Главная » Школа » Причины синдрома дефицита внимания и его основные признаки
26
Sep

Причины синдрома дефицита внимания и его основные признаки

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Warning: chmod(): Operation not permitted in /home/veselajashkola/veselajashkola.ru/wp-includes/class-wp-image-editor-gd.php on line 447

Воспитание детей требует постоянного внимания и полной ответственности. Среди всех заболеваний, присущих детям, не последнее место занимает синдром дефицита внимания, с которым сталкивается большинство детей.

К сожалению, существует ряд заболеваний, которые носят врожденный характер и трудно, а порой и вовсе не поддаются лечению. Одним из таких заболеваний принято считать синдром дефицита внимания у детей. Данное заболевание характеризуется неврологическо-поведенческим расстройством развития и затрагивает преимущественно детей.

Как показывает медицинская практика, синдромом дефицита внимания страдает около 10% детей школьного возраста. Наиболее часто им страдают мальчики. Болезнь может проявиться уже в возрасте 4-х лет и остаться неизменной до 7-ми лет. Крайне важно знать и распознавать симптомы заболевания, чтобы вовремя обратиться к специалисту с целью постановки диагноза и выбора оптимального лечения.

Причины синдрома дефицита внимания носят многообразный характер и могут быть как врожденными, так и приобретенными. Говоря о врожденных причинах, имеется в виду генетическая предрасположенность, которая проявляется при воздействии неблагоприятных для развития ребенка условиях. Именно 80% данного заболевания обусловлены генетическим фактором. Что же касается приобретенных причин, то они имеют место еще в тот момент, когда ребенок находится в утробе матери. Речь идет: об общем ухудшении экологической ситуации; о перенесенных инфекционных заболеваниях матери во время беременности; об иммунологической несовместимости (по резус-фактору) ; об угрозе выкидыша; о хронических заболеваниях матери; о преждевременных, скоротечных или затяжных родах, стимуляции родовой деятельности, отравлении наркозом, кесаревом сечении; о родовых осложнениях (например, неправильное предлежание плода, обвитие его пуповиной) , которые впоследствии становятся причинами травм позвоночника плода, асфиксии, внутренних мозговых кровоизлияний; о любых заболеваниях младенца с высокой температурой и приёмом сильнодействующих лекарств; об астме, пневмонии, сердечной недостаточности, диабете, заболеваниях почек, которые ведут к нарушении нормальной работу мозга.

Как же проявляется дефицит внимания у детей? Симптомы заболевания носят ярко-выраженный характер и порой привлекают внимание взрослых. Поэтому не заметить развитие синдрома дефицита внимания у малыша практически невозможно. Однако симптомы настолько разнообразны, что в некоторых случаях их приписывают к капризам малыша, в результате чего многие родители выбирают ошибочный метод лечения, полагая, что поведение ребенка связано с его развитием и детским капризом. В тех случаях, когда симптомы заболевания со временем регрессируют, малыш начинает вести себя спокойно. В противном же случае он адаптируется к симптомам и вступает с ним во взрослую жизнь. Порой адаптация не есть выход из положения, поскольку даже во взрослой жизни болезнь временам проявляется, что отражается на качестве жизни человека. Поэтому синдром дефицита внимания, впрочем, как и все болезни в начале их развития, требует своевременной диагностики и эффективного лечения.

Таким образом, симптомы синдрома дефицита внимания характеризуются: депрессией, импульсивностью, чрезмерной активностью (гиперактивностью) , трудностью во взаимодействии с окружающими, постоянным беспокойством, дезорганизованностью, трудностями и препятствиями в обучении, неустойчивостью к жизненным трудностям, стремлением действовать «назло» и наперекор советам, периодическими вспышками гнева. Из всех перечисленных симптомов ярко-выраженными являются: импульсивность, гиперактивность и невнимательность у ребенка.

