В профессиональной сфере каждого учителя периодически случаются конфликтные ситуации, которые ставят педагога в не самое удобное положение. Вот тут на помощь приходит педагогический такт. Это колоссальное умение, которое приходит с годами.
Итак, педагогический такт учителя — это уникальное умение сохранить свое лицо в трудовом коллективе и перед учащимися на фоне произошедшей конфликтной ситуации. Учителю работается непросто, поскольку ученики на его трудовом пути встречаются разные, а зависит этот от домашнего воспитания современного поколения. Необходимо морально подготовиться к самым неожиданным ситуациям, когда придется показать «зубы» и умение четко отстаивать собственную позицию.
Педагогический такт и этика — это неразрывные понятия, которые гармонично друг друга дополняют и умело сочетаются в одном человеческом характере. Это те важные черты, которые должны быть присущи каждому учителю, тем более, если он имеет дело со школьниками среднего звена и непростым переходным возрастом. Учителю предстоит контролировать свои чувства и эмоции, всегда вести себя сдержанно в обществе, ни в коем случае не переходить на личности и не оскорблять подрастающее поколение.
Если говорить о таком понятии, как педагогический такт, то это, скорее, собирательный термин, который подразумевает следующие характеристики и личностные качества педагога:
— правильная реакция на неадекватное поведение сложных подростков;
— сдержанность в общении со всеми детьми, отсутствие перехода на личности;
— умение сохранить свое лицо;
— отсутствие любимчиков в классе, ровное отношение ко всем своим подопечным;
— умение быстро оценивать критическую ситуацию;
— выбор оптимального решения при конфликте, нейтралитет в общении с несдержанными родителями;
— умение контролировать и управлять собственными чувствами, эмоциями;
— принципиальность при постановке оценки и требовательность в объеме полученных знаний;
— заинтересованность в общей успеваемости всего класса;
— умение находить контакт не только со сложными подростками, но и их субъективными родителями;
— умение предотвратить стычки поколений, внутренние конфликты в классе.
Если учитель обладает всеми указанными качествами, то ему точно присущ педагогический такт, а в работе он находится однозначно на своем месте. К такому педагогу не будет претензий ни со стороны руководства, ни от требовательных родителей. Нейтралитет во всем и минимум нервов — вот залог успешного обучения детей в школе. Такая истина приходит в сознание не сразу, требуется опыт и терпение на столь ответственной работе.
Чтобы в школьном коллективе полностью исключить нарушение педагогического такта, новые учителя проходят несколько собеседований с директором и психологом. Это важный момент, поскольку необходимо понимать, какой человек будет обучать детей. Это важно для сохранения репутации школы, поскольку в условиях современного общества конфликтные ситуации могут оказаться самыми неожиданными.
При приеме нового работника необходимо иметь такие черты характера и манеру поведения, как:
— умение красиво говорить и выслушать собеседника;
— принципиальность без «ослиного упрямства», которое только вредит непростой работе;
— отсутствие высокомерия, умение решить любую конфликтную ситуацию;
— требовательность от учеников без повышенного давления на личность;
— умение найти подход ко всем членам педагогического коллектива;
— знание педагогического воздействия;
— социальная эффективность в решении межличностных конфликтных ситуаций.
Если педагог полностью соответствует заявленным требованиям, то становится неотъемлемой составляющей коллектива, находит общий язык с детьми и их родителями. Благодаря педагогическому такту, ему удается нормально работать и мирно сосуществовать даже с самыми трудновоспитуемыми подростками.
Школьная жизнь всегда насыщенная эмоциями и переживаниями, а конфликтные ситуации случаются не только с подростками, но и с учителями. Таких ситуаций сложно избежать, а инициаторами спора чаще всего становится именно подрастающее поколение. Чаще всего это борьба за лидерство: учитель не уступает своих позиций, а ученик требует и стоит на своем. Сложная дилемма, но ее однозначно придется решать.
В конфликтной ситуации ученик ведет себя несдержанно, излишне эмоционально и даже агрессивно. Он не способен трезво мыслить, тем более накрывает очередной всплеск юношеского максимализма. В такой ситуации можно «наломать дров», но задача учителя — уберечь своего подопечного от опрометчивого поступка, выслушать, дать высказаться и прийти к взаимопониманию. Это непросто, но опыт работы в школе пригодится как нельзя кстати.
