Для начала необходимо понять, что организация школьной библиотеки не всегда может предоставить необходимые средства для её полноценного развития, однако есть альтернативные пути решения.
Нужно сказать, что развитие школьных библиотек – это всегда трудоёмкий процесс, который требует наибольшего усердия не только от самого библиотекаря, но и других работников школы, например, заведующего хозяйством учебного заведения. Нельзя не отметить тот факт, что человек, который следит за развитием любых составляющих школы, достоин уважения. Немногие исследователи, которые из года в год спорят на тему образования, уделяют должное внимание библиотеке. А ведь именно с помощью неё многие дети получают знания, поскольку обращаются к книгам, которые находятся там.
Сейчас, практически во всех школьных библиотеках имеется достаточное количество классической литературы. Конечно, ни для кого ни секрет, что в школьной библиотеке обычно хранятся книги совершенно различного жанра, но всё же большая часть произведений относится всё-таки к классической литературе, поскольку именно её чаще всего проходят в школьной программе. Как бы то ни было, но Пушкин, Достоевский и Лермонтов всегда наверняка важнее современных авторов, которые пишут детективы. Без сомнения, прочитав такие книги, можно отдохнуть и насладиться прекрасным жанром, однако, воспитываться и поднимать личностный рост человеку необходимо всё же с помощью книг великих классиков.
Так, в результате можно сделать вывод, что библиотека и сейчас имеет большое влияние на школьников и является актуальной в наше время. Несомненно, есть и такие библиотеки, которые занимают совсем мало места по площади и практически не имеют той силы знаний, которые она должна давать детям. В этом случае не стоит винить в подобных бедах библиотекаря или какого-либо служащего. Необходимо помнить о том, что виной всему именно директор или руководитель учебного заведения, ведь именно из-за него библиотека не получает необходимых ей средств и не может нормально функционировать.
Нельзя сказать с точностью, сколько нужно финансовых затрат, чтобы любая библиотека школы смогла существовать и осуществлять полезную деятельность. Так, например, во многих школах в библиотеке часто проводятся сценки или конкурсы чтецов для первоклассников. В целом, план развития школьной библиотеки можно осуществить несколькими способами:
Наиболее важным критерием школьной библиотеки (равно как и библиотеки вообще) – книги. И оттого, книги какого содержания есть в библиотеке будет зависеть не только её престиж, но и уровень развития.
Необходимо не забывать также и о качестве книг, которое играет конечно не первостепенное значение, но всё же является показателем.
Библиотека должна обладать необходимой мебелью, фурнитурой и техникой. Так, например, сейчас, когда практически все учителя и работники перешли на электронный вариант хранения информации, каждому библиотекарю полагается иметь компьютер или ноутбук.
Помещение, в котором находится библиотека должно быть достаточно просторным, хорошо освещённым и иметь окна.
Санитарно-гигиенические нормы также должны соответствовать всем стандартам, хотя это редко учитывается при развитии, но также является неотъемлемой его частью.
Все эти критерии должны соблюдаться по мере возможности и заниматься этим должно в первую очередь само руководство, потому как именно такие люди отвечают за полноценную работу всех отраслей учебного заведения. Необходимо также помнить о том, что библиотека по правилам трудового кодекса должна иметь хотя бы один выходной день и один методический, который должен обязательно совпадать с будним днём.
План любой библиотеки, а тем более школьной должен включать в себя те аспекты, которые наиболее важны в первую очередь для самих учащихся, а уж потом для остальных работников. Так или иначе, но школьники чаще на протяжении одиннадцати лет получают образование именно по библиотечным книгам. Причём в некоторых случаях даже библиотека обязуется каждому школьнику выдать необходимый учебник, который в конце учебного года возвращается обратно. Работа школьной библиотеки зачастую является кропотливой и требует внимания и чрезмерного усердия о человека.
Особенности реализации такого плана состоят как раз в том, чтобы сам библиотекарь после преобразования в развитии библиотеки сумел приспособиться к новому месту работы и чувствовал себя комфортно. Так, иногда возникают недопонимания и разногласия между директором и библиотекарем, потому как тот не доволен маленьким местом для работы, недостатком оборудования, низкой зарплатой и большим объёмом труда. Конечно, всё это естественно можно решить при помощи компромисса, если этого захотят обе стороны, но чаще такой конфликт заканчивается увольнением библиотекаря с его должности, поэтому нужно быть аккуратным в отношении резких высказываний в адрес начальника.
Чтобы реализовать план развития и не допустить существенных промахов, которые неизменно появятся впоследствии после того как будет проделана колоссальная работа, нужно изначально поставить перед собой сначала наиболее важные задачи, которые необходимо разрешить в ближайшие месяцы. Можно сказать, что такие задачи являются отчасти критическими и не имеют отлагательства. Примером такой ситуации может послужить протечка крыши в помещении, где находится библиотека. Следующим пунктом, который необходимо затронуть – это то количество денег, которое отпускается на какое-либо дело в развитии. Нужно постараться распределить деньги таким образом, чтобы их хватило на самые первостепенные нужды для школьной библиотеки.
Кроме того, после этого можно уже заботиться и о внешнем виде помещения. Так, например, в обязанности библиотекаря часто входит переставлять книги в нужном хронологическом порядке так, чтобы они стояли не только по алфавиту, но и по годам жизни писателей, так как именно от этого порой зависит и сама тема произведения. Можно закупить больше полок для книг, если того требует обстановка или расширить помещение, если оно слишком тесное и не имеет шансов на дальнейшую деятельность. Более того, иногда встречаются библиотеки в аварийном состоянии, которые уже нужно ремонтировать, причём не откладывать этот процесс в долгий ящик.
Часто при работе со школьниками, у библиотекаря может возникнуть проблема, которую самостоятельно не решить. Например, кто-то из школьников взял книгу на время и не вернул в положенный срок, хотя прошло уже много времени или взял книгу и вернул её совсем не в том, первозданном состоянии. В этом случае к обсуждению должен подключаться педагог, а именно классный руководитель того самого ребёнка, потому как последняя ситуация уже является нарушением правил библиотеки и тогда потребуется заменить эту книгу другой, не менее ценной.
Принимая во внимание все эти характеристики, можно сделать вывод, что при развитии библиотеки мало составить грамотно план, нужно ещё и уметь подключить правильных людей вовремя. Так, если необходима помощь плотника, лучше всего сразу обратиться к нему. Ведь именно если моментально установить ту самую причину, которая мешает работе библиотеки, то можно устранить все возможные проблемы, возникающие при трудовой деятельности.
Используя в совокупности профессиональные способности всех участников учебного процесса, можно не только повысить развитие школьной библиотеки, но и улучшить её функциональность и внешний вид, что тоже не мало важно для учёбы. Таким образом, ученик сможет получать кроме базового образования ещё и дополнительное по собственному желанию, а в задачи школьной библиотеки как раз и входит повышение уровня знаний учащихся. Только при развитии библиотеки школьники смогут получить необходимую информацию, а в некоторых случаях даже подготовиться к экзамену.
В заключение можно сказать, что план развития школьной библиотеки не так уж сложно составить, если взяться за это дело с умом тому человеку, который хоть немного понимает бухгалтерию.
К записи "План развития школьной билиотеки: основные задачи работы" оставлено 0 коммент.