Главная » Школа » Особенности воспитания в младшем школьном возрасте: советы для педагогов
23
Jan

Особенности воспитания в младшем школьном возрасте: советы для педагогов

Рубрика: Школа     Комментарии: Комментариев нет

Школьный возраст является самой вершиной детства. Ребята сохраняют много детских качеств – наивность, легкомыслие, любопытство. Но все же проявляется другая логика мышления.

Малый кризис – процесс перехода от дошкольного возраста к школьному возрасту.

Воспитание в младшем школьном возрасте необходимо для перехода детей в другую сферу общества. Однако младший возраст ребенка не всегда был главным этапом развития. На сегодняшний день дети шести лет уже отправляются в школы. Ребенок переступает порог школы и начинает переходить к деятельности учения. Такая деятельность считается ведущей для ребенка. Деятельность предъявляет ребенку новые требования по сравнению с игровой деятельностью.

Учебная деятельность плотно связывает отношениями ребенка как в школе, так и в семье. Дома к его занятиям, жизни проявляется уважительное отношение, нежели к дошкольным играм. С другой стороны к детям предъявляются строгие требования. Вот здесь и появляется сложность воспитание детей младшего школьного возраста. Учитель – это главное лицо в школе. От учителя исходят все главные требования. Отношения учителей совсем не похожи на отношения с воспитателями в детском саду и на отношения с родителями. Ребенок невольно испытывает робость, страх перед учителем, ведь он для него совершенно чужой человек. И это не все! Для малыша незнакомы другие дети, нет друзей. Детям не всегда легко пройти период адаптации в школе. Некоторые первоклашки перевозбуждены, другие скованные, третьи трудно управляемы.

Воспитание детей школьного возраста начинается с учителя. У него главная задача – создать атмосферу доброжелательности, завоевать доверие учащихся, атмосфера справедливости. Если учитель правильно себя ведет, то через два месяца первоклассники легко адаптируются к новым требованиям. Для учеников главным лицом становится учитель.

И здесь возникает естественный вопрос, а сможет ли ребенок шести лет, быть готовым к выполнению новых требований и обязательств?

По научным данным, развитие ребенка шести лет достигает уровня, который требуется для учебной деятельности. Организм ребенка развивается интенсивно, поэтому нужны соответствующие условия.

Родителям стоит помнить, что у ребенка появляется целый ряд серьезных трудностей. В первую очередь устанавливается распорядок жизни. Например, вставать во время и в определенное время, выполнять разные задания дома, в школе, сидеть на уроках спокойно.

Дети в этом возрасте начинают скрывать свои переживания, не показывают, что им плохо. И все потому, что у ребенка возникает обобщенное переживание. У малыша возникает жизнь переживаний, новая внутренняя жизнь, которая непосредственно не складывается с внешней жизнью. Но она на нее влияет, так как внешняя жизнь небезразлична внутренней жизни.

В школьном возрасте лучше развито непроизвольное внимание. Без всяких усилий ученика привлекает все неожиданное, новое, интересное и яркое.

Не нужно заставлять ребенка заучивать определенные понятия, из этого ничего не выйдет. Малыш должен понять, для чего ему нужно это знать. Доказано, что дети проще запоминают нужные слова в трудовой деятельности или в игровой форме. Стимул в запоминании может служить от учителя хорошая отметка или звездочка в тетради. Немаловажно при усвоении материала его осмысление.

В группе школьников встречаются ребята, которым для запоминания достаточно просто прочитать материал или послушать внимательно учителя. Детям не только легко воспринимать материал, но и воспроизводить через длительное время. Также встречаются дети, которые легко запоминают материал и также легко его забывают. И это заметно на третий четвертый день, когда ребенок с трудом воспроизводит материал. Таким деткам необходима установка на длительное запоминание. Однако встречаются школьники, которые тяжело запоминают материал и быстро его забывают. Для них нужен прием рационального запоминания. Причины – переутомление, плохое внимание и низкий уровень памяти.

