Основы русского языка, закладываемые в первом классе, в дальнейшем напрямую влияют на успеваемость ребенка по предмету. Грамотно составленная рабочая программа по русскому языку (1 класс) поможет сделать уроки интересными и продуктивными одновременно.
Содержание рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку для первого класса всегда должна оговаривать цели и задачи педагогической деятельности. Цель у преподавателя практически всегда одна: воспитать любовь и уважительное отношение к родному языку. Задачи должны носить более конкретный характер.
На уроках родной речи в первом классе дети знакомятся с основами грамотности, пунктуации и орфографии. Также среди задач педагога должно быть расширение словарного запаса своих подопечных, грамотное усвоение всех нюансов письма и чтения. Именно на уроках русского языка дети учатся из слов составлять предложения, используя изученные буквы. К тому же, именно на этих уроках дети знакомятся с основами печатного и прописного письма. В своей рабочей программе учитель должен отразить все нюансы, касающиеся обучения юных школьников.
В современных учебных заведениях большой акцент уделяет воспитанию патриотизма. Именно поэтому педагог обязательно должен отразить в программе задачу по осознанию ценности родного языка и воспитанию уважения к нему. При помощи изучения литературных произведений с множеством эпитетов и метафор, педагог сможет привить детям мысль о том, насколько богат и разнообразен родной язык.
На уроках русского языка в начальной школе изучают не только основы словообразования, но и нюансы пунктуации. Именно сейчас учитель знакомит детей со знаками препинания, рассказывает, когда и в каких случаях они используются. По сути, педагог закладывает основы будущей грамотности детей. По ходу знакомства с учениками, педагог оценивает и общий уровень подготовленности к школе. если такой уровень низкий, в рабочую программу может быть включена задача по закреплению знаний касательно алфавита.
В своем рабочем плане педагог обязательно указывает количество часов, отведенных на ту или иную тему, а также на реализацию конкретной задачи. Больше всего времени в первом классе уходит на изучение грамматики. Также педагог должен вывести в рабочей программе методики работы, общее содержание уроков по теме, возможные факультативные задания.
В конце своей рабочей программы, педагог указывает, каких результатов должны достигнуть ученики по окончанию первого года в школе. Так, по окончании первого класса, ребенок должен уметь четко выражать свои мысли на русском языке, владеть первичными навыками орфографии и пунктуации. Также школьники обязаны уметь составлять предложение, имея обширный словарный запас. Одним словом, выводимые в конце итоги должны соответствовать поставленным педагогическим задачам.
Методики работы на уроках русского языка
Рабочая программа 1 класса по русскому языку всегда делает особенный акцент на выборе методов работы, ведь педагог имеет дело с самыми юными учениками. Первоклассники не только должны усвоить огромный поток информации, но еще и привыкнуть к ежедневному посещению школы. Именно поэтому основа преподавания в первом классе — это игровые методы с массой разнообразных заданий.
Выбор игровых методов обучения в качестве основы изучения русского языка не случаен, ведь первоклассникам еще сложно долго сосредотачивать свое внимание на конкретном задании долгое время. Чем короче и интереснее будут упражнения, тем легче малышам будет учиться.
Так, например, многие учителя отдают предпочтение не стандартной проверке домашнего задания, а карточному опросу. Составив карточки с разнообразными вопросами и заданиями, педагог сможет и детей вовлечь в учебный процесс, и усвоение предмета проверить.
Еще один метод обучения в начальной школе, который нельзя игнорировать на уроках русского языка — это визуальное восприятие. Учителю следует показывать детям как можно больше картинок,рассказывать, на что похожи буквы и знаки препинания. Такая методика работы поможет деткам быстрее запомнить всю информацию посредством визуальных образов.
При изучении основ грамматики можно использовать примеры на доске, диктанты и сочинения на интересную тему. Поскольку малышам сложно долго усваивать информацию, диктанты не должны быть слишком длинными. В качестве текста лучше выбрать отрывок из любимой сказки, тогда детям точно будет интересно писать подобный материал. Если урок делает акцент на основы письменного изложения материала, педагогу следует почаще вызывать детей к доске. Объясняя каждому ребенку в отдельности, как пишутся те или иные буквы, педагог заметно поднимет уровень успеваемости.
Кстати, многие опытные педагоги советуют в рабочей программе прописывать отдельную задачу по работе с отстающими школьниками. Сейчас, когда дети только начинают обучение, педагогу очень важно не упустить из внимания тех учеников, которые не поспевают за изложением материала. Занимаясь с этими детьми сразу, объясняя им темы на факультативах, педагог сможет избежать приличных проблем с успеваемостью в дальнейшем.
Также нельзя игнорировать в рабочей программе и задачу по комплексному изучению сразу нескольких предметов. Так, например, на уроках чтения можно тренировать грамматику и пунктуацию, узнавая у детей, почему то или иное слово пишется так, и никак иначе. Подобное комплексное изучение родного языка на разных уроках поможет сформировать более стоическое усвоение информации и орфографических правил.
Еще одно важное направление уроков русского языка — это развитие творческих задатков ребенка. Развивать их можно посредством создания сочинений на необычные темы (например, «Каким бы я был героем сказки»), а также посредством практики навыков рисования. Педагог может предложить детям придумать свои изображения букв алфавита с трактованием того, почему они должны так выглядеть. Это поможет детям не только развить творческие навыки по рисованию, но и запомнить расположение букв в алфавите.
В век современных технологий учителя внедряют все больше методов работы с мультимедийными презентациями на уроках русского языка. Даже самые простые правила по формированию словосочетаний и основам пунктуации у младших школьников усваиваются лучше, если материал подавать визуально, а не на слух.
Правильное составление рабочей программы с подробным перечнем используемых методов, помогает педагогу повысить успеваемость в классе, сделав уроки поистине интересными.
Сейчас в школе особенное внимание уделяется именно изучению русского языка в начальных классах, когда закладываются основы будущей грамотности и общей успеваемости. Задача педагога — составить грамотную и полноценную учебную программу. В таком случае, каждый урок станет ступенью к исполнению общей цели учителя — воспитанию любви к родной речи и улучшению знаний по русскому языку.
К записи "Обучение русскому языку в начальной школе: составляем рабочую программу по русскому языку для учащися 1 класса" оставлено 0 коммент.