В таком случае вести себя адекватно должен именно педагог, не опускаясь до уровня эмоционального подростка. В идеале не стоит выносить сор из избы, жаловаться директору, тем более что классные конфликтные ситуации можно всегда решить без постороннего присутствия. Если же шумиху подряд ученик, необходимо своевременно сообщить о назревающей конфликтной ситуации своему руководству.
Затем остается только ждать, чем же на самом деле окончится столь неприятное происшествие. Вариантов несколько, но чаще всего уже на следующий день после конфликта в школу начинается паломничество родителей и встревоженных родственников, и все они настроены особенно агрессивно. Учитель не должен подключать эмоции, поскольку взрослые знают правду со стороны подростка, поэтому им необходимо преподнести свою версию произошедшей ситуации. Не исключено, что на этом конфликт будет полностью исчерпан.
Чтобы не говорили родители, как бы не возмущались, очень важно проявлять педагогический такт, чтобы в любом случае сохранить безупречную репутацию школы. Если же учитель перейдет на повышенный тон и грубость, его же первого и обвинят в профессиональной некомпетентности. Таких последствий требуется всячески избежать, иначе они однозначно будут занесены в личное дело. Учитель должен понимать, что сдержанность и такт — его оружие, чтобы потом никто не смог обвинить его в предвзятом отношении к тому или иному ученику.
Если педагогу не удалось в конкретной ситуации придерживаться такого понятия, как тактичность, то проблем в школе явно избежать не удастся. В лучшем случае это будет строгий выговор с занесением в личное дело, а в худшем — увольнение по приказу о некомпетентности. Пострадает не только финансовая сторона вопроса, но и некогда безупречная репутация образцового работника.
На практике известно огромное количество случаев, когда учитель в отношении своих подопечных переходил грань дозволенного. Некоторые истории даже были освещены в прессе. На самом деле и у этого работника нервы не железные, вот только от агрессии страдают дети. Очень сложно подавить нахлынувшие эмоции в коллективе, а развязка такого «накипело» не всегда благоприятная. Если педагог перегибает палку, то должен вовремя остановиться и одуматься, иначе он просто занимает не свое место в обществе.
Если учитель грубо ответил ученику, это уже серьезный повод для строгого выговора, что уж говорить об ударе или нелестных высказываниях. Ребенок обязательно сообщит родителям о произошедшем в школе конфликте, а те, в свою очередь, публично усомнятся в педагогической тактичности конкретного учителя. Ситуация фатальная, а педагог в любом случае останется неправ, поскольку нарушил общепринятые правила и положения школьного устава.
В современном обществе педагогический такт уже спас от увольнения не одно поколение учителей, поэтому лучше учиться на чужих ошибках и не демонстрировать в школьных стенах собственные эмоции. Если действительно «накипело», лучше вернуться домой и поделиться с близкими, но не вступать в словесную перепалку с нерадивым учеником. Идеальный вариант — сразу же отпускать ситуацию, не зацикливаться на негативе, уметь переключиться на позитив и с юмором посмотреть на конфликт. Тогда и работать будет гораздо проще — без камня на душе.
Такое понятие, как «педагогический такт», приходит к учителю с опытом. В молодости неопытному учителю сложно контролировать свои эмоции, хочется отстоять свое мнение и при всех учениках доказать личную правоту. Со временем он понимает, что такая несдержанность чревата крайне неприятными последствиями, поэтому старается вести себя на работе максимально уравновешено.
Подытожив, остается только добавить, что педагогический такт — это важная составляющая в практике учителя. Казалось бы, банальность, но на самом деле ценная черта характера, которая не один раз выручит в сложной ситуации. Опыт приходит со временем, педагогический такт тоже. Но известны те учителя, которым свойственна бестактность, а они по много лет работают в школе. Это исключение из общепринятых правил, которое не должно становиться образцом для подражания.
В педагогической практике это официальный термин, который должен характеризовать каждого учителя. При отсутствии такой черты характера об успешной карьере можно забыть, поэтому любому учителю необходимо годами работать над собой, менять мировоззрение и сознание.
К записи "Роль педагогического такта учителя. Что такое педагогический такт?" оставлено 0 коммент.