Преемственность школьного и дошкольного образования играют главную роль в жизни детей. Особую роль нужно отвести школьному мышлению. Вот тут – то и начинается переход наглядно-образного мышления к словесно-логическому мышлению.

Также имеет значение темперамент. У ребенка он свой – сангвиник, холерик, меланхолик. И понятно, что по этим параметрам каждый малыш осваивается и соображает по-своему. Кто-то быстро, а кто-то медленнее. Так, например, учителя руководствуются своему темпераменту, и поэтому темп по усвоению материала может быть стремительно быстрый. Это объясняет, почему не все дети успевают по школьной программе. Дети ведут себя обиженно и считают, что с ним поступили несправедливо.

Индивидуальность обнаруживается в познавательной сфере. Как говорилось ранее, школьники имеют слуховой тип памяти, зрительный, зрительно-двигательный.

Ребенок к школе должен быть готов психологически. Ведь родители начинают интенсивно готовить малыша к школе, возлагая на него нагрузки. Если школьник не готов, у него возникают внутриличностные проблемы, что приводит к нарушению личности дитя.

Родителям рекомендуется знать несколько правил в воспитании ребенка школьного возраста:

· Малыш должен знать, что его любят не за достижения, а за то какой он есть.

· Необходимо терпеливо и по возможности честно отвечать на вопросы ребенка.

· Нельзя говорить школьнику, что он хуже других.

· Каждый день, хотя бы понемногу, проводить время наедине с малышом.

· Научить ребенка непринужденно и свободно общаться не только со взрослыми, но и сверстниками.

· Почаще подчеркивать, что родителя гордятся малышом.

· Ребенку нужно всегда говорить правду, чтобы он смог доверить. Хуже будет, если малыш узнает правду от других.

· Оцениваются только поступки ребенка, а не он сам.

· Нельзя добиваться успеха силой. Так создается атмосфера разрушения личности малыша.

· Стоит признавать права школьника на ошибки.

· Дети относятся к себе так, как к ним относятся взрослые.

Родителям также следует запомнить, что нельзя отдавать дитя в первый класс и параллельно в кружок. Школьная жизнь уже является стрессом для ребенка, а тут не останется времени для игр и отдыха. Об этом стоит позаботиться заранее. Лучше малыша отдать за год до школы или во втором классе. Так ребенку будет проще адаптироваться.

У ребенка концентрируется внимание в течение 15 мин. Поэтому, когда делаются уроки, по истечению времени, малышу необходимо сделать физическую зарядку на пару минут. А затем продолжать делать уроки. Занятие проходит не больше часа. И лучше начинать с письменного задания, чередуя с устным заданием.

Телевизор, компьютер и другие зрительные нагрузки в день занимают около часа. Врачи настоятельно рекомендуют.

Ребенка нужно всячески поддерживать. Если постоянно его ругать и упрекать, малыш потеряет веру в себя. А ему необходимо вырасти спокойным и самоуверенным человеком.

Интерес и участие родителей положительно скажутся на развитии способности малыша. Нельзя ругать учителей и школу в присутствии ребенка. Не рекомендуется сравнивать дитя с одноклассниками. Возможны проявление обиды и разочарования. Родителям не стоит забывать, что они любят ребенка за индивидуальность, такой, какой он есть. Стоит запастись терпением, ведь у школьника может не сразу все получаться, пусть это и элементарное. Не нужно возлагать на ребенка, что ему не под силу, правильное распределение возможностей.

Ребенку необходим мотив для обучения. Их бывает несколько:

Познавательный мотив: ребенок должен стремиться получить знания, найти способы самостоятельного приобретения знаний.

