Главная » Школа » Воспитательная деятельность классного руководителя: формы работы
22
мая

Воспитательная деятельность классного руководителя: формы работы

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Воспитание человека имеет очень важную функцию в обществе. Сначала ребенка воспитывают дома, потом в садике, а затем в школе. И в школе на себя роль воспитателя берет классный руководитель, который отвечает за ребенка.

Классный руководитель в школе для ребенка является наставником и учителем жизни. Это он для школьного коллектива будет организатором каких-либо мероприятий и официальным лицом класса, а для своих учеников классный руководитель чаще всего называется «школьная мама». И поэтому воспитание детей в школе падает на плечи этого человека.

Сфера образования человека сложилась уже давно, можно сказать даже раньше возникновения школьных заведений. Всегда находился человек, который был примером для подражания. От него дети и учились. С возникновением такой профессии как школьный наставник, у них появились и свои обязанности перед детьми. Нужно следить за формированием коллектива, отношениями внутри него, решать общие и личные конфликты. В общем нужно было стать одновременно и другом, и наставником для детей.

В советские время в школах был введен новый проект, в котором говорилось, что первоначальная цель преподавателя — обучить учеников своему предмету, а уже второстепенная — это быть классным руководителем. Такая форма сохраняется и по сей день во всех школах мира. Бывает иногда учитель выполняет функция только наставника, но это происходит крайне редко.

В соответствии с деятельностью классного руководителя можно выделить несколько основных функций, которые он выполняет в своем классе по отношению к ученикам: воспитательная функция, то есть социальная защита детей и развитие в них культурной личности, организаторская функция — проведение различных мероприятий, интересных классу, координирующая функция отвечает за связь со сторона ученика: другие педагоги, родители, друзья, управленческая функция включает в себя подсказки, направление на правильный путь и ответственность за жизнь ученика.

И, конечно же, приоритетной функцией будет являться воспитательная деятельность классного руководителя, то есть социальная защита ребенка. Формы воспитательной деятельности включают в себя создание нормальных условий и мер во всех сферах его социальной жизни: правовой, экономической, политической, психологической, медицинской. Все это создается для того, что бы ребенок развивался морально, духовно и физически, без каких-либо препятствий.

Даже несовершеннолетний имеет право реализовать себя в любом правомерном деле. Если все это будет реализовано, то воспитание ребенка будет считать полностью адекватным. Классный руководитель должен уметь решать все проблемы ребенка тот же час, доводить все происходящее до сведения родителей и быть готовым помочь семье своего ученика. Выполнение этих функций относится абсолютно к любому ребенку без исключения.

Но настороженное внимание следует уделить детям, оказавшимся в трудной ситуации: инвалидам, сиротам, детям из неблагополучных семей. Эти ребята больше всего нуждаются в помощи. Абсолютно каждого ребенка своего класса необходимо организовывать, то есть создавать его досуг и занятие в жизни. Так как в таком возрасте они еще не совсем понимают, что должны делать в жизни. Положительную инициативу нужно всегда поддерживать.

Вообще поддержка для ребенка крайне важна. С помощью каких либо занятий ученики познают сами себя в эстетическом, культурном, трудовом отношениях. Через такое время препровождения человек учится саморазвиваться и самонаправляться. Классный руководитель будет на пути к успеху, если он с искренним интересом вникнет в дела детей, будет помогать им и организовывать их досуг. А если преподаватель будет близок со своими подопечными, то он с легкостью сможет их координировать. Они сами буду ему доверять, рассказывая свои тайны и переживания, из которых классный руководитель сможет сделать психологические выводы и понять картину реальности ребенка.

Но так же нужно общаться не только с самим ребенком. Узнать его получше поможет педагогический коллектив, который учит детей другим предметам. Возможно они что-то замечали или видели, это может помочь понять состояние ученика или класса. Нужно не забывать, что так же классный руководитель на время учебы ребенка в школе является связующим звеном между ним и его родителями. Они всегда должны быть в курсе дела, так же как и учитель в курсе состояния семьи. Это позволяет управлять учеником, что тоже не мало важно. Но управление не должно быть частью повелевания.

Просто дети в таком возрасте очень часто попадают в плохие компании или передряги. поэтому нужно немного управлять его жизнью, что бы он никуда не ввязался. Если же он уже попал в водоворот негативных событий, нужно не бросать все на самотек, а срочно предпринимать какие-либо действия. Никто, кроме классного руководителя не может помочь так ребенку. Ведь специалист все-таки имеет психологическое образование, которое и помогает общаться с детьми на понятном уровне.

Классное руководство обязывает отслеживать все изменения в поведении класса или ребенка, узнавать причины и помогать в беде. Только люди, которые помогают, могут изменить взгляд ребенка в правильную сторону. Классный руководитель должен индивидуально знать личности своих учеников. Это полезно как для личного общения, так и для учебного процесса. Но всегда надо учитывать возраст своего подопечного. Конечно же, с младшими классами общаться всегда легче, у них озорной возраст, когда ребенка можно втянуть в любую игру, и она ему придется по душе.

С такими ребятами можно проводить психологические тренинги в в виде игр, они и ничего не поймут. Главное не лгать детям этого возраста, они очень чувствительны к вранью. Подростки же намного труднее. Со старшими классами чаще всего возникают проблемы. Если маленьких можно воспитать, то подростком очень трудно развернуть на правильный путь. Тут нужен опыт и терпение. И в этом случае видного внешнего контроля должно быть очень мало, так как это вызывает недоверие и агрессию.

