От качества школьного питания зависит то, удастся ли школьнику сохранить вое здоровье. Строгие стандарты, постоянный контроль качества говорят о том, что эта сторона частишкольной жизни улучшается.
Большую часть дня школьники, особенно старших классов, проводят в школе. Поэтому абсолютновсе вынуждены посещать школьную столовую. Немудрено, что от предложенного меню зависитдетское здоровье, самочувствие и успеваемость. Если раньше рацион составлялся, преимущественно, из самых бюджетных и доступных продуктов, теперь Роспотребнадзор, НИИ Центраздоровья детей РАМН и ряд других учреждений установили следующие принципы составлениядетского меню:
— учет пищевой ценности (наличие в продукте белков, жиров, углеводов, а такжемикроэлементов, минералов, витаминов) и калорийности;
— учет необходимых потребностей детей и подростков в каждом возрасте;
— обогащение нутриентами готовых школьных блюд;
— использование в рационе только специализированных продуктов для детей;
— исключение из меню высокоэпидемиологичных продуктов;
— использование щадящих способов приготовления: варение, тушение, приготовление на пару, запекание; исключения острых и жгучих приправ;
— использование только привычных продуктов, которые являются традиционными для даннойместности;
— строгое соблюдение сроков годности и правил хранения;
5 лет назад был принят свод Правил, которые предъявляли основные требования как к самойстоловой и ее работникам, так и непосредственно к меню. В качестве примера можно привестиследующее меню на неделю.
В понедельник на обед — рыбный суп, на второе — цветная запеченная капуста с рубленнойкуриной котлетой, ложка кабачковой икры, хлеб пшеничный или отрубной, компот, фрукт.
Во вторник на обед — красный борщ с мясом и картофелем, картофельное пюре с рыбнымитефтелями, булочка, хлеб ржаной или пшеничный, фрукт.
В среду на обед — салат из огурцов с подсолнечным маслом, гороховый суп, макароны с тушеным
мясом, хлеб отрубной или пшеничный, гренки, сок из фруктов или овощей, фрукт.
В четверг на обед — морковно-яблочный салат, щи овощные, печень тушеная с картофельным пюре, хлеб, кисель, фрукт.
В пятницу На обед — овощной суп, гречневая каша с тушеным мясом, хлеб, вафля, сок фруктовыйили овощной, фрукт.
В субботу — салат из свежей капусты с морковью и растительным маслом, тушеный картофель смясом и луком, булочка, ржаной хлеб, морс, фрукт.
Школьные обеды должны иметь определенный размер порции. Для детей 1-4 и 5-9 классов средняяпорция каши на обед должна составлять 200/250 гр, напитка — 200/200 гр, салата — 100/150 гр, супа — 250/300 гр, котлеты — 80/120 гр, гарнира — 150/230 гр, фруктов — 100/100 грсоответственно. На долю обеда должно приходится до 35% суточной нормы потребления калорий.
Обед в школьной столовой не должен содержать в своем составе:
— просроченные продукты;
— остатки пищи от завтрака или другого обеда;
— мясо, рыбу, птицу, яйца, молоко, не прошедшие ветеринарный контроль;
— мясо дичи, водоплавающей птицы;
— субпродукты, помимо печени, сердца, языка;
— консервы из деформированных, гнутых или ржавых банок;
— кондитерские изделия с добавлением крема — пирожные, торты, бисквиты;
— пищевые продукты домашнего приготовления;
— грибы, грибная икра;
— майонез, кетчуп, острые соусы и приправы, маринованные овощи, конервированные фрукты;
— газированные напитки, квас;
— окрошки и другие холодные супы;
— крупу, муку, изюм с посторонними примесями, шелухой;
— сырокопченные колбасы, сосиски, кровяные колбасы и ливер;
— продукты бытрого приготовления.
Большинство столовых готовит обед один для всех, то есть по составленному заранее меню. Вбольших современных школах школьники сами могут выбрать из предложенных блюд те, что емубольшего всего нравятся. С одной стороны, «шведский стол» предлагает богатый выбор блюд, нос другой — часто школьники выбирают не полезные салаты и фрукты, а ограничиваются булочкой, пирожков и соком. Конечно, такой обед не покроет потребность ребенка ни в энергии, ни ввитаминах. Поэтому, там, где практикуется такая система раздачи, родители должны особоуделить внимание пищевым привычкам своего ребенка и научить его питаться полноценно иразнообразно, с супами и вторыми блюдами.
Известно, что школьникам 7-11 лет требуется потреблять в день около 2400 калорий. Еслиучесть, что на обед должно приходится 35% съеденной пищи, то можно вычислить, что калоражобеда должен составлять около 840 калорий. Поэтому обед должен содержать в себе «медленные»углеводы, белки животного происхождения и обязательно растительные и животные жиры. Детям 11-14 лет нужно уже 2500 калорий, или 875 калорий на обед по тем же подсчетам, аподросткам 15-18 лет — 3000 калорий или 1050 на обед. При этом, если школьник испытываетинтенсивные умственные нагрузки, например, во время экзаменов и олимпиад, то калорийностьдолжна быть увеличена на 15%, а при больших спортивных нагрузках — на 25-30%. Средняяноминальная калорийность обеда составляет около 600-800 калорий, чего вполне хватаетмалышам, но не подросткам из старших классов. Решить эту проблему можно или увеличениемсамой порции, либо включения дополнительных ингредиентов.
