Агрессия свойственна всем людям, но многие умеют ее контролировать, т. е. как говорят специалисты, превращать в приемлемую норму поведения. Однако дети, еще не столь приспособлены к миру и обычно обладают повышенной агрессивностью.
Что обычно понимают под агрессией? Каких людей принято считать агрессивными? Это могут быть люди, которые оскорбляют других или все делают по своему, ведут себя не дружелюбно. Часто такое поведение свойственно детям, т. к. они еще социально не адаптировались в обществе.
Многие психологи, изучая проблему агрессии, пытались дать ей свое определение. Долгие годы исследований агрессивного поведения привели к тому, что ученые остановились на том, что агрессия – это форма поведения, которая ставит пред собой цель оскорбления или причинения вреда любому живому существу, т. е. не только человеку.
Следовательно, агрессия – это не чувство, это форма поведения. Часто агрессию путают со злостью, желанием напакостить и другими подобными проявлениями эмоций или намерений.
К теории агрессии психологи подходили с разных точек зрения. Например, в конце ХХ века свое развитие получил биологический подход к теории агрессии. В 1979 году было высказано предположение, что на агрессию в поведении влияют гены, а в 1988 году ученые пришли к выводу, что на поведение влияют гормоны. К. Лоренц считал, что агрессия имеет врожденную природу. Например, мужчины более агрессивны, что обусловлено влиянием тестостерона.
Другие ученые, например Л. Берковец, считали, что генетика — это конечно очень важно, но немаловажное значение имеет и среда обитания, и воспитание человека.
Но это все биологический подход к теории агрессии. Существует еще и психологический подход. С этой точки зрения к агрессии подходили такие психоаналитики как Зигмунд Фрейд. Он считал, что агрессивное поведение основано на врожденном стремлении человека к собственной смерти.
В психологическом подходе к теории агрессии существует несколько концепций. Одна из них, концепция фрустрации, высказанная в 1939 году Дж. Доллардом, Н. Миллером и Р. Сирсом. Согласно этой теории агрессия является следствием фрустрации, но может подавляться боязнью наказания. Фрустрация – это состояние человека, возникающее, когда он не может удовлетворить свои потребности.
Вторая концепция в психологическом подходе к теории агрессии называется концепцией «негативного аффекта». Эту теорию рассматривали в 1959 году Берковиц и Холмас. Согласно данной концепции негативный аффект является как бы подстрекателем к агрессивному поведению. Согласно данной теории, когда у человека что-то не ладится, он просто заболел или находится в состоянии депрессии, то его агрессивность увеличивается. Особенно это касается детей, т. к. они еще не могут контролировать свои эмоции. По мнению Р. Мэя, агрессивным поведением дети пытаются самоутвердиться, а порождаться оно может от бессилия что-то изменить или доказать.
Очень часто агрессивному поведению детей способствуют определенные стимулы, такие как присутствие оружия, в доме, где растет ребенок, агрессивные звуки, музыка. Исследование этой стороны агрессивного поведения занимались в 1975 и 1976 годах А. Фроди и С. Тернер.
Джеймс-Ланте подходил к изучению агрессии с точки зрения теории эмоций. Он считал, что эмоциональное состояние агрессии порождают не сами события, а реакция тела на эти события. То есть, он считал, что мнение о том, что ребенок приходит в агрессивное состояние от каких-либо факторов и начинает бить другого ребенка, неверно. Напротив, по мнению Джеймса-Ланте, ребенок, начинает бить другого ребенка по каким-то причинам, и только от его действий начинает возникать агрессия.
Фрустрационная и инстинктивная агрессия
Развитие теорий агрессии в конечном итоге привело к тому, что сформировалось 3 теории: фрустрационная, инстинктивная (теория влечения) и теория социального научения.
На сегодняшний день инстинктивная теория агрессии считается устаревшей. Фрустрационная теория, также отступает на второй план, уступая место теории социального научения.
Фрустрационная теория является как-бы переходной теорией от теории влечения, к теории научения. Фрустрационная теория агрессии явилась именно той теорией, благодаря которой начались интенсивные экспериментальные исследования. Исходя из теории фрустрации, у ребенка агрессия не возникает автоматически, сама по себе. Она является следствием его неудовлетворенности чем-либо, невозможности осуществить свои намерения. Данная теория говорит о том, что агрессия является следствием фрустрации, но в то же время фрустрация в любом случае влечет за собой агрессию.
