Главная » Школа » Проблема дезадаптации к школе у ребенка и методы ее решения
31
Jul

Проблема дезадаптации к школе у ребенка и методы ее решения

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

При поступлении ребенка в школу качественно меняется социальная среда, в которой он находился. Новые условия приводят к изменению обычного образа жизни ребенка, и в результате возникает адаптация к социуму.

Дезадаптация к школе – это процесс, который включает в себя целый комплекс определенных признаков, свидетельствующий о несоответствии социального, психологического и физиологического статуса ребенка с требованиями, которые предъявляет школа. В результате может возникнуть нежелание учиться, снижение природных задатков, неадекватное общение и поведение в классе. Данный процесс включает в себя основные две составляющие — это неврологический аспект и социально-психологический.

Неврологические аспекты характеризуются неготовностью центральной нервной системы к принятию методов обучения. Как правило, у таких детей выявляется нарушение нервной системы, которое могло возникнуть в результате беременности или при родах, черепно-мозговых травм, инфекций нервной системы, частых головных болей. Проявляется это в гиперактивности, плохом развитии моторики, что существенно снижает обучение в школе.

Социально-психологические аспекты сопровождаются скрытностью, стеснительностью и замкнутостью ребенка. Дезадаптация к школе в этом случае может появиться от чрезмерных нагрузок в школе, большого объема новой информации, избыточного посещения различных секций и кружков.

Основные признаки проявления дезадаптации.

— Агрессия ко всему, будь это одноклассники или просто знакомый.

— Сильная подвижность.

— Постоянное чувство неуверенности в себе.

— Проявление к упрямству.

— Фантазии.

— Страхи, обычно не оправданные.

— Лживость.

— Конфликтность.

— Скрытность, угрюмость, постоянный уход в себя.

— Завышенная самооценка. — Разговор с самим собой. Сосание пальца, энурез, обгрызание ногтей, запоры или поносы, дрожание пальцев рук.

— Уровень развития не соответствует возрасту.

На основании данных признаков можно выявить следующие синдромы школьной дезадаптации.

— неврозоподобный;

— астенический синдром;

— синдром гиперактивности с дефицитом внимания.

Дезадаптация к школе возникает в силу разных причин. Так, ее могут породить:

— Не правильная подготовка к школе, которая приводит к социальной запущенности ребенка. Может возникнуть при самостоятельной подготовке родителями, которые предъявляют нереальные требования к ребенку, приводящие к нежеланию обучаться. Поэтому для подготовки к школе лучше посещать занятия, которые проводит специалист или учитель начальных классов.

— Слабость ребенка, в частности соматическая. Возникает из-за наличия хронических заболеваний.

— Нарушение развития познавательных и психомоторных функций. Выражается в слабой памяти, невнимательности, не усидчивости, не скоординированные движения.

— Нарушения двигательной активности (гиперактивность или гипоактивность) .

-Эмоциональные расстройства, появившиеся при воспитании в неблагополучной семье.

Если синдром школьной дезадаптации установлен и выявлены основные причины, которые привели к его проявлению, необходимо начать соответствующее лечение. Лечение должно быть комплексным, то есть следует сочетать методы психокоррекции с медикаментозными. Лекарственные препараты должны назначаться врачом-неврологом. Обычно это препараты, направленные на общий успокоительный эффект, на улучшение познавательных процессов, витаминотерапия. Лекарственные препараты должны назначаться строго индивидуально для каждого ребенка. Психокоррекционные методы проводит логопед, педагог-дефектолог, применяя специальные методики и упражнения.

Методы работы с родителями дезадаптированных детей.

— Общение с родителями должно быть один на один. Беседы следует проводить не только с родителями, но и другими членами семьи, с которыми ребенок часто общается. — Постоянная корректировка и правильное направление родителей при выполнении коррекции данного синдрома.

— Необходимо интересоваться, чего достиг ребенок и систематически сообщать родителям успехи и недочеты их чада. Главное при этом, чтобы положительных моментов сообщалось больше.

— Проведение психологических тренингов.

Самое главное создать такую атмосферу, в которой родитель будет чувствовать поддержку и знать, что он не один. Если что-то исправить не получается, лучше переадресовать родителя к психологу.

Как помочь ребенку, если у него проявилась дезадаптация к школе? Самым главным моментом в коррекционной работе является полное слияние со школьником. Нужно установить такой контакт, который позволить прочувствовать его всеми фибрами души.

Определенные приемы и методы помогут и педагогу, и ребенку установить определенную связь, которая поможет в решении проблемы.

Со стороны школьного учителя должны применяться следующие приемы. Присутствие игрового момента на уроках. Данный прием помогает раскрыться абсолютно всем детям. Можно использовать различные картинки, пальчиковые куклы, игрушки, задания в прописях. Во время нахождения в группе продленного дня необходимо как можно больше включать подвижные игры с групповым участием на улице или в спортивном зале.

Очень хороший эффект дают музыкальные занятия. Сейчас каждая школа оборудована интерактивными досками, с ее помощью можно развивать музыкальный слух и навыки, предварительно загрузив различные игры музыкальной направленности. Можно проводить обучение игры на музыкальном инструменте, если таковой имеется.

Игровая терапия, которая проводится психологом. Смысл ее заключается в том, что ребенок сам выбирает игрушки и в них играет, строя свою игру. Если возникает конфликт между детьми, психолог вмешивается, указывая на то, что произошло. В данном случае нельзя упрекать ребенка в том, что он неправ.

Меры профилактики дезадаптации к школе

. — В связи с увеличением объема информации нужно порционно его распределять, чтобы не было перегрузки нервной системы.

— Родителям стоит совместно с ребенком выполнять домашнее задания. В этот момент объяснять ход действий, хвалить и оказывать помощь в возникающем вопросе. Нельзя заставлять многократно переписывать упражнение.

— Придя в школу у ребенка, резко уменьшается двигательная активность. Основная задача родителей осуществлять контроль и обеспечить увеличение двигательных упражнений. Например, делать зарядку утром и вечером, увеличить время прогулок.

— Строго соблюдать режим дня. Необходимо увеличение часов сна, для полного восстановления физической и умственной способности.

Выводы.

· В одном человеке может сочетаться несколько видов и подвидов дезадаптации. Они, переплетаясь между собой, создают различные варианты, тем самым ослабляя, или уничтожая друг друга. Нет ни одного человека в мире, у которого не присутствовало хотя бы одного признака дезадаптации.

· В настоящее время существует огромное количество методов и способов по обнаружению и устранению дезадаптации.

· Существующую проблему нужно решать на корню. Если не оказать специализирующую помощь, человеку с признаками дезадаптации будет очень сложно жить в современном обществе.

Для предотвращения любого проявления дезадаптации необходимо проводить четкую работу по ее профилактике. Если все-таки проблема дала о себе знать, необходимо сразу же, не откладывая, обратиться к специалистам.

Автор:    

К записи "Проблема дезадаптации к школе у ребенка и методы ее решения" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)