Лучше всего действовать душевными разговорами, ведь все подростки старших классов так любят по философствовать о жизни, будто они очень много знают. Разговаривая по душам с учеником, можно легко узнать его жизненную позицию, чем он увлечен, и какие проблемы он сейчас решает. В таком правильном психологическом подходе заключается некий контроль личности.

Чаще всего такие методы дают положительный результат, только в очень тяжелых случаях приходится обращаться за помощью в социальные службы. Классный руководитель всегда должен анализировать поступки и поведение своих учеников. На нем постоянно лежит ответственность за их судьбу. Ведь только так можно подкорректировать негативные стороны подрастающего поколения, что бы будущее его было радужным, а не серым и унылым.

Таким образом, все вышеописанное можно объединить в самые важные воспитательные функции классного руководителя. Их можно охарактеризовать по следующим параметрам.

Каждый классный руководитель должен каждый день узнавать нужную информацию о здоровье своих подопечных, их психологическом состоянии и атмосферы в семье. Это даст понять ребенку, что он находится под защитой и может доверять. Контроль за успеваемостью ученика помогает проанализировать его способности к жизни, его личные проблемы или понять психологическую картину поведения. А контроль за посещаемостью покажет, насколько ребенок ответственен, а может даже выявит какие-либо семейные, дружеские проблемы.

Раз в месяц нужно проводить уроки психологии со всем классом, де будут пройдены психологические тесты, отображающие состояние ребенка на определенный момент жизни. А они уже подскажут, как действовать. Если имеются какие-то серьезные проблемы, стоит вынести их на обсуждение компетентного педагогического коллектива или всего класса. Но вынесены могут быть проблемы только общего характера, личные должны быть индивидуально обсуждены с учеником, и с ним же нужно прийти к общему решению. Раз в неделю обязательно проводить классный час в классе, что бы выяснить, какие недопонимания или нерешенные вопросы имеются в коллективе.

Ведь разным детям трудно ужиться друг с другом, а значит будут возникать конфликты или недомолвки. Ни в коем случае нельзя никого осуждать, необходимо стараться понять все стороны, но прийти к общему решению. И это общее решение должно быть принято совместно со всеми ученикам. так они почувствуют свое участие, и на них упадет доля ответственности. Если в классе имеются проблемные дети, нужно вызывать их родителей в школу только по важным вопросам.

И разговаривать с ними стоит откровенно, но спокойно и без претензий. Необходимо просто уметь рассказывать данную ситуацию без эмоций, так как эмоции испытают и сами родители, и ученик. Дело классного руководителя — донести проблематику до влиятельных старших, если же этого сделать не получилось, придется действовать самостоятельно. Для начала можно спросить совета у школьных коллег. А затем уже принимать советы и решительно влиять на ученика. В будущем это положительно отразиться на его жизненной позиции и существовании.

Действовать нужно исходя из определенной ситуации. Только индивидуально подбираются решения, нельзя действовать на пролом. Ко всему подходить с умом и ответственность. Работа классного руководителя заключается в том, что выполнять свои обязанности нужно и за пределами школы. Пока класс закреплен за преподавателем — это это дети, за которыми нужно следить, как за родными. В ходе воспитания можно проводить всяческие психологические эксперименты, выявлять положительные или отрицательные результаты.

Учитель так же учиться у учеником, как и они у него. Если психологической образованности классного руководителя не хватает, нужно вместе с ребенком обратиться к школьному психологу, который поможет в решении острых проблем. Вообще психология очень важная сторона воспитания ребенка. Необходимо чувствовать его душу прежде чем лезть в его мозг. Конечно же, перед посещением психолога нужно обратиться за помощью к родителям.

Но зачастую родные не понимают детей, считают их виноватыми и неправыми, что еще больше ранит детскую душу. Поэтому не стоит удивляться, если родители просто хмыкнули в ответ на проблемы ребенка. Тогда уже наверняка нужна помощь специалиста. А к таким родителям обычно посылают социального работника, который подробно объяснит им, что значит воспитывать ребенка, для чего это нужно, и как необходима родному чаду родительская любовь.

И во всех этих ситуациях классный руководитель имеет непосредственное влияние на все стороны, но остается на некой дистанции, общаться нужно уважительно, без претензий. Необходимо просто рассказать, что произошла такая-то ситуация, где ребенок самостоятельно не может найти выход. И все решения принимать совместно с психологом, социальным работником и родителями. Но самое важное мнение конечно же у самого ребенка.

В итоге получается, что классный руководитель и вправду заменяет ребенку родителей и становится «школьной мамой», которая должна прийти на помощь в любой трудный для ученика момент. К идеальному преподавателю хочется идти за советом, разговаривать по душам, слушать и восхищаться. Классный руководитель должен относится к своему классу с пониманием и любовь, ведь на протяжении многих лет дети всему учатся именно у него, такие люди становятся примером для подражания. Если понимать и принимать ученика таким, какой он есть, то и личность из него вырастет такая же внимательная и добрая.

Получается, что формы воспитательной деятельности могут быть совершенно разнообразными. Самое главное, что бы они воспитывали по-настоящему приличного и доброго человека. А всему остальному опыту он научится сам в ходе жизни.

Автор:    

К записи "Воспитательная деятельность классного руководителя: формы работы" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)