Всестороннее развитие личности — важнейшая задача, которая стоит перед каждым педагогом в плане проведения воспитательной работы. Анализ воспитательной работы в начальной школе поможет понять, какие задачи, поставленные в начале года, удалось выполнить, а какие из них так и остались неосуществимыми.
Письменный анализ воспитательной работы: что следует учитывать?
Анализ воспитательной работы в начальных классах должен начинаться с обзора поставленных перед педагогом целей и задач. В начале каждого учебного года учитель составляет программу воспитательной работы, где эти цели и задачи отражаются. И если цель педагога обычно бывает глобальной, например, воспитание всесторонне развитой личности, и достигнуть ее за год невозможно, задачи оказываются куда более выполнимыми.
Так, например, учитель может поставить перед собой задачу воспитания патриотизма и уважения к родному языку. Для того, чтобы достигнуть результата по этому направлению, нельзя игнорировать разнообразные методологические рекомендации. Используя разные методы, как на самих уроках, так и на дополнительных занятиях, педагог всегда достигнет желаемого педагогического результата.
Еще одна задача, которую ставит перед собой учитель в начальных классах — это воспитание уважительного отношения к старшим и внушение ребенку важности семейных ценностей. Педагогу всегда стоит помнить, что перед ним ученики начальной школы, у которых только формируется образ мира. Привив малышам уважительное отношение к старшим, педагог сможет добиться более грамотного и полноценного развития личности ребенка.
В начальной школе многие педагоги ставят перед собой те задачи, которые игнорируют учителя в старших классах. Так, например, одной из ключевых задач для учителя начальных классов становится прививание любви к обучению и к чтению книг. Старшеклассникам трудно привить любовь к учебе, если таковая отсутствовала все эти годы. Именно поэтому, педагогам начальной школы следует особенно позаботиться о том, чтобы дальнейшее обучение детям было в радость.
Следующая задача, которую нельзя игнорировать в плане воспитательной работы — это прививание основ здорового образа жизни. Учителю стоит понимать, что он формирует личность ребенка на своих занятиях, и во многом от его действий зависит то, как школьник будет жить дальше. При помощи разнообразных докладов, театральных сценок и посещений музеев, педагог сможет привить детям мысль о том, что к вредным привычкам не нужно пристращаться, а здоровый образ жизни всегда является чертой успешной личности.
Анализ внеклассной работы в начальных классах должен делать особый акцент на используемых методиках воспитания. Перед педагогом дети, которые только начинают свой длительный школьный путь, поэтому следует сделать особый акцент на игровых методиках. Использовать игровые методики можно для осуществления всех перечисленных задач. Разнообразные театральные постановки, веселые карточки с информацией — все это поможет изменить мировосприятие ребенка.
Не стоит забывать и про другой метод воспитательной работы — про общение с родителями. Родительские собрания на разнообразные тематики помогут и взрослым осознать, насколько сильно они влияют на личность ребенка. Такие собрания могут проводится на темы «Профилактика вредных привычек» и «Прививание любви к книгам». Чем ярче и интереснее будут методики проведения родительского собрания, тем лучше пройдет мероприятие, оставив свой след в жизни и детей, и родителей.
В своем анализе воспитательной работы педагог должен лишь вкратце остановиться на специфике используемой методики, уделив значительное внимание результатам проведенной работы. Если метод помог добиться поставленной воспитательной задачи, то это стоит отметить. Если же методика оказалась неэффективной, то педагогу следует проанализировать причины произошедшей неприятности.
Чаще всего методы воспитательной работы оказываются неэффективными из-за того, что педагог применяет те из них, что не подходят для учеников начальной школы. Так, например, диспут на тему вредных привычек окажется куда менее эффективным методом, чем тематическая игра. Если педагог всегда будет учитывать возраст своих подопечных и нюансы их развития, воспитательные задачи неизменно окажутся реализованными.
Итоги воспитательной работы в анализе
Важнейшая часть составляемого анализа воспитательной работы — это итоги деятельности. Педагог должен отметить, каких успехов в воспитательной работе он достиг, а какие моменты остались нереализованными. Здесь очень важно отмечать, почему та или иная задача не была выполнена, и что педагог сделает в будущем для ее достижения.
Также в анализе отмечаются и общие успехи по классу. Мерилом достижения задач воспитательной работы могут стать, например, грамоты детей, полученные на проводимых школах мероприятиях. Помощь в создании школьного музея, участие в поздравлении ветеранов в преддверии 9 мая — все это выступит актуальной характеристикой достигнутых воспитательных задач.
Педагог должен отметить и то, насколько он приблизился к своей цели воспитания развитой личности каждого ребенка. Глобальная цель может быть и другой, например, нравственное и патриотическое воспитание детей в классе. В зависимости от особенностей цели, формируются и воспитательные задачи.
Грамотно составленный анализ всегда должен отражать всю специфику воспитательной деятельности, ее достоинства и недостатки. Даже у опытных педагогов встречаются ошибки в воспитательной деятельности, и отметив их, учитель сможет сделать свой анализ более реалистичным и актуальным.
Ошибки в воспитательной работе с начальными классами
Многие педагоги допускают вопиющие ошибки в воспитательной работе, которые в дальнейшем отражаются не только на его анализе, но и на личностях детей. Так, например, педагоги иногда ведут однобокую воспитательную работу, воспитывая лишь определенные качества личности. Например, в школах сейчас делается огромный акцент на патриотическом воспитании, но это совсем не означает, что все внеклассные занятия должны быть направлены на воспитание любви к родине. Педагог должен проводить всестороннюю работу по воспитанию эстетических вкусов, патриотизма, а также любви к собственной семье и к школе.
Комплекс методик, направленных на осуществление разных задач, поспособствует развитию всесторонней личности. Некоторые педагоги, стремясь уделить вниманием всем задачам и аспектам, проводят помесячные акценты на тех или иных воспитательных ориентирах. Так, например, первые месяцы учебного года можно посвятить эстетическому воспитанию и взращиванию любви к книге. Весной педагог может сделать акцент на воспитании любви к учебному заведению. Разнообразные субботники помогут в реализации этой задачи.
Май стоит посвятить воспитанию патриотизма. Изучение военных фильмов, посещение ветеранов, объяснение значимости Великой отечественной войны для истории страны — все это положительно повлияет на осуществление поставленной задачи.
Еще одна ошибка, которую совершают даже опытные педагоги при анализе воспитательной деятельности — это чрезмерное обобщение результативности своих методов. Многие педагоги делают акцент в своем анализе только на тех детях, которые показали значительный прогресс в морально-нравственном воспитании. Однако, чтобы анализ был полноценным и справедливым, необходимо учитывать и успехи одних, и неудачи других. Особенное внимание стоит обратить на то, почему одни дети смогли достигнуть поставленных воспитательных задач, а для других это оказалось проблемой.
Иногда педагоги настолько стремятся выполнить поставленные воспитательные задачи, что это начинает ущемлять учебную деятельность. Такого происходить не должно, ведь главный акцент в школе всегда делается на учебной деятельности, а уже потом взгляд переводиться на воспитательную работу. Чтобы воспитательная деятельность не мешала достигать педагогических задач, учителю следует выделить для нее отдельные внеклассные занятия. Такой вариант работы поможет и детям лучше переключаться с общешкольной программы на воспитательные моменты. Использовать в качестве таких занятий можно как классные часы, так и совместные походы в музеи и театры.
Излишние рассуждения в таком анализе не нужны, ведь здесь приветствуется точность и грамотность. Учителю стоит остановиться и на собственном опыте, который он вынес из нового учебного года. Также к анализу воспитательной работы следует приложить все грамоты, возможно даже фотографии, подтверждающие достигнутые результаты внеклассной деятельности.
Такой полноценный анализ не только поможет вышестоящим инстанциям в деле контроля воспитательной работы, но еще и поспособствует тому, что педагог осознает собственные ошибки и сможет в дальнейшем их исправить.
Грамотная деятельность педагога относительно воспитательной работы обязательно даст свои плоды. Зачастую работа учителя в начальных классах положительно сказывается на формировании личностей детей в будущем. Трут главное — ставить перед собой четкие и осуществимые задачи,всегда актуальные и соответствующие возрасту, которые помогут всестороннему развитию каждого ребенка в классе.
К записи "Воспитательная работа в школе: как выполнить анализ воспитательной работы учителя в начальной школе?" оставлено 0 коммент.