Главная » Школа » Схема и план характеристики класса: в помощь учителю
12
Dec

Схема и план характеристики класса: в помощь учителю

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Довольно часто молодые учителя, которые после института приступают к своим обязанностям, сталкиваются со многими трудностями. Ведь в это время часто не хватает опыта, и схема характеристики класса – главная проблема многих.

Схема характеристики на класс – важный документ, в котором должны быть описаны все главные стороны жизни класса, причем нужно все описать так, чтобы получилось кратко и понятно, в характеристике не должно быть ничего лишнего, только основные понятия.

Конечно, можно обратиться за помощью к опытным учителям, которые долгое время проработали в школе, но если есть стеснение и застенчивость, можно составить характеристику самостоятельно, обратив внимание на ниже представленные рекомендации.

Многие поинтересуются, зачем же нужна характеристика на учеников? А затем, чтобы было легко определить, сколько детей учится в классе, какие особенности он имеет, какая его успеваемость и взаимоотношения в коллективе.

Если коснуться истории, то на протяжении долгого времени педагоги всех школ составляют характеристики, которые не имеют единого шаблона. Каждый ребенок уникален и индивидуален, поэтому об этом должно быть грамотно и вдумчиво изложено в этом документе.

План характеристики класса должен быть примерно таким:

— В первую очередь, указать количество учеников, которые учатся в данном классе, написать их место жительства, а также контактные телефоны, чтобы в любом случае можно было выйти с учеником на связь. В отдельной ячейке указывается, сколько мальчиков и девочек.

Далее, отмечается возрастная категория детей, в отдельной колонке. Например:

— 1999 год рождения – 15 учеников;

— 2000 год рождения – 2 ученика, и так далее.

— В обязательном порядке нужно написать, сколько полных и сколько неполных семей, так как этот фактор во многом влияет на успеваемость и развитие детей. Есть ли дети, которые растут в неблагополучных семьях. Если такие имеются, то с ними нужно проводить особую работу, обращать на них внимание, помогать, если они в чем-то не успевают, оказывать моральную поддержку, если она будет нужна.

С остальными ребятами также нужно провести беседу о том, что с этих учеников ни в коем случае нельзя насмехаться, так как они и так имеют расшатанную психику.

Если есть многодетные семьи, об этом также нужно упомянуть. Стоит отметить, что все необходимые данные должны быть введены конкретно, с обязательным указанием фамилий. К примеру:

— Многодетные семьи – 1 (Ивановы – 5 детей) . В некоторых классах есть семьи, в которых родители или один из них является инвалидом. Этот факт нужно также занести в характеристику.

— Нередко бывает так, что в определенный класс в начале или середине учебного года поступают новые ученики, которые теперь всегда будут учиться в этой школе. Про этих детей нужно написать, каким образом прошел адаптационный период, насколько быстро они вошли в коллектив, как тот его принял, и были ли трудности. При надобности с таким ребенком нужно провести дополнительную работу.

— Нужно определить, в какой физической форме находятся дети, какую группу здоровья имеют. Эта информация должна записываться отдельным пунктом. Указать результаты медицинского осмотра, который прошли дети, а также отметить психологическое состояние каждого ребенка.

Ведь если у ребенка будут обнаружены какие-либо отклонения, то он будет обязательно переведен в специальную группу здоровья, с отдельным питанием. Остальные же детки заносятся в основную или подготовительную группу здоровья. Кроме того, стоит отметить в характеристике рекомендации докторов. К примеру:

— Сидоров Иван – специальная группа, астигматизм и близорукость, рекомендуется первая парта на среднем ряду, и так далее. В этом случае учителю будет легко следить не только за тем, как учатся его воспитанники, но и за тем, какие отклонения в здоровье они имеют.

— Следующий пункт – указание того, если в классе есть ученики-инвалиды. Эта информация очень важна, стоит записать полностью данные этого ребенка, то, какой он имеет диагноз, и какие рекомендации ему пишут доктора.

Также стоит отметить, где проходит обучение этот ученик – в школе или же к нему приходят педагоги на дом. Кроме этого, описать, какие отношения имеет больной ребенок с родителями и сверстниками, не оскорбляют ли его одноклассники. Если так, то с ними в обязательном порядке должна быть проведена воспитательная работа.

В заключение этого пункта нужно сделать анализ, где описывается соотношения здоровья больного ребенка с его успеваемостью в школе. Кроме того, об этих детях должны обязательно быть проинформированными другие педагоги.

— Следующим шагом является то, какая успеваемость каждого ребенка. Конечно, неплохо, если успеваемость сравнить с предыдущим годом, но это только в том случае, если учитель работает несколько лет на этой должности. В противном случае нужно просто описать, как ребенок проявляет себя на том или ином уроке, какие у него возникают трудности в учении и в каких предметах он проявляет себя как можно лучше.

— Нужно описать также то, какие отношения у ребят между собой и между учителями, присутствует ли агрессия, уравновешенность и так далее. Нет ли в классе детей-одиночек или таких, которых класс отторгает. Несколько слов должно быть и о дисциплине в коллективе. Описать также нужно глобальные проблемы, если такие присутствуют.

— Характеристика своего класса должна отображать успехи участников, их познавательные процессы. Нужно обратить внимание на то, какая память у ребят преобладает больше всего – зрительная, слуховая или механическая, какой у них уровень внимания, ведь есть такие классы, которые невнимательно слушают учителей, постоянно переспрашивают, не дослушивают и недопонимают.

