Работа учителя как начальных, так и выпускных классов заключается не только в том, чтобы обучать и воспитывать их, но и в поддержке отношений с их родителями. Такое взаимодействие необходимо для общего развития ребенка и оказания ему помощи.
В обязанности каждого педагога входят следующие функции: осуществлять и поддерживать постоянную связь с родителями учеников, практически и консультативно помогать в воспитании их ребенка, привлекать родителей к тому, чтобы они активно участвовали в учебно-воспитательном процессе, предоставлять родителям возможность посещать и участвовать на своих уроках и прочие.
Каждый учитель должен знать и знает, что планирование работы на весь учебный год, работа с родителями, школьники, их успеваемость, постоянное совершенствование и прочие вопросы, входят в его обязанности.
Не секрет, что успешная учебная и воспитательная деятельность классного руководителя заключается в его активном взаимодействии с родителями учеников, так как сама семья, в свою очередь, имеет основное и непосредственное влияние развитие ребенка. Именно поэтому так важно привлечь родителей к учебной и воспитательной деятельности ученика, сделать из них основных участников воспитательного процесса. Совместная задача учителя и родителей заключается в том, чтобы ребенок принял участие в осознании, развитии и укреплении непосредственности, любознательности, скромности, отваге, храбрости, сочувствии и сопереживании, жажде справедливости. Именно эти качества позволяют впоследствии сделать из ребенка усовершенствованную личность.
Чтобы добиться этого, учитель должен выполнять работу с родителями по следующим основополагающим аспектам: внимательно изучать семьи учащихся, педагогически просвещать родителей, направлять родителей к участию и к подготовке и проведению коллективных классных занятий, постоянно руководить деятельность родительского совета, осуществлять индивидуальные работы с каждым из родителей, информировать родителей о том, каковы результаты обучения в течение определенного времени.
Изучение семей учеников заключается в посещении семей, проведении с ними длительных разговоров на различные темы, включая социальные проблемы, семейную атмосферу, взаимоотношения между супругами и прочие вопросы. Все эти разговоры позволят учителю составить для себя полную картину о психологической атмосфере семьи, в которой воспитывается и растет один из ее учеников.
Педагогическое просвещение родителей подразумевает, чтобы учитель часто проводил родительские собрания, тематические консультации, осуществлял педагогический практикум, направлял родителей к участию в обзоре педагогической литературы, участвовал в обмене опытом в воспитании детей в семье, организовывал вечера, связанные с обсуждением вопросов и ответов и других немаловажных факторов.
Вопрос обеспечения участия родителей в жизнедеятельности класса заключается в совместном планировании воспитательной работы в классе, оказании участия родителей в коллективных творческих праздниках, вечеринках и концертах, а также в том, чтобы совместно посещать театры, библиотеки, музеи, оказывать помощь в ремонте классного кабинета и прочие.
В плане педагогического руководства, связанного с осуществлением деятельности родительского совета класса, подразумевается, чтобы педагог участвовал и контролировал выборы родительского комитета, оказывал помощь в вопросе планирования и организации деятельности выбранного комитета, выполнял работу с социально и материально неблагополучными семьями, поддерживал связь с представителями общественности и другие мероприятия.
Что касается индивидуальной работы с родителями, то данный аспект является важным в формировании взаимоотношений. Индивидуальная работа заключается в частом посещении учителя семей учащихся, проведении личной беседы с родителями школьников, совместном определении и обсуждении перспектив и средств развития конкретного ученика, оказании консультации и др.
Вопрос информирования родителей о процессе обучения подразумевает, что учитель должен проводить периодические тематические и итоговые родительские собрания, осуществлять индивидуальные консультации, контролировать дневники учащихся, регулярно вести журналы достижений учащихся, направлять родителям объяснительные или письма-характеристики, благодарственные и поздравительные открытки.
Такое взаимодействие с родителями и совместная работа позволяют создать сплоченный и дружный коллектив, организовать взаимодействие родителей и учителей в вопросе воспитания, определить ценностные качества и личностные характеристики ребенка, его уникальную индивидуальность и так далее.
При этом учитель должен помнить, что вопрос изучения семьи — очень щекотливый, к этому процессу необходимо подходить таким образом, чтобы как ребенок, так и его родители не ощущали себя объектом унижения. Иначе, вместо ожидаемого понимания и возможного взаимодействия наступит противоположный эффект, и никакого участия со стороны родителей не будет наблюдаться. От педагога требуются проявление уважения не только к ученику, но и к его родным, искренности, желание помочь и участвовать в благотворительных целях.
Кроме того, учителю легко будет работать с родителями, если он будет подходить к этому вопросу дифференцировано, то есть учитывать, что все семьи подразделяются на пять категорий: семьи, имеющие высокий уровень нравственных отношений, семьи, которые проявляют нормальные отношения как между родителями, так и между всеми членами, конфликтные семьи, внешне благополучные семьи, в которых превалирует бездуховность, и, наконец, неблагополучные семьи, которые не скрывают своей грубости, очередных скандалов и аморального поведения.
Итак, статья дала подробное описание основных функций педагога при планировании и осуществлении работ с родителями, поддержании с ними тесных отношений, проведении беседы и оказании педагогической помощи в воспитании ученика.
К записи "Работа с родителями школьников: что входит в обязанности учителя?" оставлено 0 коммент.