Главная » Школа » Преподавание ИЗО: что должна включать в себя программа по изобразительному искусству в начальной школе?
07
Oct

Преподавание ИЗО: что должна включать в себя программа по изобразительному искусству в начальной школе?

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

А между тем этот прекрасный предмет оказывает гораздо более серьезное воздействие на формирование сознания ребенка, чем это может показаться на первый взгляд, ведь именно изобразительное искусство воспитывает в любом человеке чувство прекрасного и прививает ему любовь к чему-то по-настоящему высокому и утонченному.

Программа по ИЗО, так же как и по всем остальным предметам, совсем не стоит на месте и постоянно меняется, а вместе с этими процессами неизбежно возникают и применяются все новые требования и общепринятые стандарты. На сегодняшний день, например, программа по изобразительному искусству значительно усложнилась, но речь идет о прекрасных переменах, ведь Министерство Науки и Образования выпустило новые методические пособия (брошюры в мягком переплете со специальной голограммой на обложке), которые не только подробно разъясняют все основные техники рисования, но и знакомят детей с творчеством известных живописцев практически всех времен и народов.

Как правило, они представляют собой пошаговую инструкцию о том, как пользоваться художественным инвентарем и выполнять все основные жанры в изобразительном искусстве (пейзаж, портрет, натюрморт и пр.). Возможно кто-то удивится, но даже скептически настроенные ученики, которые прекрасно осведомлены о собственных более, чем скромных талантах и способностях, приятно удивляются тому, насколько легче рисовать по данным методам. Порой человек, который вообще не умел ничего отображать на бумаге, очень сильно увлекается живописью или рисунком, действуя согласно данным инструкциям.

Просто каждый должен найти свое, то есть ту технику или жанр, в которой ему действительно удобно творить, а обычно никто в средних школах этим самым поиском раньше не занимался и все делали что-то абсолютно одинаковое, которое для одних являлось чем-то совершенно легким, а для других — практически невыполнимым. А между тем, творчество и уж тем более такое, как изобразительное искусство настолько разнообразно, что если действительно захотеть, то каждый может как-то проявить себя в нем. Взять хотя бы таких известных на весь мир художников, как Кандинский, Малевич, Шагалл, Ван Гог, Дали, Вермеер. Все они творили в совершенно разных, абсолютно не похожих друг на друга техниках, но при этом каждый являлся неповторимым в своем роде гением.

Задача на сегодняшний день по программе ИЗО заключается в том, чтобы помочь каждому ребенку раскрыться, проявить свой потенциал, найти себя в прекрасном, максимально заинтересоваться в искусстве, по-настоящему полюбить его, стать преданным поклонником, а быть может и меценатом в дальнейшем будущем. Ведь прививать эстетический вкус нужно, как говорится, с младых ногтей, развивая у малыша чувство красоты и зрительного ее восприятия прежде всего через холст. Для этого в современных методичках и пособиях по ИЗО постоянно проводится анализ самых известных работ знаменитых художников, среди которых каждый обязательно сможет найти что-нибудь «свое», необъяснимо близкое душе.

В настоящем времени взгляд на такой, казалось бы, скромный предмет, как изобразительное искусство, кардинально изменился. Помимо изучения классики, огромное внимание уделяется всяким новомодным техникам, которые являются очень оригинальными, увлекательными и безусловно заслуживают подробного изучения. Возможно, это вызвано тем, что в моде на сегодняшний день различные изделия, поделки, и всяческие интерьерные аксессуары, сделанные руками. Именно ручная работа в век высокотехнологических открытий и изобретений ценится, как никогда ранее. Причем, это касается и рисунка, в любом его виде.

Так, например, актуальным для отображения любых образов и сюжетов считается использование различных объемных декоративных элементов, среди которых одно из первых мест занимают, как ни странно, различные виды круп, зерновых, злаковых и бобовых культур (пшеница, пшено, рис, гречка, горох и даже мелкая фасоль). Для этого сначала делают «размывку» (подготовка фона с помощью акварельных или любых других красок), а затем, после полного высыхания поверхности, наносят с помощью обычной кисти и клея объемный густой рельеф с помощью указанных выше элементов. После застывания клея, полученную композицию можно раскрасить акриловыми красками на водной основе или гуашью.

Дело в том, что подобная техника является не только очень оригинальной и, в хорошем смысле этого словосочетания, ни на что не похожей, но и крайне полезной, особенно, если речь идет о самых маленьких учениках — первоклассниках, у которых в последнее время, увы, все чаще наблюдаются различные расстройства речи. Контактируя с такими мельчайшими предметами, как всевозможные крупы, ребенок, сам того не ведая, развивает мелкую моторику пальцев рук, которая напрямую воздействует на участки мозга, отвечающие за речевое развитие и таким нехитрым образом как бы стимулирует их активную работу.

Не менее популярной в настоящее время считается частичная аппликация, для которой может быть использована не только цветная бумага, как это было принято раньше, но даже такие нетрадиционные элементы, как текстиль (различные ткани, кружева, тесьма и пр.), засушенные листья деревьев и лепестки цветов, пластилин, холодный фарфор (как вариант, данный материал можно заменить любым другим затвердевающим полимером). В этом случае могут получиться очень красивые объемные картины или 3D композиции, которые можно поместить в рамку или паспарту и даже украсить ими школьный либо даже домашний интерьер.

Для тех, кто совершенно не умеет рисовать, но тайно мечтает об этом, хотя и не хочет долго обучаться данному виду искусства, в настоящее время разработаны великолепные наборы для художественного творчества. Стоят они совсем недорого (цена зависит от размера холста, который входит в комплект), но готовый результат ничем не отличается от самой настоящей картины. Самым важным достоинством такого изобретения считается то, что даже самый неумелый и неспособный ученик, как правило, справляется с заданием на отлично.

Как многие, наверное, уже успели догадаться, речь идет о ставших очень популярными в последнее время картинах по номерам или как их еще называют в народе — раскраскам для взрослых. Весь нюанс их состоит в том, что на подготовленный холст заранее нанесены все контуры рисунка с подробной нумерацией каждого участка. В комплект также входят пронумерованные краски и набор кистей. Вся задача ученика состоит в том, чтобы заполнить выделенные пространства красками строго соблюдая соответствие указанных цифр на холсте и баночках с красками.

Такие опыты в классе будут только приветствоваться современной системой образования, так как они помогут вовлечь практически любого ребенка, который сомневался ранее в своих способностях, в данный, по истине очень увлекательный процесс. То есть в этом, как и во многих других, процессе крайне важно суметь вызвать у ребенка неподдельный интерес к занятиям, по-максимуму простимулировать его. В этом помогут и яркие методические пособия, которые год от года становятся только более красочными, интересными и информационно наполненными.

Так, например, в каждом из них подробно расписано, как нарисовать пейзаж или портрет. Причем, вся информация приводится в своего рода комиксах — в первой клетке изображено, как правильно делать эскиз, во второй — проработку контуров, в третьей — заливку, а во всех остальных — пошаговое выделение деталей и теней. Естественно, данное описание является абсолютно условным и приведено лишь для того, чтобы передать саму суть и порядок работы, а на деле все может несколько отличаться от приведенного несколько выше текста.

Помимо прочего на занятиях по изобразительному искусству обязательно нужно способствовать тому, чтобы дети попробовали работать всеми доступными видами красок, карандашей и пастелей. Это необходимо для того, чтобы, если не выработать у них какие-то определенные навыки, то хотя бы познакомить со всем общеизвестным художественным инвентарем. Обязательным также является подробное занятие по правильному смешиванию цветов и оттенков.

Автор:    

К записи "Преподавание ИЗО: что должна включать в себя программа по изобразительному искусству в начальной школе?" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)