Главная » Школа » Проявление и профилактика школьной дезадаптации детей
31
Jul

Проявление и профилактика школьной дезадаптации детей

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

В школе дети выполняют определенные обязанности, в то время как учитель дает направление обучающему и воспитательному процессу. Но не все учащиеся выполняют требования учителя, есть среди них дезадаптированные школьники.

Школьная дезадаптация – это совокупность таких признаков в поведении ребенка, которые свидетельствуют о несоответствии его психофизиологического и социального поведения требованиям школы. В различной педагогической литературе понятием «школьная дезадаптация» определяют любые затруднения, которые могут возникнуть у детей в процессе их обучения в школе.

Дезадаптация у детей проявляется в критические моменты, когда происходит резкая смена обстановки или жизненного уклада. Обычно таким моментом является поступление в школу, когда у ребенка не только полностью меняется режим дня, добавляются новые обязанности, но и меняется социальная обстановка, появляется множество новых требований и правил поведения.

Проявление дезадаптации у школьников

Дезадаптация у школьников проявляется на трех уровнях: социально-психологическом, физиологическом и познавательном.

Физиологическое проявление дезадаптации у школьников выражается в повышенной утомляемости, плохом аппетите, импульсивности, повышенной двигательной активности. Может дезадаптация сказаться и на речи ребенка, вплоть до развития заикания. Также, еще одним физиологическим признаком дезадаптации у ребенка могу быть частые головные боли, дрожание рук, боли в животе. Ребенок может начать гримасничать и грызть ногти.

На социально-психологическом и познавательном уровне дезадаптация проявляется в негативном отношении к школе, учителям и одноклассникам. Ребенок может даже полностью отказываться посещать школу. К проявлениям дезадаптации также относятся частая смена настроения у ребенка, конфликтность и враждебность, чувство неуверенности в себе, повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость и даже лживость. Ребенок замыкается, не играет с одноклассниками, на переменках сидит один, не желая ни с кем общаться.

Проявления школьной дезадаптации у детей делятся также на 3 компонента.

·Первый компонент поведенческий. Он проявляется трудно корректируемыми нарушениями поведения ребенка, такими как несоблюдение дисциплины, пренебрежения школьными правилами.

·Когнитивный компонент, проявляется в неспособности ребенка успевать за обучением, в отставании от одноклассников в учебе.

·Эмоциональный компонент проявляется в негативном отношении к учебе, учителям, одноклассникам.

Проявляться школьная дезадаптация может у абсолютно здоровых детей. Зачастую ее симптомы не приводят к нарушению успеваемости, но могут привести к тяжелым межличностным конфликтам. Такие дети испытывают постоянный страх перед школой. Да, они учатся успешно, поведение их может быть безупречно, но в психологическом плане они все время находятся в состоянии дискомфорта. В результате могут появиться различные психосоматические расстройства. Эти нарушения носят психогенный характер, имеют прямую связь со школой и возникают в результате ее влияния на формирование личности ребенка.

Таким образом, школьную дезадаптацию у детей можно определить, как неадекватный механизм приспособления к школе, выражающийся в форме нарушения поведения и учебы, возникновении конфликтов и психогенных заболеваний.

Мероприятия по профилактике дезадаптации школьников

Как ребенок видит мир? Ну, конечно же, так, как его преподносят ему его родители. Именно родители создают для ребенка тот мир, с которым он в дальнейшем вступит и в мир других людей. Этот мир позволит ребенку найти свое место среди окружающих научиться ладить с собой и другими людьми. На разных этапах жизни ребенок сталкивается с различными трудностями, начиная с первого самостоятельного шага, а затем, переступая порог детского сада или школы.

Если ребенок психологически не готов к выходу из семьи, у него может проявиться «адаптационный синдром». Многие родители и воспитатели считают, что ребенок готов к поступлению в детский сад, когда он может сам себя обслуживать и его распорядок дня приближен к детсадовскому. Но следует учитывать и такие моменты, как разлука с матерью, установление контактов с другими детьми и взрослыми, достаточно сложные и не всегда понятные для ребенка правила поведения и общения. Если ребенок не имеет навыков к самообслуживанию, но психологически готов к более широкому кругу общения, чем домашний, то он гораздо быстрее и безболезненнее адаптируется в новых условиях, чем ребенок, имеющий навыки самообслуживания.

Чтобы предупредить дезадаптацию у детей при приеме в школу, необходимо проводить ее профилактику. Профилактика дезадаптации – это работа педагога-психолога. Чтобы процесс адаптации проходил оптимально, воспитатель должен наблюдать за проблемными детьми, направленно беседовать с их родителями. Если у ребенка есть проблема с адаптацией, то родителям лучше малыша первое время кормить завтраком дома, оставлять в детском саду первые дни ненадолго, первую неделю дневной сон проводить дома, через десять дней посещения детского сада оставить ребенка на пару дней дома. Воспитатели могут проводить телесную терапию – брать ребенка на руки, погладить, обнять. Полезно рассказывать сказки, петь перед сном, позволить уснуть с мягкой игрушкой. Очень благотворно на процесс адаптации влияют развивающие игры.

Сложный этап в жизни ребенка, конечно же, когда он идет в школу. Неважно, насколько психологически готов ребенок к школе, в начале обучения он сталкивается с определенными трудностями. Уровень развития, организованность ребенка, отношения в семье, уровень знаний и навыков, обучаемость, любознательность и многое другое влияет на процесс адаптации в школе.

