Всем известно, что при поступлении в школьное учреждение ребенок испытывает небольшой стресс. Происходит сильное воздействие на его психику, так как привычный образ жизни навсегда изменился.
В связи с этим и возникает явление школьной дезадаптации. Как правило, такая ситуация длиться до трех-четырех месяцев. Бывают случаи, когда у детей вообще не возникает адаптационных затруднений, либо же они появляются не на первом году обучения.
Итак, следует более подробно рассмотреть, что же такое школьная дезадаптация как педагогическое явление. У этого понятия есть несколько значений.
Во-первых, оно рассматривается, как неумение ученика приспособиться к изменяющимся условиям обучения в школе, что в свою очередь является частным нарушением психической адаптации в целом в связи с некоторыми патологическими факторами. В этом случае школьная дезадаптация понимается как нарушение в здоровье, как болезнь, как отклонение от нормы. Возникают трудности в избавлении от данной проблемы, так как понятие нормы очень расплывчато и неоднозначно.
Во-вторых, школьная дезадаптация понимается как процесс снижения у ребенка способности к обучению в связи с тем, что учебная среда не соответствует его индивидуальным особенностям. Здесь основными факторами дезадаптации видятся как особенности ребенка, так и условия школьной среды. В этом случае школьная дезадаптация не рассматривается как болезнь, а выступает явлением вполне нормальным.
В-третьих, школьная дезадаптация рассматривается как совокупность педагогических и школьных факторов, которые и приводят к нарушениям. Чаще всего дезадаптация возникает при несоответствии требований к ученику с его способностями.
В-четвертых, дезадаптация может рассматриваться, как неспособность найти учеником «своего» места в школе, в процессе обучения. Здесь важно, чтобы учитель имел к каждому ребенку индивидуальный подход.
Ученые выделяют несколько периодов, в которые школьная дезадаптация может возникать наиболее часто:
Поступление в первый класс, начало школьного обучения, когда меняется весь привычный образ жизни ребенка, и он попадает в совершенно незнакомую для себя среду обитания;
Переход из младшей школы в среднюю, когда на смену первой учительнице приходят другие учителя;
Окончание средней школы, когда ребенок еще не определился, как жить дальше, по какому пути пойти.
На возникновение школьной дезадаптации могут повлиять различные факторы. Надо выделить самые основные среди них:
· Уровень развития ребенка в целом, его психофизиологических и психических функций, его здоровья. По психофизиологическим признакам ребенок может быть не готов в школе, тогда следует рассмотреть вариант отдать его в школу на год позже;
· Особенность организации учебного процесса. Чаще всего педагоги предпочитают авторитарный стиль обучения, то есть, не учитывая особенности учеников и их индивидуальные различия;
· Семейное воспитание. Здесь могут быть два варианта: либо чрезмерная опека, либо полное неприятие родителями ребенка. Гиперопека приводит к тому, что ребенок оказывается полностью неприспособленным к жизни, а отвержение – к тому, что он перестает подчиняться школьным правилам, соблюдать элементарные формы поведения;
· Также дезадаптация может возникнуть, если школьная программа чересчур сложна, а нагрузка велика;
· Самооценка школьника играет важную роль в явлении школьной дезадаптации. Если ребенок невысокого о себе мнения, то у него возникнут нарушения в адаптационном процессе. То же самое будет, если самооценка слишком завышена.
Школьная дезадаптация – это довольно частое явление, особенно среди учащихся начальной школы. Если состояние дезадаптации не преодолено, ребенок будет чувствовать постоянный дискомфорт, снижение активности, нежелание учиться.
Если же адаптация к школе пройдет успешно, то ребенок будет вести себя активно, у него сформируется положительное отношение к школе. Поэтому очень важно диагностировать школьную дезадаптацию на ранних стадиях проявления.
К записи "Школьная дезадаптация как педагогическое явление: как она формируется?" оставлено 0 коммент.