Сегодня часто можно встретить явление, получившее у психологов название «школьная дезадаптациия», то есть совокупность определенных признаков, которые показывают несоответствие состояния ребенка условиям школьного обучения.
Школьное образование является длинным и определяющим этапом жизни каждого из нас, ведь именно на этом этапе формируется как физическое, как и психологическое здоровье человека.
Под психологическим здоровьем имеется в виду состояние человека, которое характеризует процесс и результат нормального развития индивидума в пределах его жизни. Сюда входят такие компоненты, как:
— психическое развитие ребенка;
— компоненты жизнедеятельности;
— адекватное социальное поведение;
— умение принимать решения и нести за них ответственность;
— умение прислушиваться и понимать себя и других.
Особую позицию в адаптации занимают переломные, кризисные моменты в жизни человека, приводящие к резким изменениям его социального развития. Наиболее ярким примером, показывающим подобный переломный момент, является начало обучения ребенка в школе, а также усвоение требований, которые устанавливает новая среда. Профилактика школьной дезадаптации представляет собой междисциплинарную область взаимодействия, то есть требует внимания целого ряда специалистов, которые работают в образовательных учреждениях.
Из этого можно сделать вывод, что для достижения результата необходимо принять равнозначность ролей и ответственности различных специалистов, акцентируя роль каждого из них в конкретном случае и для конкретного ребенка. Только при соблюдении этих условий возможна эффективная профилактика развивающейся дезадаптации. Наиболее большая вероятность развития школьной дезадаптации возможна в период начального обучения. В связи с этим существует ряд мероприятий, направленных на предупреждение этого явления в процессе обучения. Сюда входят:
Психологическое и педагогическое сопровождение обучающихся, включающее три связанных друг с другом компонента: изучение личности учащегося, создание благоприятных педагогических и социальных условий для ее развития и непосредственная психолого-педагогическая помощь обучающимся.
Диагностирование возможных нарушений;
Создание в учебном заведении педагогической среды, учитывающей особенности детей, склонных к дезадаптации;
Внедрение инновационных технологий, таких как информационно-коммуникационная технология, здоровье сберегающая технология, проектно-исследовательская деятельность, коррекционно-развивающее обучение.
Причины школьной дезадаптации могут носить объективный и субъективный характер. К причинам, имеющим объективный характер, относятся: неправильная организация учебного процесса; неправильно поставленное отношение учителя к ученику.
К причинам, носящий субъективный характер, можно отнести: неспособность приспособиться к новому ритму школьной жизни; несформированность навыков учебной деятельности; неправильная организация режима дня ребенка; физические и психофизиологические особенности развития; недостаточный уровень мотивации к обучению.
С физиологической точки зрения дезадаптация проявляется в снижении работоспособности, повышенной утомляемости, расторможенности (неконтролируемом двигательном беспокойстве) или заторможенности, импульсивности, нарушении аппетита и сна, заикании, головных болях и болях в животе и дрожании пальцев рук.
Если говорить о социально-психологическом и познавательном уровне, то здесь можно выделить негативное отношение непосредственно к школе, одноклассникам и учителям, неуспеваемость в учебе, агрессивность, учебную пассивность, частую смену настроения, тревожность, неуверенность в себе, чрезмерную импульсивность и обидчивость.
Исходя из структуры психики, проявления школьной дезадаптации могут быть разделены на следующие компоненты:
Когнитивный компонент, который проявляется в неуспеваемости ребенка по программе обучения, соответствующей его возрасту и способностям.
Эмоциональный компонент, который проявляется в нарушении непосредственно отношения к процессу обучения, к одноклассникам и учителям.
Поведенческий компонент, который проявляется в девиантном поведении, вандализме в стенах школы, пренебрежении школьными правилами, антидисциплинарном поведении.
Стоит отметить, что вышеописанные симптомы могут проявляться и у абсолютно здоровых детей, как впрочем и сочетаться с рядом нервно-психическими заболеваниями. При этом, нарушения учебной деятельности, связанные с задержкой психического развития, глубокими нервными и психическими расстройствами, расстройствами органов чувств и физическими дефектами, никак не связаны со школьной дезадаптацией.
Наиболее распространенным методом изучения школьной дезадаптации является наблюдение. Использование данного метода должно отвечать следующим требованиям: четко поставленная цель; разработанная схема наблюдения; систематичность наблюдения; объективность наблюдения.
Данным методом можно выделить раздражительных, малоподвижных, расторможенных, эмоционально неустойчивых, возбудимых, социально смелых, застенчивых, робких детей.
При более длительных наблюдениях результаты могут быть оценены по следующим шкалам:
Учебная активность:
0 – учебная активность полностью отсутствует;
1 – на уроке пассивен, часто даёт неправильные ответы;
2 – часто переключает внимание на посторонние вещи, не слышит вопроса;
3 – нечасто поднимает руку, при этом отвечая верно;
4 – на уроке работает, чередуются верные и неверные ответы;
5 – инициативно работает на уроке, постоянно поднимает руку, отвечает грамотно.
Усвоение программных материалов:
0 – плохое усвоение материалов, грубые ошибки в большом количестве;
1 – частые ошибки, небрежность в выполнении заданий, большое количество исправлений;
2 – некачественное усвоение материалов по определенному предметов;
3 – нетвердая успеваемость, перепады верных и неверных ответов;
4 – отдельные ошибки;
5 – правильное и безупречное выполнение учебных заданий.
Поведение на уроке:
0 – превалируют игровые интересы, на уроке часто занимается посторонними делами;
1 – выполняет запросы частично, отвлекается, разговаривает;
2 – на уроке скован, напряжён, отвечает мало;
3 – нередко разговаривает с соседями, не собран;
4 – следует требованиям учителя, отвлекается периодически;
5 – ответственное выполнение всех учебных требований, дисциплинированность.
Поведение на перемене:
0 – многократно нарушает принципы поведения, установленные в школе;
1 – пассивен, старается избегать других;
2 – не может определить себе место среди других, перебирается из одной группы одноклассников в другую;
3 – активность ребёнка сводится к односложным занятиями: выполнение заданий, вытирание доски, уборка класса;
4 – малая активность, ребенок предпочитает занятия в классе с каким-либо одним конкретным товарищем;
5 – повышенная игровая активность, всегда принимает участие в играх.
Взаимоотношения с одноклассниками:
0 – проявляет негативное отношение к другим детям;
1 – замкнут, ведет себя изолированно от других;
2 – старается находиться рядом с одноклассниками, но не вступая с ними в контакт;
3 – сфера общения ребенка ограничена, общается лишь с некоторыми из класса;
4 – мало инициативен, но с легкостью идет на контакт, если к нему обращаются;
5 – общителен, свободно контактирует с детьми.
Отношение к учителю:
0 – общение с учителем доводит до негативных эмоций, ребенок плачет при всяком замечании;
1 – сторонится контакта с учителем, при общении с ним замыкается, плачет;
2 – осуществляет требования педагога для галочки, стараясь быть незамеченным;
3 – старательно осуществляет все запросы учителя, однако за помощью периодически обращается к одноклассникам;
4 – ценит хорошее представление учителя о себе, старается закрепить его
5 – проявляет к учителю дружелюбие, постоянно с ним общается.
Эмоции:
0 – агрессия;
1 – депрессивное настроение;
2 – преобладают негативные эмоции
3 – циклически проявляется ухудшение настроения;
4 – эмоциональное состояние уравновешенное;
5 – часто хорошее настроение, ребенок улыбается.
Подводя итог, необходимо отметить, что современная педагогика должна учитывать состояние психологического здоровья обучающихся при разработке новых образовательных технологий.
К записи "Причины школьной дезадаптации и профилактика ее проявлений" оставлено 0 коммент.