Социальные мотивы: ребенок стремится быть грамотным человеком, стремление получить одобрение старших товарищей, добиться престижа, успеха, быть полезным обществу. Особенно хорошо получается у детей с высокой успеваемостью. Появиться мотив избегать неудачи, чтобы не получить плохую отметку. Плохая отметка влечет за собой недовольство учителя и ругань от родителей, которые могут запретить смотреть телевизор или пойти гулять.

Внешние мотивы: Ребенок учиться хорошо и за это получает награду. Правда, для детей здесь главное награда, а не сама учеба. По оценкам дети умеют различать, кто отличник, а кто двоечник. Также из-за оценок проявляется самооценка. У отличников и хорошистов завышенная самооценка, они считают себя лучше остальных. У троечников и двоечников заниженная самооценка, они вовсе не уверены в себе. Тогда у ребенка искажается личностное развитие. Учителям стоит каждому по мере возможности уделять внимание. Если у ребенка систематически школьные оценки тройки, это не значит, что он не способен получить отметку четыре или ту же пятерку. Зачастую учителя не поощряют отстающих детей и не дают им стимула учиться дальше. И это их главная ошибка. У школьника должна появиться мотивация.

Ко всему прочему есть дети, которые относятся к группе риска. Гиперактивные дети страдают синдромом дефицита внимания. У них проявляется суетливость, чрезмерная активность, невозможность сосредоточить внимание. Учебные знания строятся по строгому графику. Больше внимания уделяется хорошим поступкам. Обеспечивается двигательная разрядка.

У леворуких детей сниженная способность зрительно-двигательной координации. Обычно у ребенка плохой почерк, плохо срисовывает изображения, не могут держать строчку. Перестановка и пропуск букв при письме. Проявляется обидчивость, эмоциональная неустойчивость, сниженная работоспособность, тревожность. Для адаптации необходимы следующие условия – не требовать безотрывного письма, правонаклонный разворот тетради, рекомендуется сажать слева за партой у окна.

Агрессивные дети, застенчивые, эмоционально расторможенные, ранимые и тревожные должны учитываться не только дома, но и учителем на уроках.

В школьном возрасте закладывается фундамент правил поведения и моральных норм, нравственного поведения. В младшем школьном возрасте характер отличается некоторыми особенностями. Дети очень импульсивные, делают и говорят, не подумав, не взвешивают всех обстоятельств.

У детей школьного возраста все эмоционально окрашено, в любом увиденном, сделанном. Они не умеют сдерживать своих чувств и тем более контролировать их внешние проявление. Зачастую быстро меняется настроение.

Также в этом возрасте воспитываются коллективные отношения. Это помогает участие детей в коллективных делах и общественной деятельности. А это в жизни очень необходимо, иначе уже, будучи взрослым человеком, ему будет трудно находить общий язык с людьми.

Переход ребенка с дошкольного возраста в школьную сферу играет важную роль и нужно уделять больше внимания. Ведь малышу приходится переходить к новому обучению. Новое обучение требует новых условий. Новые условия требуют большого внимания к восприятию, развитию мышления, памяти. Безусловно, ребенок учится быть самостоятельным и малышу необходимо в этом помогать.

Цель родителей и учителей учитывать психологические особенности детей школьного возраста в воспитании и обучении. Можно использовать различные задания, игры, упражнения.

В заключении стоит сказать, что в воспитании ребенка должны участвовать не только родители, но и учителя. Только слаженная работа поможет добиться успеха. Учителю следует найти к каждому ребенку свой подход. Ведь дети индивидуальные. Оставить свои амбиции, не искать в классе любимчиков и изгоев. Все дети хорошие, только в них нужно развивать способности пока они маленькие.

Способности могут быть самые разные, стоит покопаться и найти этот талант в ребенке. Всячески его поддерживать и ни с кем не сравнивать. Это может обидеть ребенка и у него будет скапливаться злоба.

Автор:    

К записи "Особенности воспитания в младшем школьном возрасте: советы для педагогов" оставлено 0 коммент.

Комментарии приветствуются-)