Общеизвестно, что психологический микроклимат семьи оказывает решающее влияние ребенка на его развитие, поведение и отношение к окружающим. Любая дисгармония в семье может проявиться на детях в виде педагогической запущенности.
Педагогически запущенный ребенок – это отклонения норм развития и поведения ребенка, что возникает по педагогическим причинам: противоречивое воспитание, безнадзорность и бесконтрольность со стороны воспитателей и родителей, а также беспризорность, пренебрежительное отношение к индивидуальным правилам и особенностям ребенка, жестокое обращение воспитателей, применение безрезультатных методов обучения и воспитания малыша.
Рассматривая особенности поведения педагогически запущенного ребенка, следует сказать, что, в первую очередь, то или иное поведение зависит от степени запущенности. В педагогике данную проблему разделяют на три группы:
Поведение первой группы детей выражается в слегка незначительном отклонении от нравственного развития. Такие дети не конфликтуют с воспитателями/учителями и сверстниками, они неустойчивы, легко внушаемы, и в основном неуверены в себе. Правда, дети этой группы весьма рассеяны, ленивы, неорганизованны, не самостоятельны и не склонны показывать свою инициативу. В учебном процессе они слегка отстают от своих одноклассников.
Дети из второй группы отклонения от норм поведения и развития, как правило, из неблагополучных семей. Им свойственна низкая успеваемость и конфликтность, как с учителями, так и со сверстниками. Поведения детей данной группы характеризуется показной грубостью. Их не интересует образование, впоследствии они не усваивают учебные действия. Весь их интерес направлен на внеобразовательную деятельность. Поскольку в таких детей отсутствует нравственная платформа, они очень легко подаются негативному влиянию. В большинстве случаев характер у ребят очень вспыльчивый, а отношение к окружающим — недоброжелательное. Они озлоблены, могут вести себя вызывающе. На этом этапе отклонения дети еще боятся делать откровенное хулиганство.
Третья группа детей отклонившихся от норм поведения зачастую относятся к нравственно-правовым нормам категорически отрицательно. В большинстве случаев семейная обстановка детей неблагополучная. На этом этапе педагогической запущенности дети начинают сквернословить, курить и употреблять алкоголь. Они грубят всем вокруг, независимо или это учителя, или родители, или одноклассники. Как правило, образовательная успеваемость данной группы детей очень слабая. В социальном плане, они изолируют себя от сверстников с нормальным развитием и поведением, и пытаются поддерживать авторитет в таком коллективе при помощи силы. Компенсируют свое общение трудные дети с себе подобными индивидами.
Говоря о методах коррекции педагогически запущенных детей, то в научно-педагогической практике нет единого метода для решения этой проблемы. К примеру, теоретик И. А. Невский предлагает коррекционную программу, что состоит из четырех разделов. На первом этапе педагог знакомится лично с каждым трудным ребенком, узнает о его жизни и семье, при этом наблюдает за его поведением. На втором этапе, учитель выявляет достоинства и недостатки ребенка. Соответственно, он строит индивидуальную программу для работы с подростком. На третьем этапе, педагог определяет эффективность воздействия индивидуальной программы по отношению к ребенку. На последнем этапе, педагог включает ребенка в различные секции, в которых заинтересован сам ребенок.
Программу теоретика и педагога Л. М. Зюбина стоит также рассмотреть и взять во внимание. Л. М. Зюбин выделяет в своей методике 5 этапов пути ребенка к нормальному развитию и поведению. Первый этап основывается на установке дружеских отношений между ребенком и педагогом, второй этап изучает причины педагогической запущенности индивида. Уже на третьем этапе делаться диагностика и прогнозирование результатов. Четвертый этап предусматривает коррекционную, профилактическую и реабилитационную работу с трудным ребенком, а на последнем, пятом этапе специалист анализирует результаты своей работы и ее эффективности.
Весьма интересная программа коррекции поведения ребенка и у Р. В. Овчаровой. Она предлагает педагогическую методику, состоящую из трех направлений. По мнению педагога, в первую очередь педагогическое воспитание начинается с изменения семейного воспитания ребенка, а именно: поначалу педагог повышает педагогическую грамотность у родителей, активно включая их в воспитательный процесс. При этом специалист всячески оказывает родителям помощь и контролирует организацию режима ребенка. Если понадобиться, педагог может даже ввести меры по устранению нарушений в воспитании родителями.
