Тема социализации школьников, особенно проблемы социализации школьников младших классов, долгое время не находила должного внимания в педагогической науке и практике.
Вчера ребенок ковырялся в песочнице, ел и спал, а переступив порог учебного заведения, он уже становится частью социального общества.
Такая точка зрения казалось нелепой и не требующей научной проработки. Однако, со временем, ситуация изменилась. Психологи постепенно поняли, что старт социальной жизни лежит именно в начальной школе, и тому есть ряд причин.
Начало обучения в школе означает не только старт образовательного процесса. Ребенок становится общественным субъектом, получает обязанности, выполнение которых тесно связано с оценкой его успехов со стороны, именно с этого и начинается социализация школьников. В самом начале обучения, школьник увлечен новым процессом, он начинает осваиваться в окружающей его обстановке, в которой помимо непререкаемого авторитета взрослых, представленных учителем, появляются сверстники. Школьник учится оценивать эффективность своей деятельности, получает первые представления о том, что нужно делать для того, чтобы преуспеть в учебном процессе. Вместе с тем, дети крайне остро реагируют на оценку своих действий со стороны. Частые успехи, сопровождаемые похвалой взрослых, становятся важным средством социализации младших школьников, а слишком острая критика их действий может быть сопряжена с потерей интереса к учебе.
Учебный процесс меняет психику ребенка, учит его ответственности за свои действия, а так же позволяет добиться первых успехов в рамках окружающего его общества. Однако, рано или поздно, учеба надоедает, а в социализации школьников все большую роль играет мнение сверстников, часто мало связанное с успехами в обучении. Наступает момент, когда большинство детей оказывается между двумя «полюсами»: С одной стороны мнение взрослых и достижения в учебном процессе, который уже порядком надоел, а с другой – желание влиться в коллектив сверстников и не оказаться изгоем, «ботаником», с которым никто не общается. Многие проблемы социализации школьников связаны именно с необходимостью найти выход этой ситуации. Именно в начальной школе ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая, впоследствии, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться.
Как видно из всего перечисленного, учебные заведения играют огромную роль в социализации школьников, а недооценка важности этого этапа жизни ребенка может привести к очень серьезным последствиям. По этой причине стоит отдельно рассмотреть средства социализации младших школьников и постараться дать им некую характеристику.
Все средства социализации школьников можно условно разделить на две большие группы. Первая группа: средства, применяемые непосредственно к детям. Ко второй группе относятся те, что применяют к родителям школьников. Обе группы насчитывают десятки приемов, но в рамках этой статьи будут рассмотрены только основные.
При работе с детьми очень важным средством является постоянное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей. И дело не сводится к тому, что педагог должен наказывать детей за провинности и требовать выполнения домашних заданий. Учитель должен стать для детей наставником, который укажет правильный путь, сможет эффективно решать проблемы социализации школьников, связанные с попаданием в новый коллектив. Это, пожалуй, один из основных способов, который эффективно воздействует на детей, но требует от преподавателя каждодневной работы и серьезного напряжения сил.
Следующим средством может стать своеобразная диагностика, проводимая преподавателем в своем классе. Изучая личностные характеристики учеников, наиболее яркие черты их характера, позитивные и негативные влияния, оказываемые на ребенка, а по возможности и его социально-бытовые условия, опытный педагог способен предугадать, по какому пути пойдет социализация школьников в будущем. Данный метод требует немалого опыта, психологических знаний и широкого набора сведений, который не всегда доступен педагогу, так что его реализация может быть сопряжена с рядом трудностей.
Организация общественной деятельности детей может стать еще одним важным методом, способным решить многие проблемы социализации школьников. Это позволит снизить усталость от учебы, разнообразя каждодневную рутину, а так же сплотит детский коллектив, заставив вместе выполнять конкретные задачи, как отличников, так и тех, у кого с учебой дела обстоят не так хорошо. Главное условие успешного применения этого метода – заинтересовать детей какой-то деятельностью, помочь преодолеть возникающие конфликты, создавая сплоченный коллектив. Важно дать школьникам понять, что школа это не только скучные занятия и каждодневная рутина. Тут тоже можно найти друзей, интересно и весело проводить время. Неплохим решением может стать празднование дней рождений учеников в классе. Приобщение класса к личному празднику каждого ученика может стать эффективным инструментом решения проблемы социализации школьников.
