Как правило, весь педагогический состав не по наслышке знает о чем идет речь, но даже если кто-то не в курсе, то целесообразно указать то, что Сан ПиН расшифровываются как санитарно-эпидемиологические правила и нормативы и разработаны они на основе Федерального закона, принятого еще в 1999 году и с тех пор не раз проходившем различного рода правки.
Эти положения действуют на всей территории Российской Федерации и, естественно, урок информатики в начальной школе должен быть организован и проведен в строгом соответствии с приведенными в законе правилами, положениями и требованиями к персональным электро-вычислительным машинам (в дальнейшем по тексту ПЭВМ) и надлежащему обращению с ними. Так, ни для кого не является секретом, что современные технологии способны не только приносить человечеству ощутимую пользу (трудно не согласиться с тем, что без умения пользоваться всеми инновационными технологиями в настоящей жизни людям приходится довольно туго, если не сказать, крайне сложно), но и причинять серьезный вред.
То что детей нужно начинать обучать различным информационным технологиям — несомненный факт, но при этом необходимо быть крайне осторожным, ведь частый и длительный контакт с ПЭВМ и прочими гаджетами способен оказывать на учеников колоссальные нагрузки, причем страдает не только зрение, но и вся нервная система в целом. Для того, чтобы балансировать между этих двух огней и разрабатывают Сан ПиН, периодически корректируя их общие положения в связи с тем, что все течет, все меняется и касаются подобные перемены и качества производимых ПЭВМ, которые все-равно с каждым годом становятся более безвредными для человеческого организма.
Так, например, каждый учебный год все ПЭВМ и любое вспомогательное оборудование, находящееся в кабинете информатики, должно проходить тщательную проверку для выявления уровня электромагнитных полей, которые излучают машины, допустимых визуальных и слуховых параметров, которые отображаются/воспроизводятся техникой во время эксплуатации, контроля концентрации вредных веществ, выделяемых при работе в атмосферу, а также мощности экспозиционной дозы рентгеновского излучения на расстоянии 0,05 метров от монитора и системного блока. Все перечисленные выше допустимые нормы и показатели подробно прописаны в соответствующих положениях закона и, как правило приводятся в табличной форме, в которой элементарно отыскать все необходимые данные.
Также, не стоит забывать о том, что все ПЭВМ, а точнее их мониторы, должны иметь функцию регулирования контраста и яркости, колонки — громкости подаваемого звука, а также могли вращаться и наклоняться для обеспечения максимального уровня эргономичности. В свою очередь педагог обязан следить за тем, чтобы экран ПЭВМ находился на минимальном расстоянии от глаз учащихся в размере 0,5 метров (в идеале все-таки этот показатель должен быть увеличен до отметки в 0,6-0, 7 метров).
Огромное значение также имеет и стул, на котором сидят дети во время работы на ПЭВМ — он должен быть с мягкой спинкой средней толщины используемого наполнителя, но на жестком каркасе. Это необходимо для того, чтобы дети не портили свою осанку и приучались с малых лет держать спину ровно, даже во время игры на компьютере или игровой приставке. При этом, лучше сразу отказаться от использования кресел с вращающимся основанием, ведь ученики младших классов обычно используют эту опцию совершенно не по назначению, отдав свое предпочтение более устойчивым конструкциям на классических четырех ножках.
Отдельно рассматривается допустимое количество техники в помещении, которое рассчитывается исходя из квадратуры кабинета по информатике (естественно, чем больше его размеры, тем большее ПЭВМ и прочих вспомогательных машин, будь-то принтеры, сканеры, факсы и прочее, можно в нем разместить). Обычно дети размещаются за персональными компьютерами парами либо по очереди, предварительно условно разбиваясь на две и более групп. Это напрямую зависит от количество машин в компьютерном кабинете и от укомплектованности самого класса.
