Главная » Школа » В чем заключается профилактическая работа классного руководителя?
26
мая

В чем заключается профилактическая работа классного руководителя?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Всем известно, что в школе главным элементом выступает класс, так как в нем организовывается познавательная деятельность, строятся отношения между учащимися, но во главе этого элемента стоит классный руководитель.

Именно он влияет на всестороннее развитие учеников, выполняет организаторскую работу, а также все воспитательные процессы. Его роль в классе очень большая, так как он не должен допустить каких-либо пробелов в воспитании.

Профилактическая работа классного руководителя заключается в том, что он должен при помощи разных методов формировать коллектив и направлять его работу в правильное русло. Также классный руководитель проводит внеклассную работу в разных формах, тем самым, развивая в учеников главные моральные качества.

Кроме того, на классном руководителе лежит огромная ответственность – воспитать в учеников ответственное отношение к учебе и к тому, что учиться нужно самостоятельно, так как в жизни знания обязательно пригодятся.

Поэтому можно смело говорить, что классный руководитель выступает не только организатором воспитательной деятельности, но и главным наставником школьников.

Человек, который стал классным руководителем, должен не только прививать детям важные качества, он должен сам их иметь. Прежде всего, он должен быть высоконравственный, справедливый и порядочный, прежде всего, в своих мыслях, он должен найти подход к каждому ученику, даже к такому, который закрыт в себе и не хочет открываться другим.

У классного руководителя должно отсутствовать такое качество, как злопамятность и корыстность, ведь дети все замечают и все видят. Он должен деликатно и вежливо общаться с воспитанниками, чтобы они выросли такими же терпеливыми и добрыми.

Программа профилактики в школе направлена на то, чтобы правильно организовать как воспитательный, так и учебный процесс. В программе идет речь о том, что классный руководитель не полностью, а частично должен организовать жизнь и деятельность школьников. Ведь большая роль этой работы зависит от родителей, руководителей кружков, различных секций и других творческих организаций, которые направлены на развитие художественного вкуса у детей.

Система профилактики в школе работает таким образом, что классный руководитель проводит организаторскую и воспитательную работу не самостоятельно, а под четким руководством директора школы и его заместителей. Кроме того, он тесно работает с другими преподавателями, которые говорят ему, на каких уроках как ведут себя дети, с какими они сталкиваются трудностями и советуют ему, как подойти правильно к определенной ситуации.

Но по сравнению с другими учителями, он намного чаще и больше общается с учащимися, он знаком с их родителями, знает, чем живит воспитанник и какие трудности имеет. Ведь воспитательная работа не ограничивается рамками школы, она выходит гораздо дальше, поэтому классный руководитель должен тесно контактировать с семьей, и иметь качества психолога, поддержать и помочь, если будет такая необходимость.

Что касается методик для выполнения профилактической работы в школе, то они могут быть самыми разнообразными, и зависят от индивидуальных особенностей учеников и от их возрастной категории:

— Проведение этнических бесед. Эта форма внеклассной работы наиболее распространенная и может быть проведена как на классном часе, так и в другое отведенное время.

Беседы бывают индивидуальными и массовыми. Чаще всего проводятся массовые беседы, но индивидуальные также имеют место на школьной скамье. Ведь в каждом классе есть ученики, с которыми нужно говорить отдельно, в соответственной обстановке.

К беседе на нравственную тематику нужно готовиться заранее, так как желательно разработать примерные вопросы и ситуации.

Что касается темы беседы, то она должна быть актуальной, чтобы дети хотели получить ответы на все интересующие их вопросы. Поэтому заранее нужно поинтересоваться у детей, на какую тему они хотели бы провести беседу.

Ученикам старших классов желательно проводить дискуссии, так как главные моральные нормы у них сформированы, и беседы им могут показаться скучными и неинтересными.

— Экскурсии и походы также относятся к профилактическим внеклассным формам работы, их желательно проводить регулярно, так как они очень нравятся детям. Экскурсии по местным достопримечательностям помогут не только развивать любовь к культурным ценностям, но и будут сближать коллектив.

— Особое место в работе классного руководителя отводится классному часу. Стоит отметить, что во время его проведения формируются важные проблемы школьников – как моральные, так и нравственные.

Нужно помнить, что к выбору форм работы нужно подходить творчески, учитывая условия, в которых пребывает школа, а также детская жизнь. Нужно вместе анализировать и осмысливать все, что происходит в школьном коллективе.

Важно организовать каждый вид работы так, чтобы участвовал весь класс, чтобы каждый смог высказать свое мнение, чтобы не было равнодушия со стороны каждого школьника.

Настоящий классный руководитель способен показать педагогическое мастерство, создать настоящее педагогическое открытие. Конечно, на пути к всестороннему развитию ребенка можно сталкиваться со многими трудностями, одних детей нужно во время поощрять, а других – наказывать за нарушение правил поведения. Но наказывать и поощрять нужно только тогда, когда классный руководитель на достаточно глубоком уровне узнает про ребенка все, научится его понимать и поддерживать.

Качество профилактической работы зависит также от воспитательной деятельности классного руководителя, поэтому он должен время от времени курсы по повышению квалификации, на которых его знания будут совершенствоваться и укрепляться.

Существуют такие методы, которые помогают проводить профилактическую работу на высоком уровне:

— Ежедневное наблюдение за поведением и работой учеников.

Важность этого метода состоит в том, что классный руководитель при наблюдении должен распознать черты характера ученика, выявить его способности по отношению к школьным нагрузкам, посмотреть, как с ним общаются одноклассники и какое у него к ним отношение.

— Наблюдение за результатами деятельности учеников. Для этого в школе рационально проводить различные выставки, конкурсы и соревнования, чтобы увидеть, какие наклонности имеют ученики, какие их увлечения. По результатам этой работы можно делать предположения относительно развития учащихся, иметь общие темы с родителями, чтобы те учитывали все вышеуказанное в воспитании детей.

— Вовлечение детей в спортивную, художественную и эстетическую деятельность. Если это большой город, то желательно, чтобы классный руководитель имел тесные взаимоотношения с различными детскими организациями, музеями и библиотеками, таким образом, воспитывая детей в правильном русле.

Как видно, такая несложная профилактическая работа с коллективом помогает классному руководителю воспитать чудесных детей, творческих и одаренных, главное – вовремя заметить талант и не упустить его развитие.

Автор:    

К записи "В чем заключается профилактическая работа классного руководителя?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)