Главная » Школа » Способы разрешения педагогических конфликтов
09
Oct

Способы разрешения педагогических конфликтов

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Способы разрешения педагогических конфликтов довольно много. Каждый из них ведет к положительному результату, если правильно следовать советам, которые дают специалисты.

Жизнь людей невозможна без конфликтов, противоречий и сложностей. Мы все разные, поэтому и мысли, и переживания у нас разные. Ученые-психологи определяют конфликт как столкновение между противоположными интересами, принципами, мнениями, целями, взглядами личностей в процессе взаимодействия. Напряжение между субъектами может длиться некоторое время, но это нельзя еще назвать конфликтом. Инцидент – это первый этап открытого конфликта, когда один из субъектов начинает действовать. Трудности в общении, недоразумения, нежелание считаться с иной точкой зрения могут способствовать проявлению конфликта. Конфликты неизбежны, но важно разрешать их конструктивно. Тогда человек чувствует облегчение, радость, комфорт от взаимодействия с другим человеком, а это, в свою очередь, повышает эффективность деятельности.

Существуют различные классификации типов конфликтов. Стоит выделить наиболее распространенные из них:

• Индивидуальные и групповые.

• Внутриличностные и межличностные.

• Производственные, политические, общественные, бытовые.

• Реальные и скрытые.

• Конфликты ролей, конфликты желаний и конфликты норм поведения.

Это еще не весь перечень типологий. Классифицировать конфликты можно продолжать, но это ни к чему. Стоит сосредоточить внимание на педагогическом конфликте. Он принадлежит к межличностным конфликтам.

Педагогический конфликт имеет свои существенные отличия, в зависимости от возраста учеников. Для начальных классов характерны этические конфликты, когда педагог нарушает такт или же неадекватно оценивает неуспеваемость ребенка. В средних и старших классах могут быть спровоцированными нарушениями в дидактическом взаимодействии и невысоким профессионализмом педагога.

Мы писали о разных классификациях конфликтов, но педагогические тоже имеют свою типологию, которую разработала Н. В. Самоукина:

— Конфликты мотивации, связанные со слабой мотивацией к учебной деятельности.

— Конфликты, обусловленные организационными недостатками обучения в школе.

— Конфликты во взаимодействии – педагог – ученик, педагог – директор, педагог – родители.

Педагог, как профессионал своего дела, ответственен за конструктивное решение конфликта, ведь школа – это мини-социум, где школьники могут социализироваться, вырабатывать собственные модели поведения.

Что же характерно для педагогического конфликта? А вот такие особенности: субъекты конфликта характеризуются различным социальным статусом (педагог – ученик) , что обусловливает разные модели поведения в конфликте; разный опыт и возраст, что предусматривает различную меру ответственности, иное понимание конфликтной ситуации – педагог и школьник по-разному видят одни и те же события; наличие в конфликте других школьников, которые становятся участниками конфликта, а сам конфликт имеет воспитательный характер.

Педагог в такой ситуации должен проявить инициативу в решении конфликта, подумать о влиянии всех событий на еще нестабильную личность ребенка. Педагогический конфликт, как и другие, имеет свою динамику и содержит несколько этапов, а именно: предконфликтный, инцидент, эскалация, кульминация, завершение и постконфликтный. Заблокировать реализацию конфликта можно только на первом этапе, а дальше нужно использовать адекватные ситуации и методы разрешения конфликтов. Это очень важно, иначе ситуация может привести к чему-то очень неблагоприятному. У каждого человека психологическое состояние индивидуально и все могут по-разному среагировать на одну и ту же ситуацию.

Наилучшим вариантом было бы предупреждать конфликты, нежели решать их. Профилактика конфликтов является важной частью педагогической деятельности. Она включает в себя развитие рефлексивности, повышение уровня эмпатии, креативности. Школьный психолог должен помогать учителям развивать способности ориентации в различных социальных ситуациях, понимания личностных особенностей и эмоционального состояния учеников, умение подбирать методы общения, адекватные ситуации.

Существует такой феномен, как социально-психологическая компетентность. Он свидетельствует о способности человека продуктивно взаимодействовать с людьми в межличностной системе отношений. Чтобы развить в себе социально-психологическую компетентность, педагог может использовать следующие способы:

• Интроспекция – учитель мысленно стает на место школьника, а потом представляет мысли и переживания, которые может чувствовать ученик.

• Логический анализ – рациональное объяснение психических процессов, состояний.

• Метод творчества – метаморфоза проблемы в задание, которое нужно решить.

• Позитивное самоутверждение – говорить только про свои эмоции, чувства, мысли. Разговор от первого лица.

• Совместная власть – отдается часть ответственности партнеру, основывается на доверии.

• Управление эмоциями – выражение уважения у чувствам другого субъекта, осознание собственных эмоций и их регуляция.

• Анализ конфликтных ситуаций – с помощью рефлексии педагог может найти альтернативные решения сложной ситуации.

• Социально-психологический тренинг – развитие социально-психологической компетентности в процессе взаимодействия в группе.

• Интуиция – решение проблем с помощью неосознанных ресурсов психики человека.

• Метод воображения – помогает спрогнозировать различные варианты развития конфликта и способы его решения.

Психолог может помочь учителям научиться разным методам разрешения педагогических конфликтов. Можно выделить следующие типы завершения ситуации конфликта: сглаживание, конфронтация, компромисс. Можно уйти от решения ситуации прямо сейчас. Это даст возможность поостыть и более рационально взглянуть на предмет конфликта. Но важно помнить, что конфликт таким способом не решается. Проблема остается, только откладывается на неизвестный период времени.

Если конфликт сгладить, то один из субъектов этой ситуации поступается своими принципами и условиями, чтобы снять градус эмоционального напряжения. Компромисс предусматривает дискуссию и учитывает мнения всех, затем принимается решение, которое устроит конфликтующие стороны. Во время конфронтации субъекты конфликта не хотят поступаться своими условиями и может дойти даже до оскорблений. Если конфликт завершается принуждением, то воля одного человека полностью навязывается другому.

Продуктивным способом решить конфликт устроить переговоры. В процессе общения можно выработать общее решения. В результате должны появиться строгие договоренности. Также можно использовать посредничество. Этот метод предусматривает вовлечение третьей стороны, которая обеспечит объективность. Модератор, то есть посредник, конфликта способствует тому, что обе стороны удовлетворят свои стремления. Посредник выполняет такие функции как утверждение согласия между сторонами, учет мнений и пожеланий всех участников конфликтной ситуации и собственно решение конфликта.

Существуют определенные рекомендации по профилактике конфликтов, разработанные психологами. Важно соблюдать справедливость к инициатору конфликтной ситуации (есть основательные причины для начала конфликта) ; не углубляться и не расширять предмет конфликта, не обвинять друг друга, соблюдать личное пространство; сохранять эмоциональную уравновешенность, не давать возможности эмоциям завладеть людьми; разработать альтернативы, учитывая мнения других участников конфликта.

Конфликт – это не всегда деструктивное явление. Это стимул к развитию и конструктивному решению. Если правильно воспринять такую ситуацию, то удастся найти компромисс и сделать соответствующие выводы из сложившейся ситуации, какой бы неприятной она не была.

Такое явление, как педагогические конфликты, существовали и всегда будут иметь место. Нужно в такой ситуации суметь разрешить ситуацию, таким образом, чтобы благоприятные последствия не наступили.

Автор:    

К записи "Способы разрешения педагогических конфликтов" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)