Главная » Школа » Современные методы диагностики адаптации к школьному обучению: обзор
20
Feb

Современные методы диагностики адаптации к школьному обучению: обзор

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

После того как для первоклашек закончилась первая четверть школьный психолог должен провести ряд мероприятий на определение уровня адаптации детей к новым условиям обучение.

Немаловажно вовремя определить в период адаптации к школьному процессу возникающие проблемы и помочь детям безболезненно их преодолеть. Адаптация характеризуется следующими показателями: физиологическая перестройка организма ребенка к новому режиму и нагрузкам, формирование процесса учения, изменение эмоционального состояния первоклассника.

Оценить насколько тот или иной ребенок смог адаптироваться к школьному процессу помогают специально разработанные методики. Школьный психолог вправе самостоятельно выбрать ту или иную методику, но каждая из них должна удовлетворять следующим условиям.

Во-первых, методика должна показывать основные параметры адаптации школьников. Во-вторых, она должна быть простой по форме проведения и довольно быстрой по времени. В-третьих, полученные результаты должны не только показывать насколько дети адаптированы, но и подсказывать решения возникающих проблем. На сегодняшний день применяются следующие методики.

Методика первая – опрос родителей. Родителей опрашивают в группе на родительских собраниях или индивидуально, путем раздачи опросных листов. В основном анкеты содержат вопросы, связанные с самочувствием ребенка: отсутствие аппетита, нарушение сна, обострение или появление новых заболеваний в период адаптации.

После обработки полученных данных все учащиеся делятся на следующие группы. Группа №1. Адаптация к школьному обучению прошла хорошо – заболеваний нет, психосоматические симптомы в норме. Группа №2. Адаптация прошла успешно, но иногда бывают небольшие функциональные отклонения. Группа №3. Плохая адаптация ребенка к учебному процессу. Наблюдается плохая симптоматика и частые заболевания.

Методика вторая – анализ медицинских данных. Самый быстрый и простой способ получения сведений об адаптации первоклассников к учебному процессу. Сведения получают у школьного врача (медсестры). На основе полученных данных дети делятся на три группы, как и в первом случае: хорошая адаптация, неплохая адаптация и плохая адаптация.

Методика третья – экспертный опрос учителей. Целесообразнее всего провести такой опрос, используя карту наблюдений Битяновой М. Здесь есть два варианта проведения опроса. Можно попросить учителей заполнить такие карты на всех учеников, а можно заполнить карты только на следующие группы первоклашек: на тех, кто вызывает опасение у учителя, на детей имеющих отклонения еще при приеме в школу (недостаточный уровень развития должен быть документально подтвержден), на часто болеющих детей и на детей с негативным отношением к учителю, к себе и ко всему процессу обучения.

Полученные данные систематизируются следующим образом. Первая группа – ученик первого класса полностью усваивает школьную программу. Вторая группа – ученик усваивает программу частично, при этом конкретно указывается предмет, по которому ребенок не полностью усвоил материал. Третья группа – ученик полностью не усваивает программу первого класса.

Четвертая диагностика адаптации к школьному обучению – «Домики». Это тест Ореховой О. А., его основой является цвето-ассоциативное восприятие ребенком всего происходящего вокруг него в данный момент. В основе этой методики лежит опрос непосредственно самих первоклашек и это позволяет получить самых верные данные об их адаптации к новым для них условиям.

Для проведения опроса понадобиться: опросный лист (его можно найти в интернете) и восемь карандашей разного цвета (красный, зеленый, фиолетовый, синий, черный, желтый, серый, коричневый). Одно важное условие все карандаши должны быть окрашены в цвета грифеля. Группа опрашиваемых ребят не должна превышать 15 человек, все они должны сидеть по одному.

Учитель не должен присутствовать во время опроса первоклашек, так как в это время они проявляют не только отношение к школе, но и свое отношение непосредственно к учителю. Тест состоит из трех заданий, на их выполнение уходит около 20 минут. Задание № 1 – это дорожка из восьми прямоугольников, ее нужно раскрасить. Цвет карандаша должен выбрать сам ребенок, при этом цвет прямоугольников может повторяться, при выполнении этого задания могут быть использованы не все карандаши.