Второе направление в коррекции поведения ребенка обращено на воспитательно-образовательное русло, где принимаются меры для усовершенствования работы с классом. Здесь педагог меняет свое отношение к ребенку, влияет на гуманизацию межличностных отношений внутри класса. Для большей эффективности в это направление воспитательного процесса педагог задействует и помощь родителей.
Третье направление в воспитании трудных детей нацелено на помощь ребенку в личностном росте. Педагог проводит индивидуальную работу с каждым ребенком для сглаживания недостатков в нравственной, эмоционально- волевой и интеллектуальной сфере. Педагог способствует включению ребенка в активную деятельность класса. Положительным моментом этой методики является то, что она корректирует не только ребенка, но и его окружение.
Для осмысления эффективности тех или других методов, следует ознакомиться с примерами удачного и неудачного взаимодействия педагогов и родителей с педагогически запущенными детьми.
Одна ученица 8 класса отстала в учении и систематически стала получать плохие оценки. В результате она разуверилась в своих силах и упала духом. На этой почве у ученицы возникли тяжелые переживания своей неполноценности. Она забросила учебу, стала дерзить и грубить преподавателям, сторонясь при этом коллектива. Оценив данную проблему, ее классный руководитель спланировала ряд воспитательных мер, что в первую очередь были направлены на борьбу с ее неуверенностью в себе. Эти меры заключались в следующих действиях:
— Оказать ученице силами учителей и преуспевающих учеников практическую и действенную помощь для ликвидации пробелов в знаниях девочки;
— Было решено избегать негативных характеристик и плохих оценок в сторону ученицы;
— Ученице систематически предоставлялась возможность порадоваться своими успехами. Учителя задавали ей индивидуальные задания с расчетом того, чтобы она заведомо могла их выполнить хорошо;
— Родители также были вовлечены в этой воспитательный процесс, и их задача основывалась на прекращении давления дочери, и снятие высоких требований девочки к учебному процессу;
— Классный коллектив должен был проявить чуткость и внимательность к своей однокласснице, вовлекая ее в свою общественную жизнь.
Комплексные воспитательные меры увенчались успехом. Девочка ликвидировала все пробелы по предметам, почувствовала себя увереннее и стала более общительной. Этот пример удачного перевоспитания заключается в том, что педагог тщательно изучил индивидуально-психологические особенности ученицы, и пришел к правильному понятию того, что побудило ребенка стать на путь асоциального поведения.
Еще один удачный пример повествует о методе перевоспитания асоциальной группы трудных подростков. Одному известному педагогу удалось вовлечь такую группу в интересное и полезное дело. В этом воспитательном эксперименте брало участие приблизительно 500 трудновоспитуемых подростков. Большинство из этих ребят уже стояли на облике в милиции. Тем не менее, для них организовали спортивный, военно-полевой лагерь, где подростки питались в полевой кухне, и ночевали в палатках. В реальном мире трудные подростки, во что бы то ни стало, питаются утвердить себя, и здесь им представилась такая возможность в полной мере. Этот эксперимент помог усмирить буйный характер подростков, а также снизить их агрессию к окружающим.
Правда, есть и плохие примеры воспитания детей, где родители только могут усугубить запущенность ребенка, даже если у родителей при этом были самые искренние намерения. В одной интеллигентной семье родители заставляли свою дочь играть часами на скрипке. Чем больше она играла, тем больше у нее не получалось, а родители ее за это еще и ругали. Девочка просто-напросто начала ненавидеть скрипку и все, что с ней связано. К сожалению, у ребенка развился комплекс неполноценности и проявилась агрессивность к окружающим. В конечном итоге, у девочки случился нервный срыв. Только тогда родители прекратили давление на ребенка и позволили девочке заниматься тем, чем она действительно хотела заниматься.
Из этого примера видно, как часто родители забывают, что их ребенок — уже сформировавшаяся личность и навязывают ему свои интересы. Здесь необходимо помнить, что ребенку необходимо самому выбирать, к чему у него есть задатки и что ему по душе. Только тогда, он будет чувствовать уверенность в себе.
Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.
К записи "Педагогически запущенный ребенок: что это значит и как исправлять?" оставлено 0 коммент.