Очень часто дети оказываются жертвами некомпетентности взрослых. Забота об обеспечении ребенку нормальных условий жизни, достойного воспитания, должного умственного и физического развития лежит на плечах родителей и педагогов.
Случается так, что ребенок, особенно в подростковом возрасте под действием юношеского максимализма и бунтарского духа, ступает на ложный путь. По данным статистики за 2013 год рост преступлений, совершаемых несовершеннолетними, только в Москве увеличился на 4,1%. Среди преступлений совершаемых детьми, числятся кражи, грабежи и даже разбой. Как же огородить ребенка от совершения преступных действий?
Профилактика преступности несовершеннолетних в рамках семьи заключается в принятии следующих мер:
·общение с детьми, за счет которого должна реализовываться передача ребенку полезной информации. Необходимо направлять ребенка, порой определенными указаниями либо прибегая к притчам, сказкам, рассказам. Не стоит лишний раз упрекать детей, злоупотреблять замечаниями. При этом важно уметь правильно подобрать подходящий момент, ведь одна и та же информация в зависимости от настроения ребенка может восприниматься по-разному;
·важным аспектом в профилактике преступности несовершеннолетних является обеспечение занятости ребенка, организация его свободного времени;
·конечно, не стоит забывать про то, что ребенок стремится к подражанию взрослым, потому родители должны быть для него примером.
Именно семья закладывает в ребенке основы нравственности, воспитания и она может уберечь его от тяги к преступной деятельности. Родители ни в коем случае не должны забывать о том, что их отношение к жизни отражается в их детях. Если ребенок видит стремление родителей к высоким нравственным и духовным ценностям, самосовершенствованию, развитию он неосознанно впитывает это. Даже тайные мысли родителей способны отразиться в детях.
Любовь – это самое главное, что семья может дать ребенку. Дети, выросшие в любви и уважении к их, пусть еще и маленькой, но личности, с меньшей вероятностью пойдут на преступление. Любовь не отрицает требовательности по отношению к ребенку. Это не потакание любым капризам детей, но и не жестокое обращение с ними. Стоит понимать, что ребенок — это личность и то, каким он будет в дальнейшем, зависит именно от проявления к нему родительской любви.
Семейная педагогика подразумевает непрерывное изучение формирующейся личности ребенка. Очень важно вовремя заметить проявление пагубных привычек, черт характера, отрицательных поступков. Ребенок, подобно глине в руках мастера, может стать удивительным творением, либо просто кучей грязи. Все зависит от мастера, а в данном случае от семьи.
Своевременно замеченные отклонения развития ребенка в нравственном плане гораздо успешнее поддаются корректировке. Основной упор в воспитании необходимо делать на развитие положительных качеств, будь то желание играть на гитаре или заниматься спортом. Порой формирование в ребенке положительных наклонностей занимает достаточно длительный промежуток времени. Это зачастую пугает родителей и педагогов. Однако, столкнувшись с трудностями в воспитании, ни в коем случае не стоит опускать руки и пускать все на самотек. Забота о развитии гармоничной, нравственной личности – тяжелый совместный труд родителей, педагогов, врачей и в некоторых случаях представителей правоохранительных органов.
Профилактика преступности несовершеннолетних на уровне государства заключается в оказании поддержки семье, как основной ячейки общества. К подобным мерам по укреплению семьи и воспрепятствованию ее развалу относятся:
·поддержка молодых семей материального характера, обеспечение наличия доступного жилья и поддержка жилищного строительства;
·помощь родителям со стороны педагогов;
·контроль над семейными отношениями, своевременная коррекция и принятие мер воздействия на семью, как государственных, так и общественных, в некоторых случаях даже лишение родительских прав;
·обеспечение компенсации возможных дефектов воспитания ребенка в семье за счет общественных заведений педагогической направленности.
Семья должна быть основой системы воздействия на преступность. Потенциал подобного направления в антикриминальной политике государства, несомненно, огромен.
Еще одной мерой профилактики детской преступности является наличие государственных программ социальной направленности, таких как «Дети России», «Профилактика безнадзорности и правонарушений детей», а так же обеспечение достаточного финансирования подобных социальных проектов.