Между так называемыми рабочими местами полагается предусматривать приличное расстояние (не менее о,7 метров, а между боковыми панелями ПЭВМ — не менее 1,2 метра), а в идеале — полноценную перегородку из фанеры или оргстекла, высота которой должна колебаться в диапазоне от полутора до двух метров. Такое приспособление помогает детям максимально сосредоточиться над заданием или изучением материла и не перегружать собственную нервную систему. Если машины располагаются в компьютерном зале по периметру или, как еще принято говорить, «лицом к друг другу», то обязательно нужно следить за тем, чтобы расстояние между противоположными мониторами не было меньше двух метров.
Ни в коем случае не следует забывать и о таком важном нюансе согласно Сан ПиН, как регулярное и своевременное проветривание помещения. Так как речь идет о кабинете информатики, в котором находится довольно большое количество постоянно работающих ПЭВМ, то делать это нужно особенно тщательно, соблюдая все правила и разработанные нормативы. Министерство Здравоохранения настоятельно рекомендует проветривать подобные помещения сквозным методом на каждой перемене, естественно, предварительно позаботившись о том, чтобы все учащиеся без исключения покинули кабинет.
Длительность и частота процедуры напрямую зависит от погодных и температурных условий, которые в данный момент наблюдаются за окном. Так, например, при плюсовой температуре от 0 до 5 градусов Цельсия нужно проветривать помещение не менее 3-7/20-30 минут (маленькие перерывы/большие перерывы или смены), а от 5 и выше — 4-10/25-35 минут. При минусовой температуре за окном, которая колеблется в пределах от 0 до 5 градусов Цельсия проветривать помещение можно максимум в течение 2-5/15-25 минут, от 5 до 10 градусов ниже нуля этот показатель уже составляет 1-3/10-15 минут, а при 10 градусах и более мороза всего-лишь 1-1,5/5-10 минут. Причем, пускать детей в помещение нужно не сразу после закрытия окон, если речь идет о минусовой температуре, а выждав определенную паузу, которая, в свою очередь, должна составлять не менее 5 минут.
Также, каждый преподаватель обязан сразу усвоить для себя одну простую, но крайне важную истину, которая сводится к определенного рода лимитам на времяпрепровождение детей возле ПЭВМ. Причем, все эти нормативы просчитаны и приведены в табличной форме в основных положениях Сан ПиН. Так, согласно данным этих расчетов, учащийся 1-2 начальных классов может смотреть статические изображения на досках и экранах отраженного свечения не более 10 минут, в то время как данный показатель для учащегося 3-4 класса уже может повышаться до 15 минут, а вот за динамическими изображениями на этих же приспособлениях можно наблюдать на пять минут дольше (соответственно 15/20 минут).
Просмотр телевизионных передач может составлять по времени не более 15 минут для учеников 1-2 класса и 20 минут — для учеников 3-4 класса. Работать на ПЭВМ можно всего-лишь 15 минут, независимо от того, в каком классе начальной школе учится ребенок, а слушать аудиозаписи — 20 минут (если для этой цели ученик использует наушники, то данный показатель существенно снижается — до 10 минут для учащихся в 1-2 классе и до 15 минут для учащихся в 3-4 классе). Естественно, речь идет о едино-разовой суточной норме, а не о продолжительности работы с соблюдением своего рода перерывов.
Несмотря на то, что все мониторы ПЭВМ оборудованы специальной подсветкой, в помещении обязательно должно быть предусмотрено должное искусственное освещение, способное оказывать щадящее воздействие на зрение учащихся, которое им все время приходится сильно напрягать. Расчет количества и мощности необходимых ламп ведется исходя из квадратуры кабинета, а также направления, на которое выходят все его окна.
Безусловно, одним из важнейших моментов при выполнении всех необходимых норм и положений Сан ПиН является регулярная влажная уборка помещения, а также всего оборудования. Только этот способ поможет в максимально сжатые сроки очистить кабинет от вредного излучения.
К записи "Правильные уроки информатики для детей: как безопасно проводить уроки информатики для детей в начальной школе?" оставлено 0 коммент.