Главная » Школа » Проведение внеклассной работы по химии: как заинтересовать учащихся?
15
мая

Проведение внеклассной работы по химии: как заинтересовать учащихся?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Внеклассные мероприятия по химии развивают интерес к предмету, выявляют способности учащихся в области химии, учат работать со справочным материалом и читать популярную литературу по предмету.

Проводятся внеклассные мероприятия по химии после основных занятий, как минимум два часа в неделю. В ходе занятий дети учатся навыкам экспериментальной работы, они ставят опыты и оформляют химический кабинет, что помогает учителю в проведении занятий по предмету. У учеников появляется возможность социальной адаптации, в ходе внеклассных занятий они развивают самостоятельность и реализуют творческие способности. Ярче раскрываются нравственные личностные черты, а в целом это способствует будущей профориентации.

Внеклассная работа по химии сама по себе часть общешкольного учебного процесса. План этой работы обсуждается как в педагогическом коллективе, так и с ученическими органами самоуправления, включая всех школьников, заинтересованных в углубленном изучении предмета. Для успешной внеклассной работы по предмету ученики должны быть заинтересованы еще на уроке. У детей должна появиться мотивация и интерес, чтобы активно сотрудничать на дополнительных внеклассных занятиях. Это важно, потому что посещение всех подобных мероприятий дело исключительно добровольное.

Внеклассные мероприятия по химии организуются в группах, массово и индивидуально. Форма занятий зависит от количества учащихся. Массовые мероприятия включают в себя олимпиады, конференции, они могут быть научно-практическими или читательскими. Проводятся общешкольные недели и дни, а также месячники по химии. Если мероприятие массовое, то в нем принимает участие вся школа. Уровень интереса к предмету может быть разным, но участвуют все равно все, хотя главную роль играют участники химических кружков или дети, интересующиеся углубленным изучением химии. Также не исключается возможность принимать участие в мероприятии учащимся нескольких школ.

Групповые занятия объединяют по 10 или 15 человек, обычно это дети одного возраста и у них общие интересы. Как правило, ученики параллельных классов. Если классов одного возраста мало, тогда могут объединяться дети близкого возраста, но разных классов. Индивидуальная работа заключается в получении индивидуальных заданий в рамках групповых или массовых мероприятий. Возможна работа с отдельными учениками, когда их готовят к поступлению в профильный вуз, или идет подготовка к конференции или олимпиаде. Основные принципы внеклассной работы – это добровольность, и здесь очень важен момент личной заинтересованности предметом. Второй принцип – актуальность проблемы и ее связь с повседневной жизнью.

Примерные сценарии внеклассных мероприятий по химии в средней школе. Как провести месячник (или день, или неделю) , чтобы эффект получился максимальным. Наиболее массовый вид – день химии. Дни, которые посвящаются конкретным предметам, проводятся в определенный период, для химии традиционны осенние дни октября – ноября. В учебно-воспитательном плане учебного заведения включены дни химии, перед проведением создается оргкомитет, назначается его глава. Обычно это преподаватель-предметник. Сюда же включают классных руководителей старших классов, а также активистов из ученического самоуправления школы.

План мероприятий вывешивается для общего ознакомления, даты и темы уже утверждены, ответственный за каждое назначен. Участие принимают все ученики школы. В план мероприятий входит подготовка плакатов и объявлений, и развешивание их по школе, в старших и младших классах проводятся тематические классные часы, организуются экскурсии в химические лаборатории. Это может быть медицинская или химическая лаборатория предприятия. Проводится утренник или вечер, посвященный химии. Когда все итоги подведены, лучших химиков награждают в торжественной обстановке. Также отмечают и работу преподавателей, которые принимали участие в организации мероприятия.

К внеклассной работе по химии относятся и химические кружки. Перед ними ставится определенная задача, как и на обычном уроке. Как правило, это проблемы, которые вытекают из роли химии в нашей жизни. Первоочередные задачи, которые решаются на занятиях в кружках, это усвоение основ науки, причем сознательное. Так знания закрепляются наиболее прочно. Дети приобретают навыки и умения в химии, могут провести опыт, взвесить или отмерить вещество, объяснить суть происходящего в реакции и записать уравнение этой реакции. У детей развиваются мыслительные и познавательные процессы, они уже умеют получать знания самостоятельно, они понимают роль химии в обществе.