Как уже говорилось выше, работой с детьми средства социализации не ограничены. Приобщение к этому процессу родителей может дать хорошие результаты. Важно дать понять родителям ребенка, что именно от оценок его действий во многом зависит, по какому пути пойдет социализация их ребенка. Слишком резкая критика и игнорирование успехов школьника может вселить в него отвращение к учебе, которое обязательно скажется в будущем. Слишком мягкое поведение родителей тоже не принесет пользы. Если прощать детям все прегрешения, они потеряют рамки дозволенного, в результате чего осложнится и социализация школьников. Активное участие родителей в школьной жизни ребенка, поощрение успехов и работа над допущенными ошибками станет серьезной помощью для процесса социализации. Взрослые должны проявлять живой интерес к тому, как именно их ребенок адаптируется в новом для него коллективе. Не стоит обращать все внимание на какой-то один аспект его деятельности, важно соблюсти баланс между успехами в обучении и адаптации школьника в коллективе. Именно от родителей зависит, какое развитие получит социализация школьников, а во многом и вся дальнейшая жизнь ребенка.
Средства социализации младших школьников можно перечислять еще долго, но очевидно, что на родителей ложится огромный груз ответственности за то, по какому пути пойдет развитие их ребенка. Педагоги и психологи выработали ряд советов, часть которых будет приведена здесь, для того, чтобы немного облегчить родителям их задачу.
Ваше внимание очень важно для ребенка. Старайтесь интересоваться его школьной жизнью, задавать различные вопросы и внимательно слушать ответы на них. Сам того не зная, ребенок может навести вас на проблемы, с которыми он столкнулся в новом коллективе, а проблемы социализации школьников, особенно на начальном этапе, неизбежны для всех детей. И именно от родителей зависит, сможет ли ребенок справиться с ними и найти свое место в новой обстановке.
Поддерживайте положительное отношение к школе. Почти каждый первоклассник, вернувшись после первого учебного дня, считает, что его учительница самая лучшая, самая красивая, самая добрая, ну и так далее. Задача родителей — помочь сохранить это впечатление как можно дольше. Во многом именно от отношения детей к учителю зависит то, каким путем пройдет их обучение и социализация школьников в классе. Нельзя спорить с учителем при ребенке, чтобы ему не пришлось выбирать между вами и педагогом. Тем более нельзя допускать негативных отзывов о его работе.
Родители должны спокойно относиться к школьной жизни малыша. Если каждый день, собирая ребенка в школу, они делают из этого целую драму, приговаривая что-то вроде «Как же ребенок один со всем этим справится », а встречают его так, как будто он вернулся с фронта, рано или поздно школьник начнет бояться. Для любого ребенка родители являются примером, они не будут разводить панику просто так, а раз они паникуют, значит, там есть чего бояться. Правильной тактикой будет спокойное, даже немного ироничное поведение. Успокоив ребенка и внушив ему веру в себя, родители сразу решают многие проблемы социализации школьников, которые неизбежно встанут перед запуганным малышом.
Не нужно обращать чрезмерного внимания на успеваемость. Да, оценки важный показатель, с этим никто не спорит, но погоня за ними ни к чему хорошему не приведет. Желание испытать гордость за своего малыша часто заставляет родителей слишком давить на ребенка, требуя результатов, а это убивает в нем всякое желание учиться. Оценки – не более чем показатель знаний ребенка по конкретной теме в данный момент. Получив «неуд» малыш не становится глупее, просто он чего-то не понял или не успел подготовить. Не стоит делать из этого конец света. Излишне поощряя ребенка за хорошие оценки и наказывая за неуспеваемость, родители сводят всю его школьную жизнь к погоне за цифрами, а это не добавит ему ни знаний, ни желания учиться дальше. История знает многих великих людей, которые не достигли особых успехов в школе, но это не помешало им в будущем, так что не стоит убивать стремление ребенка к знаниям, ограничивая учебу погоней за оценками.
Социализация школьников — комплексная и очень сложная задача, выполнение которой ложится на плечи педагогов и родителей.
От того, насколько эффективно они смогут взаимодействовать, и обеспечить все необходимые условия зависит, в кого превратятся те малыши, которые переступают порог местной школы.
К записи "Средства и проблемы социализации школьников" оставлено 0 коммент.