Есть и такие дети, которые обладают плохим развитием речи. С этим обязательно нужно работать, давать детям больше устных заданий, чем письменных. Эти пункты выступают самыми главными, поэтому сразу видно, что за короткое время этот документ создать не удастся.

Классный коллектив бывает разным. У детей младшего возраста нередко возникают споры между собой, конфликты и другие недоразумения. Старшие же детки часто хотят выделиться из коллектива, показать, что именно тот или иной ребенок лучший. Кроме того, многие детки старшего возраста объединяются в маленькие группы. Некоторые из них хотят быть неофициальными лидерами в классе, говорить, с кем дружить остальным деткам, а с кем нет. На это также стоит обращать внимание, ведь лидера остальные ребята должны уважать и к его успехам стремится.

— Нужно написать также о том, нет ли таких детей в классе, которые хотели бы учиться в параллельном классе. Если в классе будет царить атмосфера дружбы и взаимопонимания, то, соответственно, в параллельный класс идти никому не захочется.

В характеристике нужно также указывать, помогают ли одноклассники друг другу и учителю, когда возникает определенная ситуация по собственному желанию, или только тогда, когда их об этом просят.

— О том, какие взаимоотношения между родителями и учениками, также стоить указать. Ведь классный руководитель должен быть в курсе, следят ли родители за учебным процессом, за тем, как ведет себя ученик, когда приходит из школы. В семье ребенок проводит много времени и отношения между родными также отражаются на его настроении. Указать, какой средний возраст родителей учеников.

Например: 25-35 лет – 15 человек;

35-45 лет – 10 человек.

Отражение социального статуса родителей также должно быть указано в характеристике:

Высший класс населения – 5 человек;

Рабочие – 18 человек;

— Пенсионеры – 2 человека.

Если есть возможность узнать образование родителей, об этом также нужно написать. К примеру, высшее – 10 человек; основное среднее – 15 человек; среднее техническое – 9 человек.

После этого записать, какое отношение к школе и учебному процессу своего ребенка имеет тот или иной родителей. Если есть в классе члены родительского комитета, то это нужно отметить. Эта информация поможет классному руководителю не забыть, с какими родителями нужно проводить отдельную работу.

— Сюда можно, и даже нужно включить внеклассную работу, в которую входят те виды искусства и спорта, которыми детки занимаются во внеурочное время. Кроме того, стоит указать, в каких мероприятиях участвовал класс, кто стремился участвовать в них по собственному желанию, а кто наотрез отказывался.

Подробно описать, с какой целью проводилось то или иное мероприятие, обязательно в отдельной графе выделить те, на которых ученики вели себя совершенно пассивно, по какой причине. Таким образом, будет видна картина, что больше нравится детям, а что меньше.

Интересы и хобби детей также должны быть внесены в характеристику, так как одни дети активно увлекаются литературой и музыкой, в свободное от учебы время занимаются чтением книг. А другие – не мыслят своей жизни без спорта. Возможно, есть такие детки в классе, которые увлекаются театральным искусством или любят просматривать фильмы.

Эти знания понадобятся учителю для того, чтобы он знал, какого ребенка отправить в спортивную секцию, а кого в музыкальную школу. За интересами каждого ученика нужно обязательно следить, так как время от времени один вид может заменять другой.

Родителям нужно сказать о том, чтобы они не записывали ребенка в тот кружок, в который он не желает идти, насильно настаивать не стоит, так как задание как педагогов и родителей – воспитать личность, с индивидуальными предпочтениями.

— По желанию, нужно дать оценку местному самоуправлению, указать, на каком уровне оно находится.

— Вывод должен быть отдельным пунктом в характеристике каждого учителя. В нем нужно отразить, есть ли в классе ценностно-ориентационная система, на каком уровне находится коллектив и какую работу с ним нужно провести, если этот уровень достаточно низкий.

Написать, что должен делать учитель для того, чтобы класс не только хорошо учился, но и имел хорошую психологическую среду. Ведь она во многом влияет на формирование личности ученика. Например:

— Продолжить работу над учениками, которая заключается в проведении различных внеклассовых мероприятий, влияющих на сплочение коллектива.

— Способствовать тому, чтобы те ученики, которые имеют замедленный тип познавательной активности, быстрее работали над собой, создать для них такую учебную мотивацию, которая служила бы весомым толчком для достижения высоких результатов.

— Активно формировать у каждого из учеников самооценку, следить за тем, чтобы она ни в коем случае не была заниженной, работать с теми учениками, которые ее занижают.

— Обратить внимание на культуру общения между собой и между противоположным полом. Проводить беседы с мальчиками о том, как важно защищать девочек, ведь они выступают слабым полом. Кроме того, развивать коммуникативные умения, ведь именно они будут делать самооценку высшей.

Для того чтобы характеристика класса была составлено успешно, нужно помнить, что классный руководитель несет большую ответственность за детей. Ведь он должен чаще общаться с ними для того, чтобы стать авторитетом.

Тот учитель, который не стал для ребят образцом, не сможет положительно повлиять на них. Нужно в первую очередь работать над собой, над своими ошибками, чтобы была возможность найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Конечно, молодому специалисту сначала будет непросто работать в школе, но дети сразу видят, кто относится к ним с душой, а кто просто пришел отработать свои часы, не обращая внимания на то, что в классе есть проблемы и с ними нужно активно работать. Поэтому саморазвитием заниматься никогда не поздно.

В заключение стоит добавить, что характеристика класса, схема которой находится выше, будет служить не только документом отчетности перед дирекцией, она выступает настоящим помощником, из которой видно, над чем нужно работать.

Автор:    

К записи "Схема и план характеристики класса: в помощь учителю" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)