Как правило, с младшеклассниками родителям бывает наиболее трудно. Они еще мало адаптированы к школьным нагрузкам, а это значит, что зачастую у них возникают очень серьезные трудности в обучении. Как же их следует избегать?
Рано или поздно, но каждый родитель все равно сталкивается с некоторыми трудностями, которые могут возникать у их ребенка в школе. Зачастую, конечно же, проблемы возникают на самых первых порах, когда школьник начинает учиться, поскольку первые пару лет для него будут особенно тяжелыми. На плечи малыша падает не только груз ответственности, но и множество обязанностей, выполнения которых от него ждут взрослые.
Это и хорошее поведение в школе, уважительное отношение к учителям, тщательное выполнение домашних заданий и некоторых обязанностей по дому. Из-за этого качество выполнения тех или иных заданий может понизиться, так же могут ухудшиться и успеваемость, интерес к учебе может постепенно угаснуть. Чтобы этого не допустить, необходимо своевременно подобрать какую-либо методику, которая позволит сделать процесс обучения гораздо более эффективным.
Обучение младших школьников должно проходить в максимально дружественной обстановке. В первую очередь, нужно постараться избегать каких-либо конфликтов, которые могут назревать в коллективе младших школьников.
Многие психологи советуют обращать внимание на то, каким образом может меняться настроение у ребенка. Если происходят слишком резкие перепады, либо малыш часто находится в плаксивом настроении, то стоит показать его специалисту. Только благодаря квалифицированной помощи можно будет узнать корень всех проблем, поскольку возможно, что у ребенка начинают проявляться психологические отклонения, которые могут быть связаны как с нездоровой обстановкой в коллективе, так и с конфликтом с учителем.
Трудности в обучении младших школьников возникают зачастую из-за того, что ребенок оказывается плохо подготовленным к процессу обучения к школе. Многие психологи рекомендуют выбирать такую методику подготовки детей к школе, которая не будет исключать возможности общения со своими сверстниками. Лучше всего, если это будет проходить в специализированном центре, где ребенок не только будет находиться в коллективе с другими детьми, но и под присмотром специалиста.
Многие родители подчеркивают, что какая бы методика для обучения не была выбрана, необходимо чтобы она учитывала не только тот минимум, который нужно будет узнать малышу перед началом учебы, но и учитывала его физиологические и психологические особенности. Поэтому лучше подбирать тот или иной способ обучения только после консультации у врачей, при которой можно будет определить уровни развития малыша.
Психологические особенности детей младшего возраста заключаются в том, что им необходимо, в первую очередь, давать больше времени на отдых. Самым лучшим решением будет строго регламентировать режим его дня, чтобы малыш ложился спать и просыпался в одно и то же время. Многие считают, что школьник младшего возраста должен отдыхать спать не менее десяти часов. Кроме этого, на дневной сон тоже должно отводиться время. Как правило, достаточно для полноценного отдыха часа или полтора. Именно дневной отдых позволит восполнить запасы сил у младшеклассника, расслабит его и снизит стресс, полученный за целый день, проведенный в школе.
Один из самых главных советов заключается в том, что нужно чередовать умственную и физическую активность. Благодаря такому построению дня, школьник может полноценно отдохнуть, получить удовольствие как от умственной деятельности, так и от каких-либо упражнений. К тому же, организм младшеклассника, как правило, нуждается в активности, поскольку он растет, развивается и ему требуется движение.
Современная методика обучения ребенка предполагает занятия физической культурой не менее трех раз в неделю, однако же, многие считают, что этого недостаточно для полноценного развития ребенка. Специалисты советуют записать ученика в какую-либо спортивную секцию, чтобы равномерно распределить нагрузку, сбалансировать физическую и умственную деятельность.
Как правило, обучение младших школьников считается одним из самых сложных, поскольку малыши еще недостаточно дисциплинированны и ответственны. На плечи учителя ложится груз не только обучения ребенка, но и, зачастую, его воспитания. Некоторые родители, видя отклонения в психическом здоровье ребенка, в его дисциплине или учебе, стараются сразу же обвинить школу, хотя давно доказано, что именно домашняя обстановка в большей степени влияет на то, будет ли младшеклассник стараться учиться.
В связи с этим необходимо подобрать определенную методику обучения не только для школы, но и для применения ее в домашних условиях. Лучше всего по этому вопросу проконсультироваться с опытным педагогом, но общие требования, которые приводятся ко всем методикам обучения и являются фундаментом, следует соблюдать в строгости.
Первое правило заключается в категорическом запрете таких мер воспитания, которые базируются на применении физического насилия, которое применяется в качестве наказаний. Можно в качестве воспитательной меры поставить ребенка в угол, но это действие не должно сопровождаться оскорблениями и ругательствами, но вот бить ребенка ремнем или просто ладонью нельзя. Уже давно доказано многими учеными, что физический метод воспитания неэффективен, поскольку ребенок не просто становится замкнутым, закрывается от родителей, но, в конечном счете может стать и попросту неуправляемым.
Может быть и другой вариант развития событий, при котором малыш станет нелюдимым, забитым, будет сторониться людей и везде и всюду находиться в одиночестве. Применение физических наказаний калечит психологическое состояние ребенка, поэтому наказывать его таким образом за провинности как в школе, так и дома, нельзя.