Импульсивность выражается тем, что ребенок проявляет недостаток контроля поведения в ответ на определенные требования. Практика показывает, что такие дети достаточно быстро реагируют на ситуации и не дожидаются указаний и инструкций, которые позволяют выполнять задание, а также неадекватно оценивают требования выданных заданий. Такие дети отличаются небрежностью, невнимательностью, беспечностью и легкомысленностью в плане импульсивности. Очень часто это приводит к невозможности рассмотреть действительно негативные, опасные для жизни, вредные или разрушительные последствия, связанные с конкретными поступками либо определенной ситуацией. Чтобы показать такие свои качества, как: отвагу, смелость, капризы, особенно перед своим сверстниками, такие дети готовы подвергнуть себя необоснованному риску и необъяснимым поступкам, что приводит к травмам и тяжелым последствиям.

Гиперактивность выражается такими проявлениями и поступками ребенка, которые вызывают у родителей чувство беспокойства, а у окружающих — недоумение. Гиперактивные дети очень часто осуществляют беспокойные движения, наблюдаемые в кистях и стопах преимущественно. Не могут спокойно сидеть, обязательно должны крутиться и вертеться. Учителя могут предъявлять жалобы по поводу того, что ребенок во время уроков часто встает и оставляет класс, ничего не сказав и не спросив разрешения. То же самое может произойти и в любой другой ситуации, когда от ребенка требуется не оставлять свое место. Не исключено, что такие дети могут проявить бесцельную двигательную активность, например, бегать, крутиться, пытаться залезть куда-то залезть, причем именно в таких общественных местах и при таких ситуациях, когда это неприемлемо. Кроме того, у гиперактивных детей наблюдается нетерпение, они не могут спокойно сидеть или заниматься чем-то, они находятся в постоянном активном движении, много говорят, громко и бесперебойно.

Что касается невнимательности, то данный симптом характеризуется неспособностью удерживать внимание на деталях, особенно, на мелочах. Такие дети, по причине небрежности и легкомыслия, часто допускают ошибки при выполнении школьных заданий, любой работе или других видах деятельности. При этом ребенку с трудом удается сохранить внимание, играя или выполнения заданий. Создается впечатление, что ребенок не слушает, о чем ему говорят. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращенную к нему речь, оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых ему инструкций и справиться с заданиями. Может испытывать сложности в организации либо самостоятельном выполнении заданий и других видов деятельности. Именно по этой причине порой старается избегать вовлечения в выполнение заданий, требующие длительного сохранения умственного напряжения. Порой такая невнимательность приводит к тому, что ребенок часто теряет или лишается вещей, необходимые для школы и дома (речь идет об игрушках, школьных принадлежностях, карандашах, книгах, рабочих инструментах) . Наблюдается легкое отвлечение на посторонние вещи и стимулы, проявляется чрезмерная забывчивость в повседневной ситуации.

Дефицит внимания, симптомы которого были перечислены выше, требуют обязательного медицинского вмешательства, то есть грамотного лечения. Перед назначением каких-либо препаратов, врач проводит тщательную диагностику, чтобы убедиться в том, что ребенок действительно страдает синдромом дефицита внимания. Это необходимо для того, чтобы исключить все другие заболевания, которые по своей симптоматике очень схожи с рассматриваемым. В противном случае, лечение не даст положительных результатов. Говоря о диагностике, следует учесть, что она носит комплексный и многосторонний характер, поэтому родители должны быть к этому готовы.

После того, как врач поставит диагноз и скажет, что у ребенка действительно наблюдается синдром дефицита внимания, приступают к самому процесса лечения. В случае, если ребенок чересчур гиперактивен, может понадобиться помощь детского психолога, который вместе с лечащим врачом попытаются вывести паиента из подобного состояния. Такой подход потребует много времени, поскольку бороться с симптомами и проявлениями заболевания достаточно сложно. Потребуется терпение не только малыша и родителей, но и самих врачей. В случае же, если ребенок не слишком гиперактивен, возможно, что услуги детского психолога не понадобятся.

