Главная » Школа » Развитие памяти и внимания: упражнения для школьников
25
Oct

Развитие памяти и внимания: упражнения для школьников

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Учебный процесс требует от школьника постоянного внимания, совершенствования памяти и других психических процессов. На самом деле, память и внимание — это основы для дальнейшего развития и самоутверждения личности.

Восприятие и понимание школьником учебного материала, много в чем зависит от памяти и внимания. Данные психические процессы незаменимы в ходе формирования отношения ребенка к окружающему миру, людям, а также в установлении дисциплинированности, организованности, самоконтроля и выдержки. Именно поэтому развивать их нужно очень тщательно, также, как учить ребенка читать или писать.

Для развития памяти и внимания, упражнения придуманы самые разнообразные. Но чтобы развивать, необходимо знать что именно, и как развивать, ведь внимание и память, совсем не простые процессы. Поэтому, очень важно сперва узнать их особенности.

Внимание — это умение сосредотачиваться на важном или интересующем образе, явление, предмете, отбрасывая в этот момент все ненужное и второстепенное. Внимание, как психический процесс, в реальности всегда связано с другими психическими процессами. Оно характеризирует память, мышление, воображение и т. д, выступая некой направленностью на тот или иной объект.

Внимательность очень важна для школьника, как во время учебы, так и в повседневной жизни. Внимательный человек способен многое увидеть, заметить, осознать, Во взаимосвязи с памятью внимание — это умение анализировать, выбирать для себя важное, разносторонне развиваться. Внимательность очень часто спасает от опасности. Вместе с логическим мышлением внимание способствует прогнозированию тех или иных ситуаций и т. д.

Психологи характеризируют внимание в трех его видах: непроизвольном, произвольном и послепроизвольном.

Непроизвольное внимание — это вид, в котором не играет роли воля человека. Основным, здесь является яркий фактор, непроизвольно привлекающий к себе взгляд, слух или запах. Волевым или произвольным называют внимание, которое человек сосредотачивает на образе специально, преследуя при этом ту или иную цель, прикладывая усилия. Послепроизвольное внимание основывается на интересе, добровольной жажде узнать новое, ранее не известное.

Все виды внимания ежедневно присутствуют в жизни школьника, Непроизвольное проявляется в мимолетных ярких моментах, произвольное в учебе, а послепроизвольное в любимых занятиях.

Внимание, также, обладает несколькими свойствами. Бывает, что ученик прекрасно обладает несколькими, а другие из них у него развиты плохо. Поэтому, крайне важно знать все свойства внимания и развивать их у школьника.

Первое свойство — это объем, то есть количество предметов, на которых способен одновременно сосредотачивать внимание школьник. Второе — переключение, или способность быстро и осознанно переключать внимание с одного предмета на другой. Третье свойство внимание — это распределение, что значит, умение удерживать в поле внимания сразу несколько объектов. Еще одним свойством является концентрация, то есть уровень сознательного сосредоточения на определенном предмете. Последнее свойство внимания — устойчивость. Определяется она количеством времени, которое ученик способен сосредотачиваться на данном объекте.

В процессе умственного развития усовершенствуются все свойства внимания. Но стоит помнить, что эти виды почти не связаны между собою и каждый из них нужно развивать индивидуально.

Для развития внимания детей школьного возраста важно применять специальные упражнения.

Для самых маленьких учеников, отлично подойдет упражнение «Не собьюсь», развивающее концентрацию и распределение внимания. Для этого стоит предложить ребенку посчитать до 31, при этом, вместо чисел, включающих тройку или кратных трем, говорить «Не собьюсь». С группой детей можно поиграть в игру «Одушевленное или неодушевленное», которая развивает способность переключать внимание, а также произвольно выполнять движения. Смысл заключается в том, что, кто-то становиться в круг и говорит названия предметов, животных, растений, месяцев и т. д. Если слово обозначает одушевленный предмет, все хлопают, если нет — просто не поднимают рук. Тот, кто ошибся, выходит из игры, победитель становится в круг.

Детям любого возраста можно предложить упражнение, развивающее наблюдательность, внимание, а также память. Стоит попросить школьника рассказать, примером, о школьном дворе, о том, где что расположено до самых мелочей. Если детей несколько, пускай они добавляют по очереди, кто и чего еще не заметил.

Такие упражнения, в игровой интересной форме, способны развивать все свойства внимания. Их можно придумывать самостоятельно, или же воспользоваться наработками других.

Для успешного усвоения учебного материала, школьнику чрезвычайно нужна хорошая память. Ведь память — это знание, это то, что помогает человеку реализоваться, занять свое место в обществе.

Психологи разделяют память на долговременную и кратковременную, а также, учитывая характер запоминаемой информации, различают слуховую, зрительную, логическую и моторную память.

Зрительная память нужна ученику для успешного выполнения задания по образцу. Слуховая память необходима для принятия и выполнения работы по словесной инструкции. Логическая память основывается на последовательном запоминании, объединении информации в смысловые блоки и ее дальнейшей обработки.

Для развития памяти у подростков, упражнения нужно подбирать таким образом, чтобы развивались все ее виды.

Примером, зрительную память можно тренировать, предложив школьнику посмотреть на квадрат с числами или картинками, расположенными врознь. Ученик в течение нескольких секунд, запоминает последовательность размещения объектов, а затем, закрыв квадрат, воспроизводит их. Для тренировки слуховой и логической памяти, можно предложить детям следующую игру. Суть заключается в том, что кто-то говорит слово, а другой повторяет это же слово и добавляет свое, связанное с предыдущим по смыслу. Третий участник повторяет уже два слова и добавляет свое, третье и т. д. Примером, белка — белка грызет — белка грызет орехи. . . Усложнить задание, можно, предложив школьникам, называть слова не связанные между собою. Например, трава — мама — радость. В таком случае, развиваться будет только слуховая память, но внимания от учеников потребуется больше. Еще одним интересным упражнением для подростков станет игра «Визуализация картинок». Детям предлагают закрыть глаза и представить в уме 10 картинок, называемых взрослым. Примером, закат у моря, кошелек с деньгами, смех ребенка, игра в мяч и т. д. После, ученики должны вспомнить и записать названия представленных воображений. Чем большее число названий правильно вспомнил ученик, тем выше показатель памяти.

Подобных для развития памяти у подростков упражнений придумано множество, их также можно придумать и самим. Вот так, именно в интересной форме игры можно успешно и продуктивно развивать память.

Чтобы развивать память и внимание у школьников, упражнения существуют в самых разных вариантах. Главное, чтобы родители и учителя постоянно работали со своими детьми, разносторонне развивая их. Ведь именно от правильности развития психических процессов, зависит будущее детей, а значит и будущее страны.

Автор:    

К записи "Развитие памяти и внимания: упражнения для школьников" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)