Однако, с этим можно не согласиться, т к. далеко не всегда агрессия возникает только из-за фрустрации и далеко не все дети из-за состояния фрустрации становятся агрессивными, некоторые наоборот, становятся плаксивыми, замыкаются в себе.
Как уже было сказано ранее, Фрейд считал, что источником агрессии является стремление человека к саморазрушению, а Лоренц полагал, что агрессия является адаптивной. Но оба они придерживались мнения, что агрессия инстинктивна. Она не является предметом научения. Она является результатом долгого эмоционального напряжения, не находящего выхода, разрядки. И, как следствие, длительное напряжение приводит к своеобразному взрыву эмоций, коим и является агрессия.
Интенсивная теория агрессии прекратила свое существование, после того, как в 1924 году был опубликован список 600 инстинктов человека, который включал в себя практически все примеры поведения людей.
Интенсивная теория не объясняет, почему людям разного этнического происхождения, людям различных культур агрессия свойственна в разной степени.
Взаимодействию с ребенком при проявлении агрессии
Агрессивное поведение у детей является огромной проблемой. Причем это проблема общества в целом, а не только родителей, учителей и врачей. В последнее время все большее количество детей имеют агрессивное поведение. Это может быть спровоцировано различными факторами, например, такими как, плохое воспитание в семье, натянутые отношения в семье между родителями, ухудшение социальных условий, невнимание учителей. Также способствует росту количества агрессивных детей постоянно увеличивающееся количество патологий при родах. Не маловажную роль в этом играет и телевидение, и пресса, постоянно транслирующие агрессивные фильмы и передачи.
Очень важно своевременно оказать помощь детям с агрессивным поведением, особенно это касается дошколят, т. к. их агрессия еще находится в зародыше и важно вовремя предупредить ее развитие.
Сегодня существует 7 правил, которые необходимо соблюдать при взаимодействии с агрессивным ребенком. Все они предусматривают экстренное вмешательство.
· Первое правило гласит о том, что если агрессия не значительно, отношение к ребенку должно быть спокойным. Таким образом, согласно этому правилу, если агрессия не носит опасный характер и вполне объяснима, то ее нужно полностью игнорировать, т. к. если ребенок видит, что на него не реагируют, у него пропадает стимул к такому поведению. Необходимо переключить внимание ребенка на что-то другое, можно ему посочувствовать.
· В общении с агрессивным ребенком необходимо строго контролировать собственные эмоции. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка.
· Внимание должно быть сконцентрировано на поведении, а не на личности ребенка. Ни в коем случае нельзя ругать непосредственно ребенка, выставлять его в плохом свете перед другими детьми. Необходимо обсуждать именно поведение, не переходя на личности. Нужно описать поведение ребенка, но при этом не давать оценки этому поведению. Также важно, обсуждать только ту проблему, которая возникла сейчас, а не вспоминать прошлые проблемы. Ребенку нужно показать, какие негативные последствия может иметь такое его поведение. Если агрессия была связана с конфликтом, то необходимо показать ребенку другие пути решения проблемы.
· Агрессивный поступок ребенка требует обсуждения. Единственным моментом, здесь является то, что начинать обсуждение нужно только после того, как всплеск агрессии будет остановлен. Сделать это нужно обязательно, не затягивать, но наедине с ребенком.
· Необходимо снизить напряженность ситуации. То есть, со стороны взрослого не должно быть повышения голоса, усмешек и сарказма, нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если это сравнение не в его пользу.
· Необходимо продемонстрировать ребенку не агрессивную манеру поведения. Объяснить, как можно мирным путем решить возникший конфликт. Главное, своими действиями ни в коем случае самим не проявлять агрессии.
· При решении проблем агрессивного поведения необходимо сохранить положительную репутацию ребенка. Ни в коем случае нельзя осуждать свое чадо публично, ругать его при других детях. Публично нужно напротив попытаться минимизировать вину ребенка, попробовать с ним договориться и найти компромисс.
Если ребенку свойственно агрессивное поведение, необходимо тщательно проанализировать его причины. Необходимо помнить, что агрессия является частью человеческой природы, главное, научиться ей правильно управлять.
Каким бы не было поведение ребенка, он не должен чувствовать негативного к себе отношения. Только вниманием, пониманием и личным примером, можно снизить проявления агрессии у детей.
К записи "Основные теории агрессии в психологии: фрустрационная и инстинктивная агрессия" оставлено 0 коммент.