В лучшем случае процесс адаптации проходит за месяц – полтора. Если процесс адаптации проходит на низком уровне, ребенок быстро утомляется, понижается его работоспособность, ухудшается здоровье. От этого страдает учеба, ребенок падает духом и может даже отказаться от посещений школы.

Причин, вызывающих школьную дезадаптацию, несколько:

-Слабая физическая подготовка, слабое здоровье

-Отсутствие у ребенка мотивации для обучения

-Неблагополучная психологическая атмосфера в семье

-Нарушения двигательного характера (чрезмерная подвижность либо заторможенность движений)

-Нестабильность психики (эмоциональная неустойчивость, бурная реакция на неудачи)

-Недостаточно сформированные школьные навыки

-Неумение общаться с другими людьми.

Чтобы обеспечить нормальную адаптацию детям в школе, необходимо проводить профилактические мероприятия по дезадаптпции:

-Установить правильные взаимоотношения педагога и детей

-В процессе обучения применять моральные стимулы – похвалу, одобрение

-При необходимости проводить групповые и индивидуальные занятия

-В процессе обучения использовать игру, развивать любознательность, творческое воображение.

-Во время урока устраивать перерывы в виде психогимнастики, минутки отдыха.

Перспективы работы с детьми, у которых возникла дезадаптация в школе

Некоторые дезадаптивные дети слабо усваивают учебный материал, быстро устают, отвлекаются, но у них есть интерес к отдельным учебным предметам. Одни увлекаются математикой, другие проявляют любознательность к урокам технологии, к окружающей среде. Для работы надо индивидуально готовить этим детям карточки, таблицы, задания более легкие и простые, чтобы активизировать их внимание и сохранить интерес к учебным предметам.

Значительно труднее работать с нарушителями дисциплины. На уроках внимание у этих детей неустойчивое, они мешают работать соседу по парте. В результате индивидуальных этических бесед, ярких примеров из жизни школьников можно добиться внимания и уважительного отношения к одноклассникам.

Особую трудность представляют дети, которые утратили интерес к знаниям и школе. Они не хотят работать на уроках их трудно заинтересовать. Им нужно уделять особое внимание на уроке стараться похвалить. Труднее всего создать такую обстановку, в которой любой ребенок будет чувствовать себя в безопасности и комфорте.

Для работы с дезадаптивными детьми используется коррекционная педагогика. Коррекционная педагогика направлена на диагностику и профилактику. Она должна помочь детям социально адаптироваться. Педагоги должны понимать проблемы детей уметь воспринимать их такими, какие они есть, если они желают им помочь. Коррекционная педагогика учитывает все рискованные ситуации, когда у ребенка может произойти нарушение взаимодействия с окружающей средой.

Важное место в работе с дезадаптированными детьми играют родители. Слова родителей должны иметь смысл, содержание, эмоциональную окраску. Содержание, тон, место и время разговора все должно быть продумано и побуждать ребенка к действию. Когда чувство сливается воедино со словом и поступком, ребенок может совершать высоконравственный поступок. Упреки родителей губят ребенку волю и душу. Наказание должно носить воспитательный характер, но оно может иметь место только, когда оно способствует тому, что ребенок задумается о собственном поведении, убедиться, что был не прав. Наказание не должно носить оскорбительный характер для ребенка. Поощрение должно сочетаться с добротой.

Учительница должна помогать воспитывать детей в семье. Проводить родительские собрания, индивидуальные беседы о проблемах детей это дает определенные результаты. Родители в дезадаптированных детях должны пробуждать чувства любви, искренности, трудолюбие, старание, уважение к близким, друзьям и всем окружающим его людям. Такие чувства не навязываются, а пробуждаются, пробудить их можно искренними переживаниями. Каждый ребенок очень наблюдательный. Своим поведением, отношением к людям, к труду родители воспитывают в детях трудолюбие. Семейные взаимоотношения тоже имеют большое значение в воспитании детей. Отношения в семье должны, строится на взаимопонимании, добром отношении, внимании по отношению к каждому члену семьи.

Дезадаптированный ученик может стать личностью только в процессе социализации. Его социальное, психическое развитие не может происходить вне общества. Важно с ранних лет оградить ребенка от контакта с людьми безнравственными, которых он может просто встретить на улице, во дворе. Важнейшим методом контакта с безнравственными людьми является имитация. Имитация это повторение, инстинкт имитации заставляет ребенка пытаться воспроизвести все действия и поступки окружающих его ребят, а они не всегда бывают хорошими и правильными. Если ребенок воспроизвел, значит освоил. К 7 годам дети вырабатывают собственные нравственные основания, и могут оценивать поведение и поступки окружающих людей. Родители должны строго контролировать каждый шаг своего ребенка, ограничивать от безнравственных друзей.

Работа с дезадаптированными детьми в начальной школе требует большого внимания учителя. Целенаправленная работа с дезадаптированными детьми приведет к тому, что они научатся строить отношения в классе, совершать хорошие поступки, быть вежливыми, выполнять требования учителя, старательно овладевать знаниями, активно участвовать в жизни класса. Они научатся уважать интересы других. Формировать дезадаптированных детей нужно проводя систематическую работу в школе, дома. Эта работа осуществляется учителем, семьей и средой общения ребенка сообща. Только в таком случае можно достичь успеха в этом деле.

Дезадаптированному ребенку необходима помощь. Эта помощь должна быть комплексной, исходящей, как от учителей, так и от родителей. Только так ребенок сможет полностью адаптироваться к школе, подружиться с одноклассниками

Автор:    

К записи "Проявление и профилактика школьной дезадаптации детей" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)