Главная » Школа » Профилактика социальных отклонений у детей школьного возраста
31
Jul

Профилактика социальных отклонений у детей школьного возраста

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Попадая в школу, ребенок оказывается в новой для него социальной среде, где нужно учиться взаимодействовать не только со сверстниками, но и с учителями. Из вольной жизни ученик погружается в мир правил, обязанностей и требований.

С момента, когда малыш начинает самостоятельно стоять на ножках и передвигаться по детской площадки, он попадает в мир, где кроме него и любящих родителей появляются еще другие дети, со своими желаниями и взглядами на происходящее. Ребенок должен с ними общаться, взаимодействовать, находить общий язык. Правила такого общения изобретают не сами малолетние дети. Все уже придумано до них в обществе, где им предстоит взрослеть. Мама объясняет, что можно делать, а чего нельзя.

Существуют утвержденные в обществе нормы поведения. Умение принимать их и пользоваться ими является процессом социализации ребенка в обществе. По мере взросления малыш занимает определенные ниши (статусы) в окружающем его мире. Сначала он ребенок своих родителей, потом — друг детей, с которыми гуляет на площадке, воспитанник детского сада и так далее.

Когда человечек достигает определенного возраста, он попадают в учебное учреждение, где количество его социальных статусов увеличивается. Меняется иерархия отношений, в которой школьник должен освоиться и занять свое место. На первый взгляд все процессы закономерны и естественны, они не должны вызывать никаких трудностей. На самом деле, путь ребенка по лестнице взаимодействий внутри общества усеян подводными камнями, которые не всегда удается благополучно обойти. Появляется неуверенность в себе. Трудности в общении вызывают желание ребенка убежать, избавиться от действительности. Ребенок начинает отвергать принятые нормы поведения, появляется склонность к порокам, отступлениям от моральных и нравственных устоев общества, которое его не принимает.

Невозможность найти свое место в коллективе и выработать необходимые навыки поведения приводит к тому, что возникают социальные отклонения. Это — девиантное поведение, которое построено на отрицании социальных норм, противодействии факторам, которые данная личность не приемлет. Получение статуса в школьной среде, признание своей личности ребенок стремиться достичь не путем хорошей учебы и проявлением своих талантов, а действуя методом от противного — агрессия, кражи, насилие.

Не во всех случаях такое поведение связано с негативным развитием личности. Отклонения в социальном развитии могут быть следствием высокого уровня интеллектуального развития школьника или его творческой одаренности. Многие деятели искусства и знаменитые ученые в школе были изгоями, непонятыми сверстниками и учителями.

Девиантное отклонение, замеченное у ребенка не должно быть причиной его изгнания из коллектива и негативного к нему отношения. Это лишь посыл для педагогов — обратить серьезное внимание на данного ученика и выявить причины его нестандартного поведения.

На основании вышеизложенного, девиантному поведению дана следующая классификация: асоциальное и антисоциальное поведение. В первом случае ребенок отрицает нормы общепризнанного поведения, но не преступает закон. Во втором случае действия носят противоправный характер.

В социологии существует понятие аномия, обозначил этот термин французский социолог Дюркгейм. Попадая в школу, школьник сталкивается с необходимостью ставить перед собой цели и добиваться их. Индивиды в обществе действуют на основании поставленных целей и способов их воплощения. Когда между задачей и способом ее выполнения возникает противоречие, нарушается хрупкое равновесие, ребенок чувствует свое бесправие. Это является предпосылкой к возникновению отклоняющегося поведения у школьников.

Реакции на возникающие социальные отклонения детей перечислил социолог из США Р. Мертон. Он выделил пять типов реакции школьника на несоответствие поставленной задачи к способом ее выполнения: комформизм, ритуализм, инновативность, ретризм и бунт.

Ребенок, выбравший моделью поведения комформизм, соглашается с целями, навязываемыми ему обществом, и благоприятно относится к способам их претворения в жизнь.

Инновативность в подходе к деятельности не отрицает принятых в социуме целей, но заставляет школьника искать свои собственные подходы к их достижению. Ребенок не хочет опираться на предлагаемый опыт и общепринятые пути решения поставленных задач.

Если цели остаются непризнанными, они игнорируются, но при этом все внимание уделяется деятельности на их выполнение, речь идет о ритуальном поведении. Так принято делать, поэтому он так делает. Цели при этом эфемерны.