Поскольку все дети постоянно находятся в движении, школьный обед примерно на 60% долженсостоять из углеводов: каш, макарон, хлеба и картофеля. Количество легкоусваиваемыхуглеводов не должно превышать 30 гр в обед: это сладости, шоколад, сахар. Однако одни толькоуглеводы не способны должным образом обеспечить рост и полноценное развитие ребенка. Белокдетям крайне необходим ввиду интенсивного роста. На 1 кг веса должно потребляться 3 грбелков. жир нужен для роста, построение крепкой нервной системы, развития мозга. С помощьюних происходит усвоение витаминов А и Д. При недостатке липидов в меню дети часто болеют, быстро мерзнут и утомляются. Но и их избыток не несет ничего хорошего: ухудшаетсявсасываемость белков, а также расстраивается пищеварения. Вот почему жарка как способприготовления в детских столовых запрещен. Ребенку нужно примерно такое же количество жиров, что и белков.
Что касается стоимости, то она может разниться в три и более раза по всей России. Цена наобеды зависит от многих факторов. Например, в малокомплектных сельских школах ихадминистрация, чтобы понизить стоимость блюд, предлагает родителям сделать посильный вклад ввиде картофеля, моркови, свеклы и других овощей со своего участка. Благодаря этому, а такжетому, что в сельской местности почти всегда есть льготы на питание, полноценный обед можетобойтись не более чем в 15-20 рублей. В городских муниципальных школах обед стоит от 35рублей (Курск, Иваново, Самара) до 100 рублей (Москва и подмосковье) . В элитных школахсредняя цена обеда может превышать 150 рублей и выше. Но и порции, и блюда здесь больше иразнообразней, чем в обычных школах.
Зная, чем же питаются дети в российских школах, будет любопытно сравнить отечественные обедыи школьные обеды в разных странах. В Швеции на обед подают отварной картофель, салат изкапусты и фасоли, вместо хлеба — диетический хлебец и фруктовый сок. Японские школьникипитаются лапшой-удон, фаршированным сыром на десерт употребляют замороженные мандарины изапивают это молоком. В Китае дети едят сытнее всего: в обед они получают тушеную рыбу, большую порцию риса, суп, яичницу в томатной пасте, салат из шпината и цветной капусты. Индийские школьники довольствуются порцией риса, приправой масала и соусом карри. ВВеликобритании подают отварной картофель, тушеную курицу, зеленый горошек и на десерт -печенье. В Чехии — овощной суп, рис с мясным гуляшом, а также чай с десертом. В СШАшкольники получают ударную дозу калорий и жира, потому что съедают чизбургер, жаренныйкартофель, шоколадку, шоколадный пудинг и кетчуп. В Словакии дети употребляют самые здоровыеи полезные обеды, ведь в их состав входит копченая рыба скумбрия, хлебцы, салат из красногоперца и томатов, а также киви, яблоко, нежирное пирожное и молоко. А самый бедный обед ушкольников из Гондураса, ведь все, что они получают — миска рисовой каши на воде. Чутьполучше ситуация в Гаити, где вместе с рисом подают бобы. В Сингапуре малыши едят на обедэкзотические жаренные анчоусы, тушеную капусту с помидорами, омлет, куриную отбивную и оченьполезную пророщенную сою. Во Франции — салат, тушеные овощи с мясом, мягкий багет, сок. Такчто российская столовая на фоне этих стран смотрится весьма неплохо.
К сожалению, в некоторых школах отсутствуют полноценные столовые, но есть школьные буфеты, которые нередко торгуют чипсами, сухариками, вредными сладостями. Конечно, дети не прочьпообедать такой едой, но родителям лучше не допускать этого и давать ребенку с собойотрубной хлеб с мясом и овощами, йогурт.
Однако ситуация все равно меняется к лучшему. Постоянно ужесточаются нормы приготовленияразличных школьных блюд, модернизируется оборудование в пищеблоках школьных столовых, поварапроходят дополнительные курсы. Роспотребнадзор осуществляет плановый контроль, а также
внеплановый, если в его адрес поступит жалоба на качество еды. Проводятся экспериментальныепрограммы, например, «Школьное молоко», которое предполагает выдачу школьникамдополнительной порции обогащенного молока. Все это благоприятным образом сказывается наобщем здоровье школьников, а также является хорошей профилактикой заболеваний желудка икишечника.
Итак, в целом российские обеды содержат достаточное число витаминов, микроэлементов, нокалорийность и размер порции для старших классов остается ниже нормы. Стоимость обедовявляется приемлемой для большинства родителей.
К записи "Школьные обеды: что едят дети в школах?" оставлено 0 коммент.