Каждый человек на протяжении прожитых лет постоянно задавался вопросами. Одни вопросы касались бытовых тем, другие — духовных, а третьи вопросы задаются для того, чтобы удовлетворить любопытство и увеличить свой кругозор.
Маленький ребенок, который научился только что-то говорить предложениями, часто «засыпает» взрослых вопросами. Ему интересно всё, что окружает человека, показывая пальчиком на какой-то предмет, он буквально «настаивает» чтобы взрослые сказали что это. И каждый взрослый понимает, что такие вопросы могут задаваться на протяжении долгого времени. Немного взрослее, ребенок начинает интересоваться более глубокими вопросами. Он уже стремится получить ответы не только на вопрос: что это такое? От такого ребенка часто можно услышать: что делают этой вещью? Где живут определённые звери? Как они появляются на свет?
И многие другие вопросы. Часто взрослые не знают, как объяснить деликатные вопросы. Поэтому они стараются обойти такие темы или говорят: «вырастишь и поймешь». Но в школе на ребёнка «обрушивается» поток информации и, к своему счастью, он находит ответы на многие свои вопросы. Многие ответы он получает во время уроков, которые помогают узнать окружающий мир лучше, чем они уже знают. Одним из таких уроков является природоведение. На нем каждый ученик может узнать для себя что-то новое или восполнить пробелы тех знаний, которые у него уже есть. На протяжении нескольких лет на подобных уроках дети проходят много теории. Но, всем известно, что теория без практики быстро забывается.
К тому же, просто проводя уроки детям, почти невозможно привить любовь ко всему, что их окружает. Поэтому от классного руководителя требуется не только выучить материал, но и уметь показать практическую пользу от полученных знаний. В этом хорошей помощью являются внеклассное мероприятие по окружающему миру. Цель, которую должен преследовать учитель, это воспитать в сердце каждого ученика интерес к окружающей природе и к её многочисленным обитателям.
И для достижения её педагогу нужно выполнить не менее трех задач. Первая задача — расширить у детей кругозор их знаний об окружающей среде, научиться наблюдать за тем, что они ежедневно видят. Это нужно начать делать ещё на уроках, где проходится теория. Вторая задача — воспитать в восприятии ребёнка, что окружающая природа достойна того, чтобы её берегли и заботились о тех, кто в ней обитает. Следующая задача — это воспитать в каждом ученике чувство ответственности перед природой, и помнить, что за каждый свой неверный поступок нужно будет отвечать.
Проводя внеклассное занятие, учитель в первую очередь должен обращать внимание учеников на то, с чем они сталкиваются ежедневно. Например, в первую очередь, важно преподать, почему не стоит выкидывать мусор в не предназначенном для этого месте. Для того чтобы такая информация надолго осталась в памяти и затронуло сердце, важно не просто рассказать, какой вред это приносит планете и живущим на неё существам. Важно привести некоторые факты, например, что выброшенная на землю обертка от мороженого будет перегнивать более 400 лет, а пластиковая бутылка ещё дольше. Для того чтобы данные факты «ожили» в умах учеников можно предложить им посчитать, сколько поколений людей проживет на земле пока этот мусор полностью разложится. Для примеров можно взять и другой мусор, который чаще всего выкидывают не в урну, а на землю.
Также, проводя урок окружающего мира, перед учителем стоит задача, привить ученикам любовь к природе, и неважно живая она или неживая. Излагая теорию, учитель может обратить внимание на разнообразие, которое нас окружает. Например, можно спросить учеников нравятся ли им яблоки и сколько видов яблок они кушали. После того, как каждый из них выскажется, можно сказать, что на самом деле их намного больше, а именно около 7500 видов. И при этом каждое из них имеет свой вид и размер.
