В наше время, когда преступность и беспризорность получили тенденцию к значительному «омоложению»: всё большее количество детей и подростков в раннем возрасте оказываются в состоянии безнадзорности.
Численность юных граждан, становящимися изгоями общества поневоле или выбирающих стезю правонарушений сознательно, возрастает в связи с учащением и ужесточением случаев домашнего насилия. Имеют место также сексуальная и экономическая эксплуатация несовершеннолетних в семье. В целом – общее состояние современного общества создаёт веские предпосылки для формирования психически неустойчивых типов личности уже на ранних этапах её развития. Высок процент тяжких и особо тяжких уголовных преступлений, совершённых лицами, не достигшими установленного законом возраста дееспособности.
На фоне этих плачевных данных встаёт острая необходимость высчитать оптимальный план реабилитации несовершеннолетнего, позволяющий наиболее полно компенсировать ущерб, причинённый душевной и физической целостности ребёнка безответственным поведением родителей или несчастьем, повлекшим их отсутствие. Гарантированный и наиболее устойчивый результат здесь даёт использование труда как реабилитационного и терапевтического средства, способствующего полноценной социальной адаптации и возвращению подростка к нормальной жизни. Такой подход логично проистекает из понимания того факта, что наиболее полному раскрытию всех возможных талантов человека и его субъективной реализации в огромной степени способствует его профессиональная деятельность и его самоопределение в структуре общества. Поэтому важно прежде всего сформировать у ребёнка моральную готовность к трудовой деятельности и наделить его необходимыми навыками для её совершения.
Основополагающим аспектом в организации подобного процесса являются педагогическая целесообразность и психологическая обоснованность. От профессионализма и человеческой чуткости специалистов, занимающихся вопросами социально-трудовой реабилитации несовершеннолетних, прежде всего и зависит вероятность восстановления мотивационных побуждений последних. Немаловажную роль в этом играет способность принять ребёнка таким, как он есть, и рассмотреть его потенциальные способности, исключив предвзятое отношение из-за его текущего нестабильного психологического состояния или проступков, совершённых в прошлом. Искренности нечего противопоставить – и в общении с детьми это верно втройне: для успешного восстановления и обретения надежды на лучшее будущее каждый, без исключения, ребёнок нуждается в ком-то, кто бы понял и принял его всем сердцем. Поэтому задачи, стоящие перед людьми, избравшими для себя перевоспитание «трудных» подростков, намного шире и специфичнее круга вопросов, освещаемых педагогической наукой.
В целом социально-трудовая реабилитация представляет собой комплекс мер, затрагивающих физический, интеллектуальный и духовный уровни развития и позволяющий молодому человеку сформировать собственное мировоззрение с учётом общепринятых ценностей и определиться с дальнейшим курсом своей индивидуальной эволюции. Индивидуальная работа включает в себя следующие этапы: диагностика психологического состояния ребенка, устранение педагогической запущенности, развитие нравственных ориентиров, эстетического вкуса, правового и гражданского самоосознания, интеллекта, профориентационное обучение, привитие здорового образа жизни и мышления.
Таким образом, социально-трудовая реабилитация напрямую связана с вероятной успешностью ребёнка в будущем и задача общественных институтов помочь таким детям изменить свою изначально неудачную ситуацию.
К записи "Трудовая реабилитация несовершеннолетнего: план" оставлено 0 коммент.