Составление характеристики на учащегося младшего школьного возраста приобретает актуальную значимость, так как с помощью такого документа учитель сможет объективно организовать индивидуальный подход к каждому ребенку.
Изучение ребенка позволит впоследствии помочь ему преодолеть психологические трудности при обучении, уменьшить все более возрастающую агрессивность у детей школьного возраста.
Составление характеристики — очень ответственное дело. Для этого педагог должен провести тщательное наблюдение за поведением ученика в различных ситуациях. Раскрывая особое свойство ребенка, необходимо дать ее подробное описание, подтверждая фактическими данными. Поэтому, аргументированные психологические выводы – обязательная часть такой характеристики.
Методы, с помощью которых возможно объективное составление характеристики – беседа с учеником, его учителем, родителями, школьным врачом; наблюдение за школьником, изучение школьных документов, анкетирование родителей, психологические тесты для ученика.
Обработав и проанализировав проведенные исследования, составляется характеристика ребенка школьного возраста. Образец такого документа должен включать следующие моменты:
Общие сведения о школьнике (класс, школа, возраст ребенка, его внешность и состояние здоровья) .
Условия семейного воспитания (состав семьи, возраст родителей, образование и профессии родителей ученика, характерные взаимоотношения в семье, методы воспитания, применяемые в семье) .
Педагогическая характеристика младшего школьного возраста обязательно предполагает изучение деятельности школьника
Следует охарактеризовать следующие виды деятельности ребенка:
· Учебная (для первоклассников – насколько готов ребенок к школьному обучению; его отношение к школе, основные мотивы учения, учебные интересы, школьные достижения, включая знания, умения, навыки, успеваемость; активность на уроках, прилежание, наличие «тревожности») .
· Игровая деятельность (предпочтение игр, выбор игровых ролей, взаимоотношения со сверстниками во время игры) .
· Трудовая деятельность (отношение к поручениям, отношение к труду, мотивы, активность, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, предпочтение ролей в совместной деятельности) .
· Общение (общительность ребенка, круг реального и желаемого общения, характер общения, то есть, лидерство или подчинение; конфликтность, доминирование; общение с младшими детьми, сверстниками, общение со взрослыми, с детьми противоположного пола) .
Краткая характеристика класса, в котором обучается школьник (количество учащихся, число мальчиков и девочек, наличие в классе группировок, психологический климат, степень сформированности коллектива, место школьника в структуре классового коллектива, осознание своего положения и удовлетворенность этим положением, потребность в признании, авторитет, отношение к группировкам) .
Структура личности школьника описывается по следующим параметрам:
· Направленность (тип направленности – личная, деловая или общественная; доминирующие мотивы деятельности; интересы, их глубина и устойчивость; степень активности; мечты и идеалы)
· Характер (качества характера, отношение к себе, окружающим, вещам и деятельности)
· Самосознание (уровень самооценки, устойчивость, дифференцированность)
· Уровень притязаний (устойчивость, высота, адекватность)
· Способности (общие, специальные, как развиваются) .
· Темперамент (тип нервной системы, психологическая характеристика)
Внимание (виды внимания, влияние на успеваемость и дисциплину)
Восприятие (скорость, точность, целостность, осмысленность; восприятие пространства и времени, наблюдательность)
Память (длительная или кратковременная, индивидуальные особенности, влияние на успеваемость)
Мышление (самостоятельность, активность, логичность, скорость мыслительной деятельности, уровень развития видов мышления и операций)
Речь (грамматические, стилистические и лексические особенности речи, понятность, содержательность, логичность, уровень словарного запаса, выразительность, эмоциональность)
Воображение (творческое, склонность к фантазированию, оригинальность, гибкость, обобщенность, эмоциональность)
Чувства и эмоции (возбудимость, нестабильность, склонность к аффектам, отношение к педагогическому воздействию, склонность к тревожности и агрессивности, толерантность)
Воля (инициативность, целеустремленность, решительность, самообладание)
Общий вывод и рекомендации.
Именно здесь должен быть представлен общий уровень психического развития школьника, необходимость коррекции психологической и педагогической, пути и методы проведения коррекционной работы, а, также, кому адресованы рекомендации.
Объективность характеристики ученика достигается путем изучения школьника во всех сферах деятельности (учебной, трудовой, игровой) и во всех сферах общения (со сверстниками, взрослыми, в школе, семье, игровой группе) . Причем, обязательно следует провести с учащимся не менее 10 специальных методик исследования (анкета, тест) .
Психологическая характеристика младшего школьника предполагает обязательное заключение с конкретными выводами и рекомендациями, которые помогут укреплению положительных качеств ребенка и устранению его отрицательных качеств.
Проводя любое исследование, связанное с ребенком, следует придерживаться основного правила «Не навреди! ». Главная цель такого изучения – помочь развитию ребенка, а не тормозить его.
К записи "Психологическая и педагогическая характеристика младшего школьника: образец заполнения" оставлено 0 коммент.