Для того чтобы это было легче понять, можно на плакате разместить фотографии 75 видов и предложить ученикам это количество умножить на 100. Таких примеров можно приводить очень много, но, в конце важно подытожить, что сохранить все это разнообразие можно только в том случае, если каждый человек научится ценить окружающий мир. Кроме этого стоит обратить внимание на живые существа, которые они видят каждый день. Эту часть урока желательно проводить на природе, чтобы полученная информация проходила не только через уши, но и через глаза. Можно обратить внимание на муравьев. Насколько они трудолюбивые и дружные, заботясь о своем доме, они иногда тащат то, что в несколько раз больше их самих.
Для наглядного примера возле муравьиной норки можно положить что-то съедобное и тогда дети смогут понаблюдать за подобным процессом. Также ученикам можно предложить понаблюдать за комнатной мухой. Насколько точно она выполняет в воздухе виртуозные движения. И всё это благодаря такому органу как жужалки, который находится у неё на брюшке. А если понаблюдать за бабочкой, то возникает вопрос: почему на её крылышках не удерживается пыль и вода? Учитель может объяснить, что крылья бабочки только кажутся гладкими. На самом же деле их поверхность покрыта чешуйками с желобками, подобно черепице на крыше, поэтому попадающие на них капельки легко скатываются.
После каждого примера из окружающего животного мира будет полезно рассказать, каким образом уже сегодня человек использует подобные наблюдения в научных целях. Например, исследуя крылья бабочки, ученные планируют создать самоочищающиеся поверхности. Такой метод поможет детям быть не только более внимательными и наблюдательными, но помнить, что у каждого созданного живого существа можно многому научиться. И для того, чтобы у них чему-то учиться, их прежде всего нужно беречь.
Кроме этого, занимательным для детей занятием будет рассматривание цветов, особенно полевых. Для многих трава, которую называют «бурьяном» зачастую не представляет нечего интересного, поэтому мало кто из людей останавливается, чтобы её рассмотреть. Но, если этому уделить немного внимания, можно увидеть насколько она красивая, а её цвет часто напоминает по структуре цветы, растущие на клумбах.
Для того чтобы каждому ученику было интересно во время внеклассного занятия, учителю важно проявить немного фантазии и умения задавать вопросы. Важно, чтобы ученики полностью были поглощены материалом. Это сделать не сложно, учитель накануне отрытого урока может ученикам задать задание: приготовить небольшой доклад об окружающем животном мире. Для этого необходимо описать какое-нибудь животное или растение, его особенности, пользу которую оно приносит, чему у него можно научиться и несколько интересных особенностей о нём.
Для того, чтобы не было повторений важно заранее четко определится кто, о ком будет писать. Если это мероприятие проводится в младших классах, то можно побудить детей исследовать данный вопрос с родителями. А во время проведения внеклассного мероприятия каждый из них мог бы в течение нескольких минут изложить подготовленную информацию. Такая подготовка может побудить учеников быть более наблюдательными, а некоторые из них, возможно, будут исследовать подобные вопросы и дальше.
В первом классе тема по окружающему миру раскрывается немного проще. Доклады можно поменять на загадки, потому что им такие дети отдают большее предпочтение. Кроме того, можно поставить какую-нибудь сказочную постановку, в которой нужно показать пользу хороших манер. Для этого, можно разыграть жизнь лесных зверей, каждый из которых заботиться о чистоте леса. При этом некоторых из них можно изобразить в отрицательном виде, чтобы дети могли увидеть в отрицательном свете тех, кто не бережет природу.
В подобной постановке можно задействовать детей, для которых готовится данная программа. Но, практическое наблюдение за окружающей природой исключать не стоит, при нем нужно только более детально и понятно излагать факты. Так как дети в таком возрасте полностью впитывают всю информацию, которую видят и слышат от взрослых.
Итак, проводя внеклассное мероприятие по окружающему миру, каждый педагог должен стремиться не только, изложить «сухие» факты, но и показать, насколько важно бережно относиться ко всему, что существует на планете.
К записи "Проводим внеклассное мероприятие по окружающему миру: советы учителю" оставлено 0 коммент.