Сложна адаптация детей к окружающему миру. Часто родители списывают нежелание своего ребёнка находить общий язык со сверстниками на особенности характера и темперамента, однако это может указывать на наличие некоторых нарушений.
Причинами замкнутости и конфликтности могут быть различные факторы, такие как отсутствие навыков общения, боязнь всего нового, эмоциональная нестабильность, высокие требования к сверстникам. Причём для дезадаптации порой достаточно одного из них.
Школьная дезадаптация, уровни которой могут быть различны, является частичной утратой способности приспосабливаться к новым условиям социальной среды. Можно выделить патогенную дезадаптацию, психосоциальную и социальную не только детей, но и подростков. Детские психологи считают, что это достаточно сложный процесс, который включает в себя неврологические, психологические и социальные аспекты.
Школьная дезадаптация подразделяется на уровни:
·Физиологический уровень. Ребёнок слишком быстро утомляется, теряет работоспособность и страдает от головных болей. Появляются вредные привычки, дрожание пальцев, заикание и заторможенность.
·Познавательный уровень. Постоянно не справляется с программой и домашними заданиями, считает учёбу скучной и неинтересной.
·Эмоциональный уровень. Школьник крайне негативно относится к учебному заведению, недружелюбно настроен к учителям и одноклассникам.
·Поведенческий уровень. Проявляется в вандализме, неконтролируемом поведении, непонимании школьных правил и общепринятых норм.
Но стоит понимать, что ребёнок может быть только наполовину адаптирован. Например, иметь хорошую успеваемость, но не находить общего языка с одноклассниками или наоборот.
Учителям стоит более снисходительно относиться к детям с подобными особенностями, спокойно указывать на ошибки и предлагать свою помощь в разборе материала. Наилучшим вариантом будет строить учебный процесс в игровой форме.
Также выделяют пять подгрупп адаптационного процесса:
Норма. Дети не испытывают особых сложностей в обучении, прекрасно ладят со сверстниками.
Группа риска. Не проявляются признаки психологических отклонений, возможны нарушения межличностных отношений, проблемы в учёбе, излишне высокая или низкая самооценка.
Неустойчивая школьная дезадаптация. Замечаются изменения психоэмоционального состояния, нежелание учиться и общаться.
Устойчивая школьная дезадаптация. Помимо сложностей в учёбе, таких детей отличают асоциальное поведение, хулиганство и прогулы занятий.
Патология. Дети имеют явные нарушения развития и различные физические недуги. Проявляются неврозы и фобии.
Коррекция подобного поведения предполагает выявление причин негативного отношения ученика к социуму. Чрезвычайно важным считается анализ социального статуса ребёнка в коллективе. Коррекционные мероприятия заключают в себе консультирование родителей и учителей, которые помогут взрослым разобраться в сложившейся ситуации, оценить свои педагогические возможности.
Задача психологов – определить, какие особенности ребёнка можно корректировать и улучшать, а какие они изменить не в состоянии. Программа коррекции направлена на детей и их родителей и включает в себя психологические тренинги и социодрамы, применяются современные варианты аутотренинга и суггестивных программ. Психологи советуют развивать умственные и познавательные процессы ребёнка, тренировать память и усидчивость, создавать идеальные условия для общения со сверстниками вне школы.
Процесс социальной дезадаптации можно обратить, учёные всего мира работают над новыми методами, которые позволят контролировать неуравновешенное поведение ребёнка. Создаются специализированные учреждения для детей с нарушениями в адаптации, которые предназначены для работы по социальной реабилитации.
При появлении тревожных симптомов, первым делом необходимо поговорить с ребёнком и выяснить причину «ненормального» поведения. Работа требует много сил, в лечении должны принимать участие специалисты, педагоги и родители.
К записи "Уровни школьной дезадаптации: педагогическая проблема" оставлено 0 коммент.