Главная » Школа » Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе
29
Oct

Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Стремительное развитие информационного общества требует постоянного совершенствования учительских навыков. В возрасте 6-9 лет приоритетной для детей является игровая деятельность, поэтому формы работы на уроке в начальной школе должны быть самыми разнообразными. Грамотно дополняя свои педагогические наработки, учитель должен применять разнообразие форм работы на уроках в начальной школе, о которых сегодня и пойдет речь.

В первую очередь стоит отметить факт, что удержать внимание младших школьников на протяжении всего урока очень непросто. Именно поэтому особенно важно заинтересовать, побудить к изучению, применяя самые эффективные методы.

Сначала необходимо эмоционально настроить учеников. Как показывает практика, многие первоклассники не любят повторять пройденный материал, поэтому этот процесс нужно превратить в веселое и полезное занятие.

Желательно использовать в этом случае наглядные иллюстрации, так как ребята быстрее запоминают то, что видят, а не слышат. Специалисты не один раз говорят о том, что младшие школьники очень быстро устают на уроках, поэтому наглядные пособия помогут удержать их внимание. Рисунки, схемы и таблицы вносят огромное разнообразие в учебный процесс, а веселые картинки вызывают только положительные эмоции и развивают творческие способности школьников.

Еще одной формой работы обучения в младших классах, кроме наглядных пособий, является игровая деятельность. Конечно, игры и игровые моменты на уроках не должны быть постоянными, так как школа – это не игра, но именно таким способом дети настраиваются на работу, у них исчезает страх перед аудиторией, они раскрываются как личности и выполняют важные школьные задания.

Но стоит иметь в виду, что игровые моменты учитель должен тщательно продумывать заранее. В обязательном порядке в игре должны быть задействован весь класс, а не только те ученики, которые хорошо знают материал.

Если использовать на уроках песни, повышается интерес к обучаемому предмету, развивается музыкальный слух, память, а также эстетическое воспитание. Стоит отметить, что на песенной основе легко запоминается грамматический материал и активизируется знакомая лексика.

Для того чтобы лучше запомнить грамматику, важно использовать на уроках русского языка стихотворения и рифмовки. При помощи них дети не только запоминают правила, но и воспитывают многие нравственные качества.

Школьники начальных классов просто в восторге от сказок. Когда учитель подаст детям новый лексический материал в форме сказки, он отложится в их памяти на долгое время. На уроках школьники даже могут разыгрывать небольшие сценки, представляя своих любимых сказочных героев.

Очень важно в начальных классах использовать такие формы работы, как индивидуальную и групповую, а также работу в парах, они помогают избавить детей от стрессовых ситуаций на уроке.

Групповая форма работы используется на разных этапах и типах урока. Цель такой формы – раскрыть способности и возможности каждого ученика, а также воспитать личность, которая будет готовой выйти в мир, где существуют высокие технологии. Если же ученику предоставляется традиционное обучение и пассивная роль на уроке, эта задача не будет считаться выполненной.

В последнее время, для того, чтобы привить ученикам младшей школы любовь к знаниям, стали использоваться на уроках активные способы обучения. Сюда входит целая система методов, которые развивают мышление и внимание школьников в процессе запоминания учебного материала. Каждый из этих методов направлен на то, чтобы решать задачи определенного этапа урока.

К примеру, на начальном этапе урока можно использовать такой метод, как «Поздороваемся локтями». Можно не сомневаться в том, что первоклассники будут в восторге от такого задания, так как они должны коснуться локтями, улыбнуться, и с хорошим настроением приступить к работе. В конце урока многие педагоги используют такой метод, как «Микрофон». Детям дается в руки микрофон, и они по очереди говорят, что им понравилось на уроке и что они запомнили.

Не стоит забывать и о релаксации на уроках. Ведь выше упоминалось о том, как непросто детям младших классов высидеть урок, поэтому «физкультурные минутки» и «танцевальные разминки» помогут взбодриться и расслабиться, не выходя из класса.

Индивидуальная форма работы помогает стеснительным и неуверенным в себе ученикам раскрыться на уроке и активно принимать участие в изучении материала.

Важным средством для обучения детей начальных классов является использование нестандартных форм и методов, так как они помогают избавиться от скованности и напряжения, формируют интерес к учению. Во время подготовки к таким урокам задействован не только учитель, но и ученики, они демонстрируют свои заготовки. Доказано, что во время проведения таких уроков начинают активно работать даже самые слабые дети.

Темы и формы нетрадиционных занятий бывают самые разнообразные и зависят только от целей урока. Их главная задача – сделать урок насыщенным и интересным, отойти от однотипности. К примеру, на уроках математики рационально использовать уроки — соревнования, викторины, взаимопроверки или же самопроверки. Такие виды работы всегда положительно принимаются детьми младших классов, они очень ответственно к этому относятся, так как выступают в роли учителя. Если же детки вычисляют устно, можно подготовить ребусы и кроссворды.

На уроках грамматики целесообразно предлагать ученикам творческие задания. К примеру, можно подчеркивать орфограммы, выделять части слова, составлять самостоятельно сканворды, чайнворды по изучаемой теме и так далее.

Уроки литературы будут тогда эмоционально насыщенными, когда первоклассники прослушают аудиозаписи или образцовые записи небольших произведений. В этом случае школьники будут учиться выразительно читать, а также определять, какой характер имеют герои в определенных ситуациях.

Если же дети будут читать стихи под тихую и спокойную фонограмму, то они, непременно, запомнят их на долгое время.

Для того чтобы проверить знания по определенной теме, можно устроить первоклассникам мини-соревнования. Ведь игровая деятельность будет способствовать активной работе каждого ученика, они будут стремиться к победе изо всех сил.

Несколько лет назад обрела популярность проектная деятельность, где каждый ребенок учится самостоятельно мыслить, находить что-то новое и применять его на практике. При подготовке проекта ученики объединяются в группы, и каждому ребенку дается свое задание. Что касается темы проекта, то ее подбирает учитель, ориентируясь на интересы и возрастную категорию детей.

Учитель, при выборе нестандартных уроков, должен помнить, что дети очень быстро привыкают к необычным заданиям и способам работы, и теряют интерес к стандартным задачам. Этого нельзя допускать, тем более, что в этом случае успеваемость заметно падает. Серьезные темы ни в коем случае не должны проходить в игровых формах.

Нельзя обойти стороной и информационные формы обучения, так как компьютер стал верным помощником многих детей. Поэтому презентации будут активно влиять на восприятие детей, у них будет работать не только зрение, но и воображение, слух, положительные эмоции, процесс обучения не будет таким утомительным. Например, если ребята изучают тему «Флора и фауна», можно спросить у детей, хотят ли они больше узнать о растениях и животных планеты, вместе полезно найти информацию в интернете и составить красивую презентацию.

Как видно, роль учителя начальных классов в процессе обучения огромная, поэтому ему нужно работать над собой и постоянно пополнять свой багаж знаний, присутствовать на уроках своих коллег, ездить на конференции, и так далее. Ведь от его творческого подхода зависит то, насколько эффективным будет учебный процесс.

В заключение стоит добавить, что каждая из вышеперечисленных форм работы на уроке в начальной школе очень важна, учитель должен грамотно использовать их на уроках. Главное – знать меру, так как перенасыщение методов превращается в каламбур и дети не смогут запомнить важный для них материал.

Автор:    

К записи "Современный урок в начальной школе: формы работы с материалом на уроке в начальной школе" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)