Многие дети испытывают проблему с концентрацией внимания — они суетливы, не могут долго находиться на одном месте, постоянно что-то теребят в руках. Но является ли такое поведение заболеванием или это просто черты характера?
Для того, чтобы понять разницу между СДВГ и невозможностью сконцентрироваться, следует рассмотреть симптомы заболевания. Итак, первый симптом, который говорит в пользу СДВГ — ребенок не может долго спокойно сидеть, ему обязательно следует чем-либо занять руки. Следующий симптом — ребенок не концентрирует внимание на одном предмете, ему постоянно хочется отвлечься. В диалоге со взрослыми или сверстниками такой ребенок в основном говорит сам, а не слушает собеседника, однако придерживаться одной темы малыш не может, поэтому перескакивает с одной темы на другую.
Ребенок, страдающий СДВГ не может довести до конца любое начатое дело или делает это только под нажимом взрослого. В принятии решений малыш также испытывает импульсивность, при появлении какой-либо потребности он требует моментального ее удовлетворения. В результате описанных признаков ребенок с данным синдромом испытывает огромные проблемы с самоорганизацией, поскольку не умеет терпеть, планировать и ждать.
Конечно, родителям не следует пугаться даже если они заметили у ребенка несколько описанных симптомов, ведь некоторые из них являются нормой и проявляются даже у здорового ребенка, просто при наличии синдрома они более выражены. К примеру, рассеянность внимания при прочтении книги или при просмотре фильма у ребенка может наблюдаться просто из-за того, что эта информация ему неинтересна. Однако, если такое поведение наблюдается постоянно, то родителям следует задуматься о неординарности поведения ребенка и показать его специалисту.
На Западе синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей лечат при помощи психостимуляторов. Однако вряд ли такое лечение целесообразно, ведь если с малышом заниматься, то СДВГ можно устранить и без помощи медикаментов. Несомненно, для этого понадобится провести большую работу, устранить причину расстройства. Однако эти все мероприятия будут гораздо полезней, чем медицинские препараты.
Итак, для того чтобы помочь ребенку от избавиться от СДВГ или для профилактики синдрома, нужно использовать комплекс методик. Основными направлениями которых должны стать психолого-педагогическая коррекция, двигательная активность, семейная психотерапия, релаксационная методика, поведенческая терапия.
Двигательная активность подразумевает то, что с особо активными детьми не следует играть в игры, которые требует сильной эмоциональности (соревнования, выступления и пр. ) . Также не рекомендуются и виды спорта, требующие статистическую нагрузку (к примеру, борьба) . Более полезными будут средней интенсивности физупражнения, носящие аэробный характер: плаванье, езда на велосипеде, бег трусцой. Таким образом снижается стресс-реактивность и повышаются адаптивные способности.
Психолого-педагогическая коррекция также очень важна. Изменив отношение к ребенку в детских учреждениях и семье, можно повлиять на ход заболевания. Если замечены эмоциональные нарушения, то потребуется холдинг-терапия, включающая различные методики, позволяющие избавить ребенка от излишней тревожности, развивать коммуникабельность. В этом случае специально моделируют ситуации успеха, в которых ребенок чувствует себя уверенно. В основу занятий также включают упражнения, развивающие память и внимание.
Семейная психотерапия не менее важна. Родители должны понимать, что СДВГ — болезнь, не только малыша, но и его родителей, которые часто контактируют с ним. Родители такого ребенка (особенно мать, которая проводит с ребенком больше времени) , как правило, раздражительны и импульсивны. С ними также должно проводиться психотерапевтическое лечение для снятия стрессового состояния.
Домашняя программа профилактики СДВГ включает в себя:
а) изменение поведения родителей и отношение к ним ребенка (родители должны избегать запрещающих выражений, демонстрировать спокойствие, постараться построить отношения с ребенком на взаимопонимании и доверии) ;
б) изменение микроклимата в домашней обстановке (родители должны постараться проводить с ребенком больше времени, меньше ссориться между собой на глазах у ребенка) ;
в) организацию места занятий и режима дня;
г) специальную программу, в основе которой лежат позитивные методы воспитания.
Различные негативные методики для детей с данным синдромом неэффективны, поскольку они совершенно не воспринимают наказания, но зато с легкостью отвечают на похвалу. Поэтому, в общении с таким ребенком следует придерживаться методик поддержки и вознаграждения. Родителям следует поручить ребенку некоторые домашние дела, за которые он будет ответственен, например кормление домашних питомцев, вынос мусора и пр. Также желательно завести дневник самоконтроля, в котором отмечать вместе с ребенком его успехи в школьных и домашних делах. Можно ввести какую-либо систему вознаграждения (бальную или знаковую) и за каждый хороший проступок награждать ребенка.
Конечно, работа с малышом не сразу приведет к ожидаемым результатам. Однако не следует терять терпение, ведь большинство детских проблем решаемы, если своевременно обратить на них внимание.
К записи "Ребенок не концентрирует внимание, не может сконцентрироваться: как с ним работать?" оставлено 0 коммент.