У учащихся формируется мировоззрение, с помощью его они представляют себе естественнонаучную картину мира, преодолевают хемофобию и к проблемам экологии начинают относиться ответственно. В процессе занятий дети знакомятся с ролью химии в современном сельском хозяйстве и промышленности, в медицине, на транспорте, в искусстве, и многих других отраслях человеческой деятельности. Так же сознательно дети определяют для себя будущую профессию. Ведь плох тот педагог, у которого нет последователей, который не имеет своих учеников. Занятия в кружке воспитывают у учащихся гражданскую ответственность, нравственность, аккуратность и трудолюбие. Они становятся более внимательными к окружающему миру и начинают бережно относиться к ценностям, материальным и духовным.

Для демонстрации достижений детей на внеклассных занятиях регулярно проводятся открытые внеклассные мероприятия по химии, куда приглашаются родители и другие заинтересованные лица. Подобная стратегия внеклассной работы помогает развивать у детей интересы и способности по предмету, и не только по химии, но и по смежным наукам. Дети усваивают и углубляют свои познания в истории развития химии, вникают в суть понятий и законов, и также химических терминов. Они знакомятся с методами получения очень важных для жизни современного общества веществ, начинают понимать суть и механизм протекания химических процессов. На занятиях кружков дети с удовольствием готовят химические вечера, выпускают стенгазеты, помогают преподавателю в изготовлении наглядных пособий для уроков. Оформляют кабинет химии, делают подборки слайдов. Там же они готовятся к олимпиадам, к поступлению в профильные или медицинские вузы, учатся делать доклады на научных конференциях.

Внеклассные мероприятия по химии следует организовать таким образом, чтобы ярко прослеживалась связь с жизнь, то есть тема должна быть актуальной. Материал, изучаемый на кружке, должен быть доступным, а с учебной программой имел связь, то есть не выпадал из нее. Дети должны иметь возможность проявить самостоятельность и творческую инициативу, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, так как у каждого разные способности и уровень знаний. Необходимо также включать в занятия кружка элементы общественно-полезного труда, используя добровольное начало. Результаты всего этого должны оглашаться, а все достижения поощряться. Содержание внеклассных занятий должно быть разнообразным, базой должен служить эксперимент и исследование. И обязательно нужно делать занятия многопрофильными, включать в них сведения из биологии и медицины, экологии и физики, истории и географии.

Лучше всего, если кружки объединяют детей по классам. Выбирается староста группы, его помощники, а время работы кружка должно быть согласовано с педколлективом и учениками, после чего внесено расписание мероприятий. Переносов не следует допускать, если они необоснованны. А отмена вообще недопустима. Заниматься следует в кабинете химии, где соблюдаются меры безопасности, а отвечает за них педагог.

Первое занятие кружка обычно ознакомительное, где детям демонстрируется посуда, оборудование и сам кабинет. Обязательно проводится инструктаж по технике безопасности в работе с химическими реактивами, после чего все регистрируется в журнале химкабинета. Все ученики должны расписаться в нем, что правила работы они усвоили и обязуются неукоснительно их исполнять.

Далее занятия строятся на отработке умений работы с химическим оборудованием, посудой и нагревательными приборами. Дети пробуют пользоваться весами, мерными стаканчиками, реактивами. Нужно специально обучать детей навыкам приготовления растворов. У каждого ученика должен быть лабораторный журнал, белый халат. Все это дисциплинирует и вносит нотку единства, получается коллектив единомышленников. У детей повышается уровень ответственности.

На первых же занятиях рекомендуется подобрать название кружка, разработать его символику, чтобы был лозунг, гимн, эмблема. Все эти атрибуты потом успешно используются при проведении вечеров по химии, при оформлении плакатов и стенгазет, приуроченных к тематическим дням.

Любое занятие кружка начинается с повторения пройденного накануне материала, делается краткий обзор и только после этого начинается знакомство с новым. После нужно решать задачи, поставленные для данного занятия, и очень хорошо, если есть возможность использовать наглядные примеры. В конце занятия дети могут поиграть, порешать кроссворды и ребусы по предмету.

Внеклассные мероприятия по химии способствуют профориентации старшеклассников, помогают им в выборе будущей профессии. На основании этих занятий кто-то может увлечься медициной или экологией и стать а этой области специалистом.

Автор:    

К записи "Проведение внеклассной работы по химии: как заинтересовать учащихся?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)