Сейчас в подростковой среде произошли процессы переосмысления культурных ценностей, нарушилась передача социального опыта. Все это привело к кризису в молодежной среде, что не могло не сказаться на их девиантном поведении.
Социальная реабилитация – это подвижная система, направленная на восстановление личности, социального статуса несовершеннолетнего, который попал в затруднительное положение.
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей проводится специалистами в данной области в специальных учреждениях. В нашей стране данная система реабилитации развита недостаточно хорошо. Поэтому уровень преступности среди молодежи у нас растет с каждым годом. В случае совершения преступления для несовершеннолетних не предусмотрено лишение свободы. Тогда встает вопрос о необходимости правильного подбора средств и методов воспитательного воздействия и коррекции личности. К сожалению, все необходимые меры не выполняются в нужной мере. Это связано, прежде всего, с отсутствием специальных мест для реабилитации подростков, с халатным отношением людей, назначенных провести меры профилактики, бесконтрольностью со стороны вышестоящих инстанций.
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей включает следующие направления.
·прием несовершеннолетних, оказание доврачебной помощи, организация медицинского обследования.
·социальное диагностирование, необходимое для дальнейшей разработки стратегии действия.
·обеспечение всеми средствами, которые помогут реализовать программу социальной реабилитации подростка.
Для полного осуществления социальной реабилитации нужно выполнить следующие условия:
·с помощью индивидуальной программы помочь ребенку наладить контакт с членами семьи.
·восстановление социального статуса в коллективе среди сверстников.
·оказание грамотной медицинской, психологической и педагогической помощи.
·реабилитационная работа должна вестись и в профориентационном направлении, необходимо помочь определиться с выбором профессии и образовательного учреждения.
·вовлечение подростков в трудовую деятельность, осуществляемую образовательным учреждением или за его пределами, с учетом физиологических особенностей подростка.
Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей включает следующие методы.
Прежде всего, необходимо проводить профилактические меры, которые будут способствовать снижению подростковой преступности. Данные методы должны включать в себя совокупность социальных, правовых и педагогических приемов, которые направлены как на работу с сами ребенком, так и его семьей.
Условно можно выделить четыре типа программ, которые способствуют социальной реабилитации подростков.
·Реализация творческого потенциала. Задача данной программы донести до подростка, что с помощью имеющихся у него творческих задатков можно помочь современному обществу. Такая программа особенно подходит детям, у которых нет явного выражения характера преступника.
·Реализация трудового воспитания. Смысл этой программы заключается в том, чтобы подростку привить первичные навыки какой-либо профессии. Она в большей степени подходит для детей с нарушением церебральной системы и небольшой умственной отсталости. Проведение таких мероприятий обязательно должно сопровождаться наблюдением и работой психолога.
·Развитие социальной успешности. Данная программа должна реализовываться для подростков, относящихся к группе риска. Они нуждаются в вовлечении в различные социальные мероприятия, которые проводятся на уровне школы. Это может быть командное участив в соревнованиях, выступление от школы на конкурсе талантов, проведение агитационных работ и так далее.
·Реализация восстановления утраченных социальных связей. Эта программа рассчитана на участие в ней подростков педагогически запущенных и обладающих стойкой криминогенностью, с сильными психическими расстройствами. Она является комплексной. Вначале подростки проходят лечебную реабилитацию, затем применяется творческая программа, в заключение трудовая. Реабилитация несовершеннолетних правонарушителей должна решать следующие задачи.
·Беспрекословная защита прав несовершеннолетних.
·Проведение профилактических работ, снижающий уровень преступности.
·Проведение мер по предупреждению беспризорности детей.
·Обеспечение защиты детей, оставшихся без родителей.
·Профилактика вредных привычек.
·Оказание социальной помощи неблагополучным семьям.
·Активная работа со стороны органов системы профилактики.
·Меры пресечение вовлечения подростков в сомнительные дела.
Основная работа по реабилитации правонарушений должна проводиться в школе. При осуществлении этой работы должен участвовать практически весь коллектив школы. Именно от совместной деятельности зависит положительный результат.
·Работа со стороны педагогов и классных руководителей включает следующие направления:
— ежедневное проведение профилактических бесед с учениками, входящими в группу риска.
— четкое планирование работы с детьми, находящимися в группе риска.
— обязательное включение трудных детей в списки секций, кружков.
— профилактическая работа по устранению неуспеваемости и посещения школы.
·Работа органов по защите прав детей:
— ежемесячное проведение круглых столов в качестве просвещения родителей и учащихся.
— на каждого ребенка правонарушителя должна создаваться картотека.
— четкое планирование индивидуальной работы с подростком, который совершил преступное деяние.
-диагностическая работа учителей, родителей и ребенка.
— посещение трудных семей, индивидуальные беседы.
·Работа школьного организатора:
— индивидуальная и коллективная работа с классом.
— проведение профилактической работы.
— просвещение детей по поводу их прав и обязанностей.
— работа с учащимися группы риска.
— организация классных часов, конференций,
· Работа с социальной средой:
— изучение особенностей микросреды, в которой обитает подросток.
— взаимодействие с населением по профилактике правонарушений.
· Деятельность школьного библиотекаря:
-Проведение и оформление тематических выставок, стендов для родителей, учителей и учащихся.
·Работа учителя:
— оказание помощи в проведении мероприятий, направленных на профилактику правонарушений.
Таким образом, с помощью различных видов программ можно:
·повысить процесс развития социальной реабилитационной работы с детьми-подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, или вовлеченные не в те компании;
·увеличить эффективность работу органов, отвечающих за контроль и устранение беспризорности и правонарушений;
· создать все необходимые условия для предотвращения преступности.
Для подростков-правонарушителей реабилитация является последним шансом для нормальной интеграции в социуме.
Одной из главных задач каждого общества является развитие и совершенствование методов реабилитационной работы с юными правонарушителями. Это очень важно для развития нормального морально устойчивого общества.
К записи "Виды социальной реабилитации правонарушителей, несовершеннолетних преступников в школе" оставлено 0 коммент.