Задание № 2. Ребенку нужно раскрасить домики-чувства, у каждого домика-чувства свой цвет, домики могут быть одинакового цвета, так как чувства тоже могут быть похожи между собой. Домики-чувства: доброта, злоба, счастье, обида, восхищение, горе, ссора, дружба, справедливость. Иногда детям может быть не понятно значение слов, в этом случае нужно их объяснить. Задание №3. Перед детьми десять домиков, в которых живут их чувства и эмоции. Дети должны раскрасить домики, так как им хочется.

Домик №1 – душа; домик №2 – настроение с каким ребенок идет в школу; домик №3 – настроение ребенка на уроке чтения; домик №4 – настроение ребенка на уроке письма; домик №5 – настроение ребенка на уроке математике; домик №6 – настроение ребенка, когда он разговаривает с учителем; домик №7 – настроение ребенка, при общении с одноклассниками; домик №8 – настроение ребенка дома; домик №9 – настроений ребенка, когда он делает уроки, домик №10 – домик секрет, ребенок должен сам определить кто в нем живет и сказать об этом психологу на ушко, психолог делает пометку в опросном листе. Обработка опросных листов учеников довольно трудоемкая.

Задание №1 характеризует баланс организма ребенка, его способность затрачивать или отдавать энергию. Индекс высчитывается по формуле (18 – количество красного- количество синего) /(18-количество синего- количество зеленого). Полученная цифра указывает на:

от 0 до 0,5 – низкая работоспособность, переутомление. Ребенок не справляется с нагрузками; от 0,5 до 0,1 – есть состояние усталости. Необходимо оптимизировать процесс обучения и режима отдых – труд; от 0,2 до 1,9 – отличная работоспособность.

Ребенок бодр, отлично воспринимает учебную программу. Нагрузки воспринимаются нормально; более 2 – ребенок перевозбужден. Это означает, что ребенок работает на пределе своих возможностей. Требуется немного уменьшить нагрузки на ребенка и нормализовать режим труд-отдых.

Задание №2 – это сфера социальных эмоций. Норма, если позитивные чувства ребенок раскрасит яркими цветами, а отрицательные эмоции раскрасит коричневым и черным карандашом.

Задание №3 – это отношение первоклассника к себе, к учителям и к учебному процессу. Если есть проблема в той или иной области, чаще всего ребенок будет закрашивать ее темным цветом. После проведения анализа, всех детей можно разделить на три группы: положительно настроенные к школе, дети с амбивалентным отношением и дети негативно настроенные к школе. На основе полученных данных школьный психолог будет строить работу с первоклассниками во второй и последующих четвертях.

Методика пятая — изучение адаптации первоклашек использую метод Люшера. С помощью данного метода определяется эмоциональное состояние, выявляется наличие эмоций, как положительных, так и отрицательных. Анкетирование проводиться с помощью специально разработанного опросного листа. Уровень адаптации показывает на сколько ребенок мотивирован на процесс обучения и что можно предпринять учителю, чтобы этот показатель повысить.

Еще один метод был разработан А. М. Прихожан и известен под названием «Диагностика школьной тревожности», метод также основан на опросных листах и их анализ позволяет определить уровень тревожности школьника, позволяет выявить ситуации в которых ребенок испытывает дискомфорт, напряжение и даже страх.

Современные методы диагностики адаптации к школьному обучению показывают отличный результат, но все таки лучше применять их в комплексе. Так методика «анализ медицинских данных» отлично сочетается с методикой «домики», а методика «опрос родителей» с методикой Люшера.

Полученная информацию о состоянии первоклассников помогает учителям и психологу так скорректировать процесс обучения, чтобыадаптация к обучению в школепрошла для детей быстро и безболезненно.

Автор:    

К записи "Современные методы диагностики адаптации к школьному обучению: обзор" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)