Под проблемным обучением понимается технология развития творческих способностей у школьников, умения нестандартно мыслить и находить самостоятельно пути решения поставленных задач. Метод успешно применяется на уроках в школе.
Основателем методики проблемного обучения стал философ и педагог из Америки Дьюи. Он сформулировал основные тезисы, на которых и по сей день базируется его теория. Основными алгоритмическими моментами теории являются: формулирование и принятие проблемы, ее характеристики (определение) , поиск возможных решений поставленных задач, обсуждение и выявление правильного решения, апробирование варианта ответа на практике и наблюдение за получающимся результатом.
Применение технологии проблемного обучения на уроках возможно по большинству предметов школьной программы средней школы. Основная роль в организации урока по методу проблемного обучения возлагается на учителя. Но преподаватель выполняет лишь организационную функцию. Он создает проблемное поле на основе программного материала, помогает учащимся сформулировать основные тезисы и задачи. Решение учащиеся ищут самостоятельно, учитель лишь контролирует процесс и участвует в обсуждении выводов.
Дети же учатся самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы и проверять правильность полученных результатов. У школьников развивается логическое мышление, навыки творческого подхода к решению проблемных ситуаций, умение анализировать, предлагать варианты, сравнивать, использовать научные методы анализа. На основе проблемного обучения возникли теории, активно используемые в современном менеджменте, например, способ принятия решения методом «мозгового штурма», когда выдвигаются пути решения проблемы и во время их всеобщего обсуждения находится верное решение.
На школьном уроке проблемная ситуация создается во время освоения нового учебного материала. Для того, чтобы дети активно включились в процесс, разрешение ситуации должно быть крайне важным и жизненно необходимым для них. Поиску ответов на возникшие вопросы можно посветить целый урок, который будет построен в форме диалога или размышления.
Если, например, речь идет об уроке литературы, то проблемное обучение ставит целью поиск нравственных аспектов на которых писатель построил свое произведение. Тут детям понадобится умение сравнивать, оценивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи и прочие умения активно мыслить, а не просто бездумно заучивать выданный учителем материал.
Признаками проблемы в учебном процессе можно назвать наличие неизвестной составляющей, нахождение которой приведет к получению новых знаний, и запас уже имеющихся познаний по предмету, который поможет найти верное решение. Отсутствие достаточного количества знаний у школьников приведет к невозможности выдвижения своих гипотез о решении задачи.
Получив проблемное поле дети испытывают интеллектуальное затруднение и потребность находить пути выхода из них. Для этого учитель ставит творческие задачи — ситуация, на основе которой ученики строят новые алгоритмы нахождения ответов на волнующие их вопросы.
Уроки, построенные по методу проблемного обучения, должны соответствовать возрастной категории, детей и их умственным способностям, умело сочетать научность и доступность материала, а также его последовательное изложение. Школьникам, как правило, нравится участвовать в процессе поиска истины.
Занятие может быть построено на основе изложения материала с содержанием проблемы, или только обозначении начальной ее стадии, на исследовании или на беседе эвристического характера. Все зависит от целей, которые преследует учитель.
В проблемном поле находятся новые знания и пополняется кругозор. В школах, где уроки построены по технологии проблемного обучения учатся рассуждению, свободно высказывают свое мнение и умеют его мотивировать.
К записи "Применение технологии проблемного обучения на уроках: советы учителю" оставлено 0 коммент.