В программе школьного обучения главная задача для педагогов состоит в том, чтобы сформировать у ученика познавательную мотивацию. Еще только начали вводить обязательное обучение, то в качестве поощрения для них выступала оценка.
Еще с самых начальных классов, получить как можно выше бал, считалось, чем-то особенным, соответственно это побуждало школьника к дальнейшим знаниям. По сей день, среди учащихся слово «Оценка» так или иначе ассоциируется с достигнутыми успехами, положением в школе, владении определенными знаниями. Но как правило, для каждой возрастной группы школьников отметка в дневнике стоит на своем определенном уровне и этапе развития. То есть, если учащийся начальных классов, придя в школу, то его мозговая деятельность полностью направлена на познание чего-то нового, естественно, что он с энтузиазмом начинает свою первую самостоятельную ступень. Для него это что-то совершенно новое и необычное. В этот период времени, главная задача педагога состоит в том, чтобы он правильно донес всю информацию до ребенка. Ведь по данным исследований, огромное значение в формировании жизни ребенка оказывает первый учитель. Если он в свою очередь постарается и найдет индивидуальный подход к каждому ребенку и сможет донести до него весь смысл того, для чего нужно обучение, тогда в будущем успеваемость таких детей значительно выше. Когда же начинается вторая школьная ступень ребенка, то в этот период развивается и подростковый возраст. Если в начальных классах учитель, значил для него нечто большее, тем самым учитель мог оказывать оценкой какое то влияние на школьника, то в подростковом периоде значимость оценки значительно снижается. Так как в этот период он старается занять положение среди сверстников. И в этот момент, педагог, опять же должен проявлять свою инициативу и донести до учащегося свою позицию.
В старших же классах, учащийся уже полностью сформировавшийся человек, у которого есть свое определенное мнение, где он уже осознанно выбирает свое направление в жизни. В этом возрасте, учитель практически не может прямо повлиять на действия ученика при помощи оценки.
Как известно, существует определенная государственная система оценок в школе, по которым определяются знания ученика. Но в современном мире, существуют множество противоречий, относительно оценивания знаний ученика. К тому же, по мнению психологов, оценка очень тесно связана с самооценкой ученика, а также многими другими факторами, что приводит к травмированию личности школьника, расстройству нервной системы. Низкие оценки, как правило, оказывают влияние на мотивацию учебной деятельности, тревожность, взаимоотношения между сверстниками (одноклассниками, родителями) , творчеством и конечно же само отношение к учебе. По данным опросов среди учащихся, психологи выявили и такие недостатки: первое — это что каждый сниженный бал, значительно снижает его самоуважение, а это в его глазах означает, что он плохой, тупой, не способный и т. д. Если же отметка высокая, то ребенок наоборот проявляет большую уверенность в себе, соответственно у него формируется позитивное восприятие на себя.
Второе – это при постоянном оценивании ребенка с отрицательной стороны, то у него становится слабее мотивация достижения успеха. После в дальнейшем это переходит в напряжённое состояние (несобранность) , а затем и в полное безразличие.
Третье – это тревожность. Ведь у школьников зачастую присутствует своеобразный страх, что он не соответствует ожиданиям его родных и близких людей, также имеется страх перед педагогами, что он очень боится проверки своих знаний.
Четвертое – это когда оценка, может повлиять на взаимоотношения между учащимися. Так как оценкой могут регулировать авторитет среди одноклассников и сверстников. Тем самым подразделяя на три категории: умный, средний, тупой. Нередко наблюдались конфликтные ситуации среди школьников, где причиной этого становилось положение в классе между детьми. Если ребенок находится под постоянным напряжением, истязают упреками, насмешками, провокацией, то были случаи, что дело доходило и до суицида. В таких случаях следует незамедлительно обратиться за помощью к специализированному детскому психологу.
Пятое – это то, что есть мнение, что оценка сформировала мнение среди школьников о том, что если он «отличник», то он обязательно поступит в какое-нибудь Высшее заведение, а если он «троечник», то в лучшем случае просто пойдет в служить в армию или же поступит в какой-нибудь «технарь». Но такое мнение, как правило, ошибочное. И каждый человек – это личность. Не редко, были случаи, когда отличник, поступив в ВУЗ, не обладал тем критериями знаний, по которым был оценен учителем. Также можно говорить о противоположных учащихся, когда наоборот, школьный «троечник» выходил из учебного заведения, имея на руках «красный диплом». Считается, что было бы правильным, чтобы такую информацию чаще доносили до учеников старших классов. Ведь таким образом, это побудит в них новое стремление к учебе.
