самим делать выводы и приходить к правильным умозаключениям.
Ниже приведен примерный ход тренинга:
Выяснить уровень осведомленности среди аудитории относительно последствий употребления наркотиков: это можно сделать, сыграв с детьми в ассоциации.
Дать пищу для размышлений, задав спорные вопросы, а школьников попросить разделиться на группы: «согласен», «несогласен», «согласен с оговорками», «затрудняюсь с ответом». Далее каждая группа должна обосновать свое мнение.
Показать аудитории фильм о наркоманах: он должен быть не очень продолжительным, 30-40 минут, с интервью и реальными историями, демонстрацией наркоманов и процесса ломки, должно быть отведено время на интервью с медицинскими работниками и демонстрацию ужасных последствий употребления наркотических веществ. Этот фильм должен заполнить все пробелы в знаниях участников и наглядно показать, что ждет тех, кто решит попробовать наркотики. Фильм должен сформировать и страх: прямо показать, какую угрозу здоровью и жизни несет наркомания.
Ролевые игры, например: попросить участников показать семьи, где есть наркоман (необязательно ребенок, а любой член семьи) и вместе найти способ спасти близкого человека.
Небольшая подытоживающая лекция.
Во время занятия важно находиться на одном уровне с детьми и давать им возможность самим приходить к правильным выводам, на основе исчерпывающей всесторонней информации о проблеме.
Думающий и уверенный в себе человек, способный к самостоятельному размышлению и правильному принятию решений, будет наименее подвержен какой-либо зависимости и влиянию дурных советов.
К записи "Занятие по профилактике наркомании для детей в средней школе" оставлено 0 коммент.