В образовательных учреждениях психолог необходим для выполнения ряда функций. К одной из них относится психологическое просвещение. Оно заключается в формировании чувства необходимости в психологических знаниях.
Очень важно вызвать желание пользоваться в дальнейшем полученными навыками и знаниями для познания и развития самого себя, познания окружающей действительности. Также занятия с психологом направлены на то, чтобы вовремя предупредить патологии становлении личностных качеств.
Следующая функция, выполняемая педагогом -психологом, — это психологическая профилактика. Мероприятия в данном направлении необходимы для предупреждения явлений дезадаптации ребенка. Разрабатываются рекомендации для учителей и родителей, которые непосредственно участвуют в воспитании и процессе формирования личности.
Психологическая диагностика также находится в ведении школьного психолога. Диагностика может проводиться с целой группой школьников (весь класс) , либо в индивидуальном порядке, а также ее разделяют на оперативную, углубленную, комплексную. Подобного рода мероприятия должны в идеале проводиться на протяжение всего срока обучения в образовательном учреждение. Они необходимы для получения сведений о динамике развития ребенка, об индивидуальных склонностях и особенностях, о потенциале школьника, о профессиональном самоопределении. Помимо этого в результате психологической диагностики можно выявить причины нарушения в развитии, отставания от сверстников, узнать больше о том, почему школьнику трудно дается социальная адаптация.
Какие еще виды деятельности школьного психолога известны? Конечно же стоит затронуть консультативную деятельность психолога-педагога. Ребенок, учитель, родитель в любое время может получить помощь от психолога по вопросам воспитания, обучения, развития.
Психологическая коррекция также находится в ведении психолога. Данная деятельность направлена на активное воздействие на ребенка в момент формирование и становления. В данном процессе могут участвовать помимо психолога еще ряд специалистов: социальные педагоги, логопеды, дефектологи, врачи и другие специалисты.
Психолог-педагог участвует в развитии ребенка. Важно обучить детей процессу самопознания и самоанализа, важно обучить правильному межличностному взаимодействию, общению как со сверстниками, так и с людьми старшего возраста.
Существую следующие особенности работы школьного психолога. Психолог должен быть человеком , которому не страшно доверить свои проблемы, рассказать о сокровенном и быть уверенным, что данный разговор останется в тайне. Часто школьники нуждаются в помощи психолога в тяжелые периоды своей жизни. Например: переходный возраст, проблемы во взаимоотношениях с родителями, первая любовь, эмоциональное напряжение перед экзаменами, социальная дезадаптация, коммуникативные проблемы, проблемы зависимости от чего-то.
Многие родители стыдятся обратиться к психологу. И зря. В цивилизованном западном обществе данное мероприятие не считается постыдным. Иногда, чтобы избежать затянувшихся депрессий, проще обратиться к специалисту, который разложит все проблемы по полочкам и подскажет выход из сложившейся ситуации. Визит к психологу никак не запятнает человека, не оставит пометки в его личном деле. Поэтому родителям и их детям просто необходимо обращаться за помощью к школьному психологу по мере необходимости. Ведь проблемы из детства накладывают отпечаток на ребенка и переносятся во взрослую жизнь. Психолог обязательно поможет родителям, чьи дети странно себя ведут, часто устраивают истерики, чего-то судорожно боятся, которые с трудом общаются со сверстниками и незнакомыми людьми.
План школьного психолога на год довольно обширен, заполнен разными мероприятиями. Психолог еще выполняет роль создателя благоприятного психологического климата в школе и в классе. Ведь окружающая обстановка способствует или наоборот тормозит процесс развития личности. Но поставленные задачи психологу решить под силу только совместно с педагогами и родителями. В одиночку работать гораздо сложнее, важно ощущать поддержку и видеть своих союзников, которые за стенами школы готовы продолжить начатую работу по воспитанию школьника.
Школьный психолог находится внутри социального взаимодействия. Он видит в отдельности каждого ребенка, родителя и учителя. Поводом для обращения к специалисту порой становится сложная обстановка в семье (смерть родителя, развод, рождение еще одного ребенка, конфликты между родителями) . Если родитель считает, что его ребенок сам сможет пережить сложные времена, то глубоко ошибается. Ничего бесследно не проходит.
Проведение развивающих, коррекционных мероприятий также находится в ведении психолога. Целью подобных занятий является развитие внимания, логики, мышления, способности работать в коллективе. Методика для занятий может быть заимствована у специалистов, либо же разработана конкретно для каждого случая.
Школьный психолог — это в первую очередь морально и психологически устойчивый человек, способный ориентироваться в большом потоке информации. Ему свойственны такие качества как: умение слушать, умение успокаивать и сопереживать.
К записи "Виды деятельности школьного психолога: что предусмотрено программой?" оставлено 0 коммент.