Лечить синдром дефицита внимания удается и с помощью медикаментозной терапии. Как правило, положительный результат наблюдается при использовании психостимулирующих препаратов и средств. Наиболее эффективными считаются следующие препараты: «Мезокарб» в сочетании с «Тиоридазином» и «Перициазином», а также «Аминолан», «Пантогам», «Фенибут», «Пиридитол» и прочие.

Говоря о лечении, не следует забывать о том, что занятие самолечением не только не уместно, но и чревато последствиями. Дефицит внимания у детей — достаточно серьезное заболевание, требующее участие грамотного специалиста, а не советов бабушек, знакомых, коллег по работе и родственников. Не нужно забывать о том, что речь идет о будущем ребенка, становлении его, как личности. Прием сильных психотропных лекарственных препаратов может понести за собой различные отклонения, поскольку они действуют на нервную и центральную системы. Именно поэтому не стоит проявлять инициативу, полагая, что врачи только усугубляют ситуацию, не пытаясь войти в ситуацию родителей и, тем более, ребенка. Кроме того, следует учитывать сочетание и совместимость некоторых препаратов. Не имея достаточной информации об активных компонентах и их действии, родители сами подбирают комплекс препаратов, тем самым нанося своему ребенку еще больший вред. В результате они обращаются к врачу только тогда, когда ситуация приобретает критический оборот.

Как и любое другое заболевание, дефицит внимания у детей требует своевременной диагностики и лечения. Вовремя начатое лечение дает не только быстрый результат, но и возможность легко справиться с причинами и симптомами заболевания. В то время, как запущенная форма всегда несет за собой последствия, как связанные с самочувствием больного, так и финансовые. Родители должны помнить, что если оказавшись в какой-либо ситуации, взрослые сами в состоянии помочь себе, то в случае с ребенком вся помощь возлагается именно на взрослых. Ребенок, к сожалению, еще не понимает всей важности событий, поэтому и нуждается в помощи своих родителей. Поэтому, если родители замечают за поведением своего ребенка какие-либо не специфичные ему действия, следует немедленно обратиться к специалисту. Кроме того, сигналом могут послужить жалобы и замечания окружающих, например, воспитателя, классного руководителя, соседей, сверстников, родственников и всех тех, с кем ребенок имеет прямое отношение, и у которых может вызвать чувство беспокойства и тревоги.

Кроме того, следует иметь в виду, что родители должны принимать активное участие в лечении ребенка. Ведь кому, как не родителям, ребенок доверяется больше всего, именно они вызывают у него доверие, являются помощником во всех вопросах. Поэтому, если у ребенка проявляется дефицит внимания, то есть он чересчур активен, невнимателен и импульсивен, не стоит из-за этого его ругать или подвергать террору. Наоборот, родители должны всячески проявлять тепло и заботу, чтобы ребенок почувствовал помощь с их стороны, чтобы можно было легко выйти из сложившейся ситуации, которая, пожалуй, носит критический для ребенка характер. Не стоит упрекать ребенка в том, что он не такой, как все другие дети, что он отличается от них и по поведению, и по характеру. Это ранит малыша и еще больше усугубляет ситуацию. Помимо симптомов дефицита внимания могут появиться и другие, например, злость, обида, замкнутость в себе, недоверие к окружающим, в том числе и к домашним.

И, наконец, говоря о лечении рассматриваемого заболевания, особое внимание следует уделять отдыху ребенка. Гиперактивные дети должны находиться в спокойной атмосфере. Это обозначает, что дома не должно быть никаких семейных ссор, скандалов, выяснений отношений как между родителями, так и детьми. Такие дети должны проводить меньше времени за просмотром телевизора, компьютерными играми. Наоборот, следует почаще бывать на свежем воздухе, устраивать интересные игры с его участием, водить его на море, за город, пешие прогулки.

Синдром дефицит внимания у детей — распространенное заболевание, требующее грамотного подхода и обязательного медицинского вмешательства, а также непосредственного внимания и участия родителей.

Автор:    

К записи "Причины синдрома дефицита внимания и его основные признаки" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)