Если говорить об оценивании, то необходимо предоставить такую возможность, чтобы ученик мог сам оценить свои способности и результаты своих знаний. Ведь, как известно, что если учитель оценил по его мнению не верно, при этом занизив оценку, то у ребенка складывается недоверие ко взрослому человеку и напрямую говорит о несправедливости. Очень редко случается так, что ученик подойдет к учителю и потребует дать подробное пояснение оценки его знаний. В этом случае, преподаватель обязан как можно подробнее и мягче объяснить ребенку о том, по каким критериям он оценивал знания учащегося.
Ведь, как правило, существуют определенные критерии оценки в школе, которые в свою очередь должны быть понятны и ученику и учителю. Если учащийся будет обладать данной информацией, то ему и самому легче будет себя оценить и самоутвердиться.
Сама по себе оценка, является мощным воспитательным средством, которое воздействует на дальнейшее развитие личности ребенка. Огромное влияние оценка оказывает на следующие факторы:
— на то, какие в дальнейшем сложатся отношения между учеником и учителем (доверительные или нет) .
— оказывает воздействие на стремление к обучению.
— на общение в кругу сверстников.
— способность регулировать определенные отношения с окружающими людьми.
— помогает строить дальнейшие планы на будущее
Как бы не было печально, но в нашем современном мире встречается и такое, где учитель испытывает свое личное неприязненное отношение к учащемуся. Если его поведение не соответствует правилам, он сознательно оценивает его знания по низкой оценке. Также имеет место, если ребенок не из благополучной семьи или выглядит некрасиво внешне, то в этом случае он также может поставить ему менее низкую оценку его знаний или же просто его игнорировать. Такие нарушения являются грубыми ошибками учителя, которые также могут повлиять на будущее ребенка. Имеет место в практике учителя и такое как «ложные» отметки. Это когда «богатый дядя» тряся денежными купюрами и используя свое высокое положение, требует пристального внимания для своего дитя, при этом совсем не считается с мнением учителя и способностями ребенка. В этом случае учитель ставит хорошие отметки, осознавая факт того, что он идет против справедливости.
Парадокс, но так было и будет всегда. Хотя когда-то имело место старая мудрая пословица: «Встречаем по одежке, а провожаем по уму». Безусловно, что сейчас в нашем современном мире, правительство всеми силами пытается внести определенные поправки в законодательство, принимает какие-то меры, для того, чтобы не допускалось со стороны педагогов таких ошибок, но факт остается фактом. Остается лишь надеется на порядочность и нравы учителя.
Хочется отметить, что с внедрением компьютерных технологий заметно изменилась и роль учителя. Ведь в былые времена, на учителя всегда смотрели «как на Бога», так как он был источником распространения и накопления информации, которую затем доносил до учащихся. И за, то, что он делился ею с учениками, он взамен получал глубокое уважение. В настоящее время, большую часть информации ученики получают через социальные сети. Если раньше можно было выдавать ее постепенно и порциями, то на данное время учитель должен управлять познавательной активностью школьников, и по мере возможности контролировать результаты.
Все же самым главным в школьном процессе остается, что школьник, вышедший из дверей школы, должен оценить себя так «кем он был, до того, как переступил порог школы» с тем, «кем я стал и чего нового смог узнать за эти годы, которые запомнились на всю жизнь».
Поэтому, оценивая свои собственные изменения, ученик проанализирует и сделает свои определенные выводы. Если же, его учебные достижения увенчались в школе успехом, то его познавательный интерес не пропадет, а наоборот еще больше окрепнет. Ведь на самом деле, учащиеся даже начальных классов, могут найти решения любой задачи через сеть интернет, при этом ему не придется думать самому. Когда же учитель должен оценивать домашнее задание, в связи с этим у него возникают сложности, ведь он должен будет, объяснить ребенку по каким критериям, оценил выполненную работу.
Школьная программа хоть и упростилась с введением средств массовой информации, но учителям от этого легче не стало. Теперь учащиеся даже начальных классов, могут найти решения любой задачи через сеть, при этом не надо думать самому.
К записи "Современная система оценок в школе" оставлено 0 коммент.