Главная » Школа » Психологическая и педагогическая характеристика младшего школьника: образец заполнения
02
Feb

Психологическая и педагогическая характеристика младшего школьника: образец заполнения

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Составление характеристики на учащегося младшего школьного возраста приобретает актуальную значимость, так как с помощью такого документа учитель сможет объективно организовать индивидуальный подход к каждому ребенку.

Изучение ребенка позволит впоследствии помочь ему преодолеть психологические трудности при обучении, уменьшить все более возрастающую агрессивность у детей школьного возраста.

Составление характеристики — очень ответственное дело. Для этого педагог должен провести тщательное наблюдение за поведением ученика в различных ситуациях. Раскрывая особое свойство ребенка, необходимо дать ее подробное описание, подтверждая фактическими данными. Поэтому, аргументированные психологические выводы – обязательная часть такой характеристики.

Методы, с помощью которых возможно объективное составление характеристики – беседа с учеником, его учителем, родителями, школьным врачом; наблюдение за школьником, изучение школьных документов, анкетирование родителей, психологические тесты для ученика.

Обработав и проанализировав проведенные исследования, составляется характеристика ребенка школьного возраста. Образец такого документа должен включать следующие моменты:

Общие сведения о школьнике (класс, школа, возраст ребенка, его внешность и состояние здоровья) .

Условия семейного воспитания (состав семьи, возраст родителей, образование и профессии родителей ученика, характерные взаимоотношения в семье, методы воспитания, применяемые в семье) .

Педагогическая характеристика младшего школьного возраста обязательно предполагает изучение деятельности школьника

Следует охарактеризовать следующие виды деятельности ребенка:

· Учебная (для первоклассников – насколько готов ребенок к школьному обучению; его отношение к школе, основные мотивы учения, учебные интересы, школьные достижения, включая знания, умения, навыки, успеваемость; активность на уроках, прилежание, наличие «тревожности») .

· Игровая деятельность (предпочтение игр, выбор игровых ролей, взаимоотношения со сверстниками во время игры) .

· Трудовая деятельность (отношение к поручениям, отношение к труду, мотивы, активность, сотрудничество со сверстниками и взрослыми, предпочтение ролей в совместной деятельности) .

· Общение (общительность ребенка, круг реального и желаемого общения, характер общения, то есть, лидерство или подчинение; конфликтность, доминирование; общение с младшими детьми, сверстниками, общение со взрослыми, с детьми противоположного пола) .

Краткая характеристика класса, в котором обучается школьник (количество учащихся, число мальчиков и девочек, наличие в классе группировок, психологический климат, степень сформированности коллектива, место школьника в структуре классового коллектива, осознание своего положения и удовлетворенность этим положением, потребность в признании, авторитет, отношение к группировкам) .

Структура личности школьника описывается по следующим параметрам:

· Направленность (тип направленности – личная, деловая или общественная; доминирующие мотивы деятельности; интересы, их глубина и устойчивость; степень активности; мечты и идеалы)

· Характер (качества характера, отношение к себе, окружающим, вещам и деятельности)

· Самосознание (уровень самооценки, устойчивость, дифференцированность)

· Уровень притязаний (устойчивость, высота, адекватность)

· Способности (общие, специальные, как развиваются) .

· Темперамент (тип нервной системы, психологическая характеристика)

Внимание (виды внимания, влияние на успеваемость и дисциплину)

Восприятие (скорость, точность, целостность, осмысленность; восприятие пространства и времени, наблюдательность)

Память (длительная или кратковременная, индивидуальные особенности, влияние на успеваемость)

Мышление (самостоятельность, активность, логичность, скорость мыслительной деятельности, уровень развития видов мышления и операций)

Речь (грамматические, стилистические и лексические особенности речи, понятность, содержательность, логичность, уровень словарного запаса, выразительность, эмоциональность)

Воображение (творческое, склонность к фантазированию, оригинальность, гибкость, обобщенность, эмоциональность)

Чувства и эмоции (возбудимость, нестабильность, склонность к аффектам, отношение к педагогическому воздействию, склонность к тревожности и агрессивности, толерантность)

Воля (инициативность, целеустремленность, решительность, самообладание)

Общий вывод и рекомендации.

Именно здесь должен быть представлен общий уровень психического развития школьника, необходимость коррекции психологической и педагогической, пути и методы проведения коррекционной работы, а, также, кому адресованы рекомендации.

Объективность характеристики ученика достигается путем изучения школьника во всех сферах деятельности (учебной, трудовой, игровой) и во всех сферах общения (со сверстниками, взрослыми, в школе, семье, игровой группе) . Причем, обязательно следует провести с учащимся не менее 10 специальных методик исследования (анкета, тест) .

Психологическая характеристика младшего школьника предполагает обязательное заключение с конкретными выводами и рекомендациями, которые помогут укреплению положительных качеств ребенка и устранению его отрицательных качеств.

Проводя любое исследование, связанное с ребенком, следует придерживаться основного правила «Не навреди! ». Главная цель такого изучения – помочь развитию ребенка, а не тормозить его.

Автор:    

К записи "Психологическая и педагогическая характеристика младшего школьника: образец заполнения" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)