Кроме того, стоит обратить внимание на развития системы органов, обеспечивающих профилактику преступности несовершеннолетних. К подобным учреждениям относятся комиссии по делам несовершеннолетних, участковые инспекторы, комитеты по делам молодежи, спецподразделения органов внутренних дел, занимающиеся профилактикой роста преступности среди детей. В основе поддержки данной системы лежит ее достаточное финансирование и особое внимание к подбору кадров и методик.
Еще одним аспектом профилактики детской криминализации является обеспечение занятости ребенка за счет формирования и роста сферы досуга, а так же развитие у детей интереса к физической культуре и занятиям спортом.
Важно проводить с детьми занятия, нацеленные на воспитание правовой грамотности и военно-патриотического характера. Особое внимание стоит уделить подготовке кадров в педагогических вузах. Учителя должны обладать высокой квалификацией и быть компетентными в своей работе, обеспечивать коррекцию дефектов семейного воспитания, а так же активно сотрудничать с родителями.
Так же необходимо обеспечить наличие в учебных заведениях кабинета психолога и соцпедагога. Заведения, направленные на воспитание и образование детей, должны тесно сотрудничать с семьями учащихся, а так же с правоохранительными органами, занимающимися профилактикой преступности несовершеннолетних.
Кроме мер воспитательного характера существует необходимость развития органов юстиции ювенального плана, чья специализация заключается в расследовании и последующем судебном разбирательстве правонарушений и преступлений, совершаемых детьми.
Еще одной мерой профилактики преступности несовершеннолетних является обеспечение школ квалифицированными кадрами, чья профессиональная деятельность направлена на профилактику детской преступности. Ими могут быть как психологи, так и социальные работники, завучи по правовому воспитанию.
Система мер наказания за совершение ребенком преступления или правонарушения должна предусматривать такие виды ответственности, которые, несмотря на отсутствие ограничения свободы, являлись все же достаточно эффективными в плане предупреждения будущего рецидива.
Так же стоит обратить особое внимание на принятие мер по профилактике наркомании и алкоголизма, как среди взрослого населения, так и среди подростков. В процессе обучения часто проводятся подобные беседы, однако учителя, так же как и родители, должны быть примером для своих учеников.
Рост уровня и дальнейшего применения исследований в области педагогики, разработка индивидуального для каждого ребенка прогноза уровня склонности к преступному поведению, развитие системы специальных школ для трудных детей так же являются мерами профилактики детской преступности.
Перечисленные меры профилактики преступности несовершеннолетних эффективны настолько, насколько воплощаемы в жизнь. Зачастую ребенок, ступивший на криминальную дорожку, до этого момента сталкивается с рядом трудностей, будь то неблагополучная семья, либо внутренние комплексы, проявление вовремя не замеченных и, следовательно, не подверженных корректировке отрицательных качеств личности. Семья, как колыбель нравственности человека, несет огромную ответственность за ту личность, которую она в дальнейшем отпускает в свободное плавание. Однако не стоит забывать и о роли учителей и воспитателей в воспитательном процессе. Не смотря на свой, уже казалось бы разумный возраст, ребенок и в школе все еще впитывает все подобно губке.
Особое внимание стоит обратить на проведение профилактических бесед и занятий, начиная с начальной школы. Процесс обучения должен быть тесно связан с воспитательным и, конечно же, оставаться непрерывным.
К сожалению, в наших школах больший уклон идет в пользу подготовки учеников к успешной сдаче предстоящих экзаменов. В связи с этим большая часть финансирования направлена на повышение квалификации педагогов, преподающих основные предметы, такие как русский язык, математика, литература. Сфера же социального воспитания остается на низком уровне за счет подобного распределения школьного бюджета.
Так же отдельное слово стоит сказать об обеспечении безопасности учебных заведений. Часто на роль охранника в школу берут неквалифицированные кадры, которые не удостаивают свой пост достаточной бдительностью. Кроме того, порой они могут служить еще и отрицательным примером для подростков, а ведь именно в юношеском возрасте наиболее ярко проявляются черты формирующейся личности.
Заинтересовать ребенка, привить ему положительные качества и активно развивать их, при этом совершая коррекцию проявлений преступных направленностей в характере – основная задача родителей и педагогов.
К записи "Профилактика преступности несовершеннолетних: основные меры и программы" оставлено 0 коммент.