Работать учителем крайне непросто, ведь помимо развития интеллектуальных способностей ученика, необходимо закладывать детям еще и определенные социальные и культурные нормы поведения. Какова же характеристика педагогических способностей учителя, и много ли критериев в нее входит?
Педагогические способности и их характеристика — популярная тема для исследований современных ученых. Под педагогическими способностями понимают те или иные особенности личности, помогающие ей достигнуть высоких целей и поставленных педагогических результатов.
Пожалуй, самая важная способности современного педагога — это дидактическая. Под дидактическими навыками подразумевают возможность учителя не только подавать учебный материал, но и выгодно адаптировать его в соответствии с интеллектуальными возможностями учеников. Именно дидактические способности помогают учителю внедрять те или иные методики для более грамотного и быстрого обучения детишек.
В список важных педагогических способностей входит и коммуникативная. Для того, чтобы наладить контакт с детишками, мало давать информацию по предмету, ведь важно еще и грамотно общаться со своими подопечными. Именно наличие коммуникативных возможностей помогает поддерживать мирную атмосферу в классе, попутно пробуждая у детишек дружеские чувства по отношению к педагогу. Коммуникативные навыки позволяют педагогу как железно держать дисциплину, так и положительно влиять на усвоение новой информации.
Академические способности учителя очень часто влияют на его профессионализм. Под академическими способностями подразумевают умение человека самообучаться, повышать свой профессиональный уровень, улучшать свои педагогические навыки. Любому учителю рано или поздно приходится повышать уровень своей профессиональной квалификации, и от его усердности в этом деле зависит и уровень педагогических способностей профессионала.
Речевые способности современного педагога очень часто влияют не только на успешность его профессиональной деятельности, но и на авторитет в классе. Учитель обязан уметь грамотно выражать свои мысли, правильно выстраивать вербальный контакт с детишками, а иначе, все его профессиональные навыки окажутся бесполезными. Современные дети бывают крайне жестоки к молодым преподавателям, и поэтому так важно вовремя продемонстрировать свой авторитет, при этом выстроив нормальный вербальный контакт с подопечными.
Важны и организаторские способности, помогающие быстро собирать детишек, подбивая их на определенную педагогическую деятельность.
Составить характеристику педагогических способностей учителя порой бывает очень сложно, и все из-за того, что все эти навыки должны использоваться в комплексе. Дидактические способности вряд ли помогут учителю донести информацию до детишек без речевых навыков. Взаимодействие всех этих профессиональных возможностей и рождает высокие педагогические результаты.
К тому же, важно понимать область использования тех или иных способностей. Те же дидактические навыки необходимо активно эксплуатировать на самих уроках, а также на внеклассных занятиях. Конструктивные способности учителя, выражающиеся в правильном распределении своего времени — это совсем другая тема для разговора. Дело в том, что конструктивные способности необходимо использовать в своей внеурочной деятельности, при составлении плана занятий.
Встречаются и вспомогательные способности педагога, которые напрямую влияют на успешность и воспитанность подопечных. Например, суггестивные возможности учителя подразумевают способность эмоционального и волевого влияния на своих подопечных. Иными словами, используя данный навык, учитель сможет вовремя влиять на успеваемость своих подопечных, на взращивание у них определенных взглядов. Использовать эту способность необходимо с умом, и только в рамках педагогической, воспитательной деятельности.
Важно понимать, что педагогические способности — это лишь предпосылка к будущим успехам. Гораздо важнее выработать педагогические умения, развивающиеся как раз на фоне способностей. Так, например, творческие способности учителя помогают пробудить мобилизационные умения. Возможность предлагать все новые и новые методики подачи информации заставляет детишек активнее изучать предмет, углубляться в него, что и называется мобилизационным умением.
Обычно, опытные педагоги используют свои способности буквально на автомате, не задумываясь о сфере их применения. В таком случае, вовремя используя свои дидактические навыки и коммуникативные способности, учитель всегда сможет достучаться до подопечных, при этом дав им всю необходимую информацию по своему предмету.
Список педагогических способностей очень велик, и он не ограничивается умением стандартно подавать информацию на уроке. Зачастую от того, насколько учитель овладел всеми своими педагогическими возможностями, зависит ученическое будущее каждого его подопечного.
К записи "Характеристика педагогических способностей учителя для работы в школе" оставлено 0 коммент.