Самые опасное проявление аномии в школьном возрасте получило название ретризм. Ребенок отрицает и цели, и средства. Это приводит к желанию уйти от действительности и часто заканчивается алкоголизмом, наркоманией и сознательным самоуничтожением в себе личности.

Последняя категория аномии – бунт. Цели и задачи заменяются новыми идеалами и средствами достижения результатов. Бунтарь стремится изменить нормы поведения на координально другие. Он организует протесты, сеет революционные настроения, стремится изменить все вокруг.

Девиантное поведение возникает не на пустом месте. Оно складывается из несоответствия норм морали с личностным воспитанием ребенка. Негативный опыт, полученный однажды, часто является причиной отклоняющегося поведения. Инстинкт самосохранения подталкивает школьника к упреждающим мерам противостояния по отношению к агрессивно настроенному обществу. Иногда нежелание взаимодействовать с обществом является причиной психологических нарушений. Агрессивное начало может быть заложено с рождения, но проявляться оно начнет только при благоприятных для этого условиях: совокупности пороков в воспитании со средой жизнедеятельности ребенка.

Профессиональный педагог и психолог могут распознать девиантного школьника по определенным признакам. Ведь прежде чем возникнут социальные отклонения личности, социальная адаптация ученика пройдет несколько этапов. Вначале ребенок чувствует подсознательную нестыковку между своими ощущениями правильности происходящего и принятыми нормами. Потом он их начнет отрицать, что станет заметно в его общении со сверстниками. Затем он станет опробовать свои действия и сравнивать их с нормами. Например, сделает что-то плохое, по мнению социума, и посмотрит на реакцию со стороны взрослых наставников. Пройдет без внимания его выходка или нет? Потом школьник начинает повторять свои асоциальные поступки снова и снова. У него накапливается опыт отрицания правил, появляются единомышленники. Он становится членом группы, где его поддерживают такие же подростки, как и он сам. Мелкое хулиганство перерастает в уголовное преступление, ведь девиантное поведение требует острых ощущений.

Разработано ряд мер, призванных противостоять отклонениям в поведении школьников. Прежде всего, это создание благоприятной атмосферы внутри семьи. Для этого требуется подготовка будущих родителей. Ведь именно в семьях, где изначально попрекаются нормы поведения, где царит насилие в отношениях родителей между собой и к ребенку, процветает пристрастие к пагубным привычкам, растут дети с отклонениями в поведении.

Неправильно влияет на развитие личности и противоположная ситуация в семье. Чрезмерная любовь и опека, прощание негативного отношения к действительности, попустительство со стороны родителей приводит к завышенной самооценке. Ребенок вырастает инфантильным, неспособным к сопереживанию. Спутники таких людей в жизни связаны с неспособностью противостоять трудностям.

Профилактика социальных отклонений направлена на формирование с малых лет правильных нравственных ориентиров. У ребенка должны воспитываться волевые качества и чувство достоинство. С раннего детства воспитание должно строиться на примерах, взятых из книг и кинофильмов. Постоянное насилие на экране способствует развитию агрессии, искажение ориентиров в поведении. Поэтому родители должны отслеживать информацию, получаемую ребенком и корректировать ее в соответствии с социальными принципами, учить самовоспитанию, умению отличать хорошее поведение от плохого.

Недопустимо физическое насилие над ребенком и на его глазах. Это вызовет страх и ненависть, а затем и агрессию. Дети, прошедшие через физические наказания, перестают сопереживать, делаются обозленными, неспособными принимать положительные стороны окружающего мира.

Очень важно взаимодействие школы с семьей. Педагогический коллектив должен создать благоприятную атмосферу в каждом отдельном коллективе и в школе в целом. Помочь сложным детям адаптироваться в новой для них среде. Большую роль играет привлечение детей и подростков к участию в досуговых учреждениях: кружках и секциях. Обучение их на достойных примерах.

Если девиантное поведение уже присутствует подростку нужно помочь преодолеть его негативное воздействие на неокрепшую личность. Для этого в помощь семье и школе создаются специальные центра, где работают психологи. Они занимаются коррекцией негативных проявлений у детей и подростков. Родителям не нужно пренебрегать помощью профессионалов.

Вовремя замещенное и скорректированное социальное отклонения от общепринятых норм у ребенка поможет избежать серьезных последствий. Развитие девиантного образа жизни приведет к отторжению социумом подобной личности.

Автор:    

К записи "Профилактика социальных отклонений у детей школьного возраста" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)