Кроме этого, не стоит постоянно кричать на школьника из-за его плохой успеваемости или некрасивого поведения в школе. Крик влияет не менее пагубно на психику ребенка, а потому нужно не ругать его, а почаще стараться хвалить даже за самые маленькие достижения. Психологи утверждают, что, услышав однажды из уст родителя похвалу, школьник будет стараться заслужить ее снова, вследствие чего улучшится не только его поведение в школе, но и успеваемость.
Как уже стало ясно из сказанного выше, ни криком, ни физическими действиями на ребенка невозможно произвести положительного эффекта, а вот психику расшатать, увы, получится гораздо лучше. Но, стоит обратить внимание и на то, что постоянная похвала, покупка ребенку тех игрушек, которые он хочет, могут разбаловать ребенка и сделать его абсолютно неуправляемым, поэтому обучение младших школьников ни в коем случае не должно базироваться на системе поощрения за все, что скажет делать родитель.
В этом случае в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы, связанные с мотивацией к учебе, поскольку у школьника уже успело сложиться мнение, что за хорошие результаты он всегда должен получать вознаграждение.
Кроме перечисленных выше причин, сложности в обучении младшеклассников могут возникнуть и в том случае, если родители уделили недостаточное внимание не только их подготовке перед школой, но и самим детям. Случается так, что отсутствие постоянного контроля со стороны учителя тоже может стать фактором, способствующим развитию проблем ребенка с учебой. Многие дети, к тому же, получив однажды резкий ответ, бояться переспрашивать и уточнять что-либо у учителя, даже если они не поняли что-либо из новой темы.
Неосведомленность в различных сферах вскоре может привести не только к ухудшению уровня образования ребенка, но и к некоторым психологическим проблемам, связанным с боязнью насмешки со стороны сверстников и учителей. Известно, что психика младшего школьника очень восприимчива, поэтому чтобы избежать проблем с качеством их образования, необходимо постараться не только терпеливо разъяснять ему непонятный материал, но и создать здоровую дружескую атмосферу в коллективе.
Проблемы в обучении младших школьников в большинстве случаев решаемы, самое главное, не запускать их, а своевременно стараться отреагировать на малейшие изменения в поведении и настроении ребенка. Для этого нужно не только постоянно расспрашивать его о том, как прошел день в школе, но и слушать ребенка даже тогда, когда вынужденно приходится заниматься каким-либо другим делом.
Многие считают, что творческий подход к обучению младших школьников является наиболее эффективным. И действительно, данная методика позволяет не только заинтересовать ребенка в учебе, сделать процесс изучения более занимательным и любопытным, но и раскрыть потенциалы школьника в том или ином деле. Самое главное в этой методике – сочетать творческие занятия с похвалой, поскольку зачастую на уроках дети бывают ей обделены. Каждому малышу нравится, когда его хвалят, когда им гордятся любимые родители, поэтому благодаря интересным творческим занятиям и такой мощной мотивации можно избежать многих трудностей в обучении.
Некоторые проблемы в обучении возникают с детьми, которые по каким-то причинам являются рассеянными, пишут медленно и так же медленно отвечают на поставленные вопросы. Кричать на ребенка ни в коем случае не стоит, ведь можно все исправить благодаря простым упражнениям. Для того чтобы сделать методику обучения таких детей наиболее эффективной, нужно уделять им больше внимания, включить в процесс учебы решение задач различного уровня – от простых, до более сложных логических. Впоследствии это поможет ребенку научиться не только сосредотачивать внимание на чем-то одном, но и научит его быстро ориентироваться в предоставляемой информации.
Игровая деятельность тоже должна занимать долю в процессе всего обучения, поскольку дети, зачастую, еще не привыкли к постоянной нагрузке. На протяжении занятия можно дать им несколько минут перерыва, но при этом не просто оставить их, а провести с ними легкую зарядку, разомнуть руки или провести небольшую викторину. Это не только позволит разнообразить урок, но и сделать его более интересным для детей. Кроме этого, каждая методика обучения должна подразумевать наличие разных заданий, которые можно будет выполнять ученикам, поэтому не стоит концентрироваться только на одном или двух видов заданий.
Следует помнить, что для того, чтобы избежать проблем в дальнейшем обучении ребенка, он должен пройти небольшую адаптацию в школе. На протяжении месяца или двух после поступлении в первый класс, лучше не записывать ребенка в какие-либо секции, не давать ему слишком много заданий и упражнений, а так же уменьшить количество домашней работы, которую ранее мог выполнять младшеклассник.
Лишь после того, как малыш привыкнет к постоянным нагрузкам в школе, к тому, что каждый день необходимо выполнять определенное количество заданий, можно, посоветовавшись с ребенком, выбрать для него еще несколько форм занятий в свободное время. Это позволит не пренагружать школьника, а значит и многих трудностей, как в обучении, так и в поведении малыша в школе, можно будет избежать.
Кроме этого, необходимо больше стараться больше читать, заставлять ребенка писать и решать некоторые задачки. Главное, заинтересовать его в этом, сделать процесс интересным и не погасить у него стремления к новым знаниям. Впоследствии, если сравнить нескольких детей, то можно будет увидеть, что ребенок, который часто и с удовольствием занимался, гораздо более успешен в обучении, чем его сверстники.
Как можно увидеть из статьи, многих проблем и трудностей в обучении ребенка достаточно просто избежать, если сразу найти не только правильный подход к нему, но и хорошую методику обучения, выявляющую слабые места в обучении.
К записи "Обучение младших школьников: подход и трудности" оставлено 0 коммент.