В школьном учебном процессе используют различные организационные формы обучения. Они подразделяются на несколько видов, каждый из которых имеет определенные особенности.
Целостная картина и качество знаний учащихся, полученных в процессе обучения, способность успешно применять их на практике, во многом зависит от умения педагога организовать сам процесс. Для качественной организации процесса образования, наполнения его содержательными и структурными элементами, современная педагогика и дидактика пришли к ряду форм и видов обучения.
При это не каждый понимает, что такое организационные формы обучения. Поэтому было бы неплохо в самом начале рассказать об этом понятии более подробно.
В основе определения формы обучения, по мнению исследователя М. А. Молчановой, лежит философская категория содержания и формы, объясняется это тем, что форма обучения как таковая, несомненно несет в себе совокупность методов, приемов, видов обучения за счет чего расширяет свое содержание. Б. Т. Лихачев представляет форму обучения, в первую очередь, как взаимосвязь и взаимопереход информации в процессе познания между двумя объектами, а именно учителем и учащимся. Ученый И. Ф. Харламов считает, что такая форма не может иметь четкого определения из-за многообразия ее составляющих, а вот исследователь Ю. К. Бабанский пишет, что форма обучения, это, ничто иное, как внешнее выражение какого-либо содержания. Несмотря на множество разных мнений любая форма организации обучения выполняет интегративную функцию и представляет собой некую конструкцию, состоящую из элементов структуры образования.
Успешное обучение, независимо от выбранной формы и вида его организации в целом, зависит и от системы обучения, а также от структуры учебного процесса. Если давать знания ученикам хаотична, без опирания на определенный план, не используя методы и способы, которые обязывает применять форма обучения, то это приведет к тому, что в голове вместо знаний окажется «каша» и полная неразбериха.
Такие ученые как Ч. Купесевич и И. П. Подласый в своих трудах по педагогике классифицируют организационные формы обучения по следующим показателям: месту проведения занятий; количеству учащихся; продолжительности занятий. Исходя из этих показателей, напрашивается выделение следующих организационных форм обучения: по количеству – индивидуальной и коллективной, по месту – классной и внеклассной и по продолжительности – классический урок, спаренное занятие или укороченное спаренное занятие.
Современные исследователи И. Ф. Исаева, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянова и другие, выделяют несколько форм организации школьного обучения, а именно: индивидуальную, классно-урочную и лекционно-семинарскую. Однако, целесообразнее всего представить все формы организации процесса обучения в виде трехмерной модели, где общие формы организации, внутренние и внешние будут ее сторонами, несущими в себе семантику видов и охватывающие совокупность элементов, т. е. наполненные содержанием.
Стоит рассмотреть содержание каждой формы организации обучения более детально.
Представленная модель демонстрирует, что общая форма организации школьного процесса обучения вмещает в себе совокупность индивидуальной, парной, коллективной, групповой и фронтальной форм. Индивидуальная и парная формы обучения более относятся к внеклассному процессу, в то время как групповая, коллективная и фронтальная весьма близки к организации школьного образования.
Так, групповая форма обучения предполагает наличие группы обучающихся в составе трех и более человек. Такая форма обучения не только находит применение в современном школьном образовании, но и успешно реализуется в таких видах школьного процесса как семинар или лабораторное занятие.
Фронтальная и коллективная формы обучения предполагают наличие большой группы учащихся, причем, такая группа должна быть взаимообучаемой, т. е. непосредственно контактировать друг с другом и учителем с целью передачи учебного материала и обменом полученных знаний. Эти формы обучения, в отличие от групповой, более широки в педагогическом поле, однако, имеют и ряд сложностей, связанный, прежде всего, с количеством учащихся и формами организаций их учебного процесса. За организацию форм учебного процесса отвечает следующая сторона трехмерной модели, а именно – внешние формы организации обучения.
К внешним формам организации обучения в школе относятся такие формы обучения как урок, дидактическая игра, семинар, практическое занятие, лекция, лабораторная работа. Стоит рассмотреть их более подробно.
Урок – основная форма образовательного процесса, главной задачей которой является решение дидактических задач в процессе обучения. Урок имеет определенную структуру и включает в себя наличие средств и методов донесения необходимой информации с целью усвоения и закрепления ее учащимися. Как внешняя форма обучения урок разворачивается в рамках учебного плана и программы. В современной педагогике принято выделять типы уроков и различать урок-беседу, урок-лекцию, урок-экскурсию. Такое разграничение связано с различным содержанием урока, как формой образовательного процесса.
Лекция – одна из древнейших форм обучения, находящая применение и в современной системе образования. В школе такая форма обучения носит названия урока-лекции, но по своей сути наполнена таким же содержанием, что и лекция в высших учебных заведениях. Задача урока-лекции познакомить учащихся с новым материалом, дать им наиболее полное и структурное понятие о рассматриваемом вопросе. Лекцию, как вид организации учебной деятельности, тоже принято делить на типы. Так, различают вводную лекцию, лекцию-дискуссию, строящуюся по принципу вопрос-ответ или визуальную лекцию с применением наглядных пособий или видеоматериалов.
Дидактическая игра – вид коллективной учебной деятельности, реализующийся в форме игры, но обладающий рядом признаков, определяющих его как форму обучения. Одними из таких определяющих признаков является постановка проблемы, требующей решения, умение учащихся в форме игры представить ее в различных сферах социальной жизни, а также непосредственный контакт с учителем, выполняющим здесь роль руководящего и оценивающего реализацию дидактико-игровых целей со стороны.
В отличие от дидактической игры, семинар имеет более сложный характер и направлен на самостоятельное и глубокое изучение учащимися той или иной учебной задачи. Целью семинара является систематизация и закрепления теоретических знаний учеников, посредством изучения ими достаточного количества источников по изучаемой проблеме. Главной целью семинара является развить в учащихся аналитико-синтетические способности, повысить культуру речи, сформировать научное мировоззрение.
Практическое занятие – одна из современных форм обучения в школе, направленная на закрепление теоретических знаний и выражается в применении, приобретенных умений и навыков на практике. Ценность таких занятий, прежде всего, в выявлении правильного понимания, полученной ранее информации и внесения, если это необходимо, нужных поправок и исправлений.
Лабораторная работа – вид организации учебной деятельности, схожий по своему назначению с практическим занятием, но имеющий в своей основе цель реализации таких функций, как развитие исследовательских навыков у учеников, охват обучающимися системы методов экспериментально-практического поля исследования, значительное расширение возможностей применения теоретических знаний на практике.
Конференция – один из видов организации школьного образования, дающий возможность проявить учащимся себя в области науки и высказать свое мнение, прибегая к научному анализу и синтезу.
Все перечисленные внешние формы современного школьного образования тесно связаны с третьей стороной модели обучения – формами внутренними. Внутренние формы обучения имеют место в организации работы преподавателя и структурном оформлении всего учебного процесса. Так, внутренние формы образования включают в себя как обязательное наличие вводных и плановых занятий, так и уроков по закреплению материала, а также практических занятий и оценке, приобретенных в процессе обучения знаний и навыков.
Все стороны, рассматриваемых видов организационных форм современного школьного образования имеют общие цели, одними из которых являются освоение новых знаний, закрепления их на практике, выработка необходимых умений, реализация и систематизация знаний и навыков, а также контроль и оценка полученного материала. Важное значение в достижении этих целей играет также самостоятельная работа учащихся и внеклассные формы занятий, которые несомненно способствуют более широкому восприятию и закреплению учебной информации.
Организационные формы обучения в школе могут быть различны, но следует выполнять все требования, внимательно слушать педагога, много заниматься, и тогда ученик сможет уйти со школы с богатым запасом знаний. Они непременно пригодятся ему в дальнейшей жизни.
Несмотря на различные виды организационных форм обучения, все же все они направлены на то, чтобы дать максимум знаний ученикам. Чтобы этого добиться, нужно надеяться и на свои собственные силы.
К записи "Организационные формы обучения в школе: основные виды" оставлено 0 коммент.