Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – неврологическое расстройство развития, котором страдают многие дети. Его признаками выступают рассеянность внимания, импульсивность, неумение концентрировать внимание.
Диагноз СДВГ устанавливается на основе психологического наблюдения и диагностического исследования поведения дошкольника или школьника в разных условиях (семья и школа/детсад) . Критерием для подтверждения синдрома является наличие трудностей в получении знаний и нарушение социальных норм поведения.
Ученые-классики, отстающие от новаторов, считают, что СДВГ как болезни не существует, и с ними согласны некоторые медики, учителя, родители. Однако, противники такого взгляда утверждают, что имеются генетико-физиологические причины такого поведения, а не плохое воспитание, а потому СДВГ не что иное, как болезнь.
Проявляется заболевание наличием специфических признаков. Во-первых, у детей школьного возраста выявляются трудности с концентрацией внимания, они не усидчивы и не могут сконцентрироваться на задании, что отражается на обучении. Во-вторых, дети не умеют контролировать свое поведение, они излишне импульсивны на требования взрослого, неадекватны в оценке условий задания. Такая реакция сопровождается невнимательностью, небрежностью и легкомысленностью. В-третьих, такие дети чрезмерно активны, все время подвижны, часто рискуют, показывая свою смелость, не задумываясь над последствиями. Они очень капризны, могут беспечно относиться к чужой собственности, разрушая все вокруг.
СДВГ может быть не выявленным, пока у школьника не появляются проблемы с обучением и поведением, в редких случаях родители или воспитатели детского сада обнаруживают заболевание еще до поступления в школу. Отражаясь на школьной деятельности, как правило, педагог первым определяет, что у ребенка наблюдаются проблемы с внимательностью и неадекватностью в поведении, указывая на эти признаки родителям и школьному психологу.
Структура расстройства и коррекция внимания предполагают проведение комплексных мер по улучшению поведения и развития показателей внимания (интенсивность, переключаемость, устойчивость, концентрация, объем) . Комплекс должен разрабатываться и подбираться с учетом индивидуально-психологических и возрастных особенностей ребенка.
Методика работы с детьми, имеющими синдром, базируется на проведении психолого-коррекционной развивающей программы, направленной на двигательную активность, психолого-педагогическую коррекцию, семейную психотерапию, поведенческую терапию, релаксационные методики и лечение сопутствующей патологии.
Школьная психолого-педагогическая коррекция СДВГ предусматривает:
— смену окружения: ребенок должен находиться возле учителя, учитель проводит физкультминутки в пределах урока и регулирует взаимоотношения ребенка со сверстниками;
— изменение отношения к школьнику в классе и семье: моделирование ситуаций успеха, стимулирование мотивации учения;
— коррекцию поведения: снижение тревоги и агрессивности, развитие коммуникативности;
— щадящий режим обучения: сокращение продолжительности урока, ограничение количества учеников в классе.
Основной задачей таких мер является адаптация двигательной активности, осмысленный характер которой служит целям коррекционной работы, заключающихся в развитии концентрации внимания, активации интереса к учебе, повышении успеваемости и социальной адаптации.
Методические рекомендации педагогам по взаимодействию с детьми с СДВГ в рамках школы основываются на позитивной модели обучения и воспитания, работа учителя строиться индивидуально, основной упор делается на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться в школьной атмосфере и научиться нормам поведения.
Своевременное выявление детей с СДВГ, профилактика и комплекс психолого-коррекционных мероприятий обеспечивают полноценные условия развития и адаптацию детей в социуме.
К записи "СДВГ: структура расстройства и коррекция внимания